Профилактика заболеваний дыхательной системы у детей

Неспецифическая и специфическая профилактик заболеваний органов дыхания

Опытные врачи знают, какой должна быть профилактика заболеваний органов дыхания у детей и взрослых. Респираторный тракт человека начинается с носоглотки и ротоглотки. К органам дыхания относится гортань, трахея, бронхи и легкие. Наиболее часто страдает слизистая верхних дыхательных путей. К заболеваниям органов дыхания относится ринит, синусит, ларингит, ларинготрахеит, бронхит, силикоз, туберкулез, пневмония и некоторые другие заболевания.

Как предупредить патологию респираторного тракта

Каждый ребенок и взрослый хотя бы раз в жизни болел респираторными инфекциями. В большинстве случаев заболевания органов дыхания у детей и взрослых имеют инфекционную этиологию.

Выделяют следующие причины развития патологии верхних и нижних дыхательных путей:

  • снижение иммунитета;
  • переохлаждение;
  • употребление холодных напитков или мороженого;
  • вдыхание сырого, холодного воздуха;
  • ношение одежды не по погоде;
  • наличие очагов хронической инфекции;
  • контакт с аллергенами (пылью, химикатами);
  • неблагоприятные условия труда (запыленность помещений);
  • контакт с больным человеком;
  • большая нагрузка на голосовой аппарат;
  • вдыхание загрязненного воздуха (дыма).

Фото 1. Таблица причин болезней органов дыхания.

Органы дыхания часто воспаляются на фоне респираторных инфекций: гриппа, аденовирусной и риновирусной инфекции, коклюша, скарлатины. Таблица причин представлена на фото 1. Профилактика заболеваний органов дыхания бывает специфической и неспецифической. В первом случае применяются различные вакцины. Они уменьшают риск развития той или иной патологии (туберкулеза, коклюша, скарлатины, туберкулеза).

Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний направлена на звена эпидемического процесса (источника инфекции, пути и факторы передачи, а также восприимчивого организма). Выделяют следующие меры по предупреждению патологии дыхательной системы:

  • исключение переохлаждения;
  • ношение теплой одежды и обуви в холодную погоду;
  • предупреждение промокания ног;
  • ограничение контакта с больным;
  • ношение масок во время эпидемии гриппа;
  • ношение средств индивидуальной защиты при работе в запыленных условиях;
  • отказ от курения;
  • укрепление иммунитета;
  • занятие спортом;
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • увеличение двигательной активности;
  • отказ от алкоголя и наркотических средств;
  • регулярное проветривание помещения;
  • регулярные прогулки за городом;
  • проведение ингаляций.

У лиц, ведущих правильный образ жизни, болезни органов дыхания диагностируются гораздо реже. Таблица по астме и ее профилактике представлена на фото 2.

Отказ от вредных привычек

Установлено, что у лиц, которые регулярно употребляют спиртные напитки и страдают алкоголизмом, болезни органов дыхания развиваются в 3-4 раза чаще. На фоне алкоголизма часто развивается атрофический ларингит, утолщаются голосовые связки, грубеет голос.

Этиловый спирт вызывает атрофию ресничного эпителия слизистых. Такое грозное заболевание, как туберкулез, часто развивается на фоне алкоголизма и курения. Обусловлено это снижением иммунитета.

Бичом современного общества и глобальной проблемой является курение. Содержащиеся в сигаретном дыме вещества приводят к туберкулезу, хроническому бронхиту, частым простудным заболеваниям, пневмониям и раку легких. Чтобы обезопасить себя и своих близких, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • отказаться от выкуривания сигарет;
  • отказаться от курения кальянов;
  • исключить пребывания в местах для курения;
  • полностью отказаться от спиртных напитков.

Пассивное курение является не менее опасным. При наличии симптомов алкоголизма следует обратиться к врачу. Если заниматься спортом, больше работать и иметь хобби, то надобность в курении и алкоголе исчезнет. Таблица по раку легких показана на фото 3.

Другие профилактические мероприятия

У ребенка и взрослого человека патология органов дыхания может быть спровоцирована различными аллергенами. Для предупреждения развития аллергического ринита, астмы и бронхита нужно соблюдать следующие правила:

Профилактика заболеваний органов дыхания включает проветривание помещений.

За сутки человек выделяет огромное количество различных газов (углекислоту, сероводород). Проветривание должно быть сквозным в отсутствии людей. Делать это нужно неоднократно в течение 30-60 минут. За это время происходит полный воздухообмен.

Проветривание снижает количество микробов в окружающем человека воздухе. Инфекционные болезни часто вызываются условно-патогенной флорой. Для того чтобы иммунитет был всегда хорошим, следует правильно питаться и вести активный образ жизни. Требуется обогатить рацион продуктами, содержащими витамин C. На иммунитет влияют животный белок и витамины.

Детям рекомендуется тепло одеваться. В холодную погоду нужно носить шарфы, головные уборы и утепленную обувь. Это снизит вероятность простудных заболеваний. Наличие в доме комнатных, вечнозеленых растений также благотворно влияет на органы дыхания. Большое значение имеет лечение хронической соматической патологии.

Часто выявляется профессиональная патология органов дыхания (хронический пылевой бронхит, силикоз, силикатоз, ларингит). В группу риска по силикозу входят шахтеры, горнорабочие, литейщики, стеклодувы, гончары. Их профилактика включает ношение СИЗ (масок, респираторов), обустройство рабочих мест вытяжной вентиляцией, применение пылеуловителей и противопылевых кожухов, нормирование работы, автоматизацию работы, проведение профилактических осмотров.

В этом видео говорится о профилактике заболеваний органов дыхания:

Меры специфической профилактики

Для защиты детей и взрослых от инфекционных респираторных заболеваний на сегодня широко применяется иммунизация (вакцинация). Таблица профилактических прививок имеется в национальном календаре. В настоящее время проводятся вакцинации против следующих респираторных заболеваний:

  • туберкулеза;
  • дифтерии;
  • коклюша;
  • гемофильной инфекции;
  • кори.
Читать еще:  Применение физраствора в домашних условиях

Вакцинация начинается с раннего детского возраста. При необходимости организуется ревакцинация.

В этом видео даны советы по профилактике болезней органов дыхания:

Прививка от гриппа не входит в национальный календарь, так как она не является обязательной. Наиболее часто применяются такие вакцины от гриппа, как Гриппол, Инфлювак, Флюарикс, Ваксигрип. Иммунизация снижает риск осложнений во время развития болезни и саму вероятность инфицирования. Таким образом, чтобы предупредить развитие болезней органов дыхания, нужно повышать свой иммунитет, вести здоровый образ жизни и работать в оптимальных условиях.

10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков

Как уже было сказано, различают профилактику первичную, направленную непосредственно на предупреждение заболеваний. Вторичную, которая предполагает раннее выявление заболеваний, своевременное, правильное их лечение с целью предупреждения осложнений и перехода в хроническую форму. Третичная профилактика предусматривает восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями, чтобы предупредить инвалидность.

Во всех 3-х видах профилактики заболеваний должен принимать участие учитель, так как значительную часть времени учащиеся проводят в школе. Наиболее существенна роль учителя в первичной профилактике.

Известно, что в процессе учебных занятий наступает умственное и физическое утомление учащихся. Если не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, то утомление может перейти в переутомление. А это уже предболезненное состояние, так как при нём снижаются функциональные возможности организма, падает иммунитет, что способствует возникновению заболеваний и, прежде всего болезней дыхательной системы.

На состоянии здоровья учащихся сказываются многие школьные факторы: обучающая программа, психологический климат, расписание уроков (дневное, недельное), световой, температурный, воздушный режим и другие.

Учитель должен помнить, что среди других мер в предупреждении заболеваний и, прежде всего органов дыхания большую роль играет чистота воздуха, его физико-химические свойства. Например, к началу 4-го урока количество углекислого газа в классе возрастает в 3 раза, а в течение дня может увеличиваться в 100 раз. Одновременно уменьшается содержание кислорода в 1,3 раза. За счет выдыхаемых паров и испарения пота увеличивается влажность воздуха и нарушается терморегуляция.

Воздух в непроветреином классе загрязнён также газообразными веществами, которые образуются при химическом разложении пыли на одежде, мебели и других предметах, находящихся в классе, а также при разложении пота и кожного сала с поверхности тела.

Во время занятий в классе уменьшается количество лёгких отрицательно заряженных ионов. Лёгкие ионы становятся тяжелыми за счёт оседающих на них паров воды, пыли, микробов и других частиц. При проветривании класса погибает от 50 до 80% микробов, остальные – под воздействием солнечного света. Регулярная влажная уборка удаляет из помещения грязь, пыль, микробы, предупреждая попадание их в воздух, а значит и в дыхательные пути учащихся. Нельзя забывать о чистоте школьной одежды и обуви. Они являются основными источниками загрязнения учебных классов.

Правильное гигиеническое содержание классов и других помещений школы является существенной мерой в предупреждении заболеваний органов дыхания.

Очень важно помнить о том, что переохлаждение организма учащихся также снижает иммунитет и тем самым способствует возникновению заболеваний органов дыхания.

Хороший микроклимат можно создать озеленением прилегающей к школе территории деревьями, кустарниками, цветами. Это оказывает не только эстетическое воздействие, но и создаёт защиту органов дыхания учащихся от пыли и болезнетворных микробов. Исследования проб воздуха показывают, что содержание микробов в воздухе среди зелёных насаждений в 2 раза меньше, чем на не озеленённой территории.

Особенно полезно вокруг школы высаживать берёзы, сосны, ели, лиственницы, тополя. Они выделяют эфирные масла, обладающие бактерицидным действием на микробы. Это также способствует профилактике заболеваний дыхательных путей.

Через каждый школьный предмет надо воспитывать у детей отношение к своему здоровью, как величайшей ценности. Прививать им навыки здорового образа жизни, которые позволят не только сохранить, но и преумножить потенциал здоровья, а значит повысить сопротивляемость организма к любой инфекции.

Вторичная профилактика заболеваний дыхательной системы у школьников заключается в раннем выявлении детей, заболевших ОРЗ, гриппом, другими острыми заболеваниями органов дыхания. При выявлении в классе детей с такими заболеваниями учитель должен принять меры к их изоляции. Эти меры помогут уберечь от заражения других учащихся.

В период массовых заболеваний вирусными инфекциями и особенно гриппом в школах вводится карантин и отменяются занятия. Эта мера позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции и в то же время уберечь заболевших от осложнений.

Определённое участие принимает учитель и в третичной профилактике заболеваний органов дыхания. Во-первых, он должен знать, что в его классе учится ребёнок с хроническим заболеванием и помогать ему в освоении учебного материала. Во-вторых, многие учителя привлекаются к обучению больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы на дому, что позволяет быстрее восстановить здоровье детей и предупредить более серьёзное осложнение.

Различные заболевания органов дыхания у детей

Заболевания органов дыхания у детей — очень распространенное явление. Существуют их многочисленные виды и подвиды. Как утверждает статистика, почти 70% всех детских болезней приходится именно на дыхательные пути. Они во многом аналогичны развитию патологий во взрослом возрасте, но обладают определенными особенностями, связанными с физиологическим развитием организма.

Читать еще:  Продувание уха через нос

Разные заболевания органов дыхания у детей имеют различную этиологию и патогенез. Часть из них трудно отнести к опасным болезням, но некоторые дают очень серьезные осложнения и становятся причиной детской смертности. Как бы ни протекали дыхательные патологии, они требуют внимательного отношения и своевременного лечения, тем более что в детском возрасте закладывается фундамент здорового организма на всю жизнь.

Особенности детской дыхательной системы

Детские болезни дыхательной системы имеют свою специфику из-за особенностей строения развивающегося организма. К таким особенностям следует отнести:

  1. Узкий носовой ход, а у ребенка до 4 лет – практически полное отсутствие нижнего носового хода.
  2. Возможное затруднение дыхания через нос в результате роста носоглоточной лимфоидной ткани в раннем возрасте.
  3. Повышенный риск развития ложного крупа из-за коротких голосовых связок и узкой голосовой щели.
  4. Меньшая глубина детского дыхания.
  5. Повышенная плотность легких при слабой их воздушности.
  6. Недоразвитость мышц дыхания.
  7. Учащенная частота дыхания.
  8. Неустойчивый характер дыхательного процесса у новорожденных.
  9. Изменение типа дыхания в процессе взросления ребенка.
  10. Облегченное сужение просвета бронхов по сравнению со взрослым человеком.

Полноценное развитие дыхательная система человека получает только к 14-15 годам, и до этого возраста риск заболеваний достаточно высок. Кроме того, именно в детском возрасте наиболее сильно проявляется генетическая предрасположенность, врожденные патологии, неблагоприятные внешние факторы.

Болезни органов дыхания у детей

Заболевания дыхательной системы многообразны и возникают в результате инфекций, аллергических реакций и воздействия различных провоцирующих факторов.

К основным видам дыхательных патологий в детском возрасте можно отнести ринит, ларингит, ангину, бронхит, тонзиллит, фарингит, пневмонию, легочные микозы, болезни плевры и заболевания, относящиеся к группе острых респираторных вирусных инфекций.

  1. Ринит (насморк) представляет собой воспаление носовой слизистой оболочки и может являться самостоятельным заболеванием или признаком другой патологии. Классифицируется на 2 основных типа: инфекционный и вазомоторный ринит. Инфекционный тип может быть острой и хронической формы. Он развивается под воздействием патогенных вирусов или бактерий при наличии провоцирующих факторов, таких как переохлаждение, стресс, сопутствующие болезни, механические и химические воздействия. Вазомоторный ринит в основном представлен аллергическим насморком, появляющимся в результате повышенной чувствительности носовой слизистой к определенным экзогенным аллергенам (пыльца растений, шерсть животных, пыль и т.д.).
  2. Ларингит является воспалением слизистой оболочки гортани, характеризующимся спазматическими процессами на фоне простудных явлений. Заболевание подразделяется на острую и хроническую форму. В раннем детском возрасте наиболее распространен ложный круп – острый ларингит в виде стеноза гортани, начинающийся внезапно, как приступ кашля и проблемы с дыханием. Из других острых разновидностей следует отметить флегмонозный (гнойный) и катаральный (простой) виды. У детей может развиться хронический ларингит в результате роста аденоидов, который сопровождается гипертрофией слизистой гортани с возникновением инфильтративных узелков и расширением сосудов. Для малышей характерна и такая форма, как отечный ларингит, который проявляется после попадания чужеродного тела в трахею или бронхи.
  3. Фарингит – это воспаление слизистой оболочки глотки в острой или хронической форме. Заболевание сопровождается болевыми ощущениями, першением и чувством дискомфорта в горле. Заболевание инфицируется патогенными вирусами или бактериями. Наибольшее распространение находит катаральный фарингит на фоне ОРВИ. Основным возбудителем является риновирус. Заражение вирусами достаточно часто становится первой стадией, в продолжение которой происходит инфицирование бактериями.
  4. Ангина представляет собой воспаление небных, язычной или носоглоточной миндалин, причем наиболее часто воспаляется небная миндалина. Чаще всего возбудителем служит стрептококк типа А. Различаются 3 основные разновидности заболевания: катаральная, фолликулярная и лакунарная ангина. Катаральная (наиболее распространенная) развивается очень стремительно и в острой форме (боль при глотании, припухлость, температура). Фолликулярный тип характеризуется длительным течением и тяжелыми осложнениями. При лакунарной ангине наблюдается температура до 40 градусов и ухудшение общего состояния.
  5. Хронический тонзиллит, как правило, является продолжением ангины или другой инфекционной болезни и описывается длительным воспалением небных и глоточных миндалин. Основные формы – лакунарный, паренхиматозный и склеротический тонзиллит. В своем развитии заболевание может находиться в двух стадиях: компенсированная (латентный очаг инфекции) фаза и фаза декомпенсации, сопровождающаяся рецидивами ангины и абсцессами.
  6. Бронхит – это заболевание бронхов воспалительного характера, обычно характеризующееся вирусным механизмом заражения. Острая форма заболевания достаточно распространена у грудных детей и детей в возрасте до 3 лет. Чаще всего она порождается вирусами гриппа или кори, аденовирусом, а также микоплазмой, стафилококком, стрептококком, пневмококком. Провоцирующие факторы: переохлаждение или перегрев, загрязненная атмосфера. У ребенка детей бронхиальное сужение дыхательных каналов предопределяется отеком слизистой и выделением секрета в просвет бронхов.
  7. Пневмония является очень опасным заболеванием в результате воспаления легочных тканей инфекционного направления, приводящим к нарушению легочных функций, изменению газообмена в организме и дыхательной недостаточности. Острая форма пневмонии распространена у детей до годовалого возраста и объясняется вышеуказанными физиологическими особенностями детского организма. В раннем возрасте болезнь протекает очень тяжело и часто переходит в хроническую форму.

Симптомы заболеваний органов дыхания

Несмотря на многообразие форм, заболевания дыхательной системы имеют некоторые характерные симптомы:

  • болевые ощущения в горле или в области груди при глотании или глубоком дыхании;
  • высокая температура;
  • одышка, иногда переходящая в удушье.

Кашель является обязательным признаком болезни. Он может быть сухим или с мокротой, при тяжелых формах – с гнойным выделением или следами крови.

Читать еще:  Сироп ипекакуаны

Кашель может носить постоянный или периодический характер

Профилактика заболеваний

С учетом распространенности дыхательных инфекций в разном возрасте важное значение приобретает профилактика заболеваний органов дыхания у детей.

Одно из лучших профилактических мероприятий – свежий морской воздух, насыщенный йодом. Такая профилактика способна хорошо очистить и продезинфицировать легкие и всю дыхательную систему.

Если нет возможности бывать на море, то следует почаще дышать свежим воздухом, регулярно проветривать помещение.

Начиная с 12-летнего возраста хорошей профилактикой может стать регулярный прием антивирусных средств – эхинацеи и элеутерококка. В любом возрасте для повышения иммунной защиты следует вводить в рацион питания достаточно витаминов. В зимнее время необходимо устранить возможность переохлаждения организма.

Дома лечение и профилактику заболеваний можно проводить с помощью ингаляций и ванн с добавлением травяных составов, например эвкалипта, сосновой хвои, можжевельника.

В комнате можно применить ароматическую лампу, распространяющую ароматы эфирных масел и обладающую бактерицидным воздействием.

10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков

Как уже было сказано, различают профилактику первичную, направленную непосредственно на предупреждение заболеваний. Вторичную, которая предполагает раннее выявление заболеваний, своевременное, правильное их лечение с целью предупреждения осложнений и перехода в хроническую форму. Третичная профилактика предусматривает восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями, чтобы предупредить инвалидность.

Во всех 3-х видах профилактики заболеваний должен принимать участие учитель, так как значительную часть времени учащиеся проводят в школе. Наиболее существенна роль учителя в первичной профилактике.

Известно, что в процессе учебных занятий наступает умственное и физическое утомление учащихся. Если не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, то утомление может перейти в переутомление. А это уже предболезненное состояние, так как при нём снижаются функциональные возможности организма, падает иммунитет, что способствует возникновению заболеваний и, прежде всего болезней дыхательной системы.

На состоянии здоровья учащихся сказываются многие школьные факторы: обучающая программа, психологический климат, расписание уроков (дневное, недельное), световой, температурный, воздушный режим и другие.

Учитель должен помнить, что среди других мер в предупреждении заболеваний и, прежде всего органов дыхания большую роль играет чистота воздуха, его физико-химические свойства. Например, к началу 4-го урока количество углекислого газа в классе возрастает в 3 раза, а в течение дня может увеличиваться в 100 раз. Одновременно уменьшается содержание кислорода в 1,3 раза. За счет выдыхаемых паров и испарения пота увеличивается влажность воздуха и нарушается терморегуляция.

Воздух в непроветреином классе загрязнён также газообразными веществами, которые образуются при химическом разложении пыли на одежде, мебели и других предметах, находящихся в классе, а также при разложении пота и кожного сала с поверхности тела.

Во время занятий в классе уменьшается количество лёгких отрицательно заряженных ионов. Лёгкие ионы становятся тяжелыми за счёт оседающих на них паров воды, пыли, микробов и других частиц. При проветривании класса погибает от 50 до 80% микробов, остальные – под воздействием солнечного света. Регулярная влажная уборка удаляет из помещения грязь, пыль, микробы, предупреждая попадание их в воздух, а значит и в дыхательные пути учащихся. Нельзя забывать о чистоте школьной одежды и обуви. Они являются основными источниками загрязнения учебных классов.

Правильное гигиеническое содержание классов и других помещений школы является существенной мерой в предупреждении заболеваний органов дыхания.

Очень важно помнить о том, что переохлаждение организма учащихся также снижает иммунитет и тем самым способствует возникновению заболеваний органов дыхания.

Хороший микроклимат можно создать озеленением прилегающей к школе территории деревьями, кустарниками, цветами. Это оказывает не только эстетическое воздействие, но и создаёт защиту органов дыхания учащихся от пыли и болезнетворных микробов. Исследования проб воздуха показывают, что содержание микробов в воздухе среди зелёных насаждений в 2 раза меньше, чем на не озеленённой территории.

Особенно полезно вокруг школы высаживать берёзы, сосны, ели, лиственницы, тополя. Они выделяют эфирные масла, обладающие бактерицидным действием на микробы. Это также способствует профилактике заболеваний дыхательных путей.

Через каждый школьный предмет надо воспитывать у детей отношение к своему здоровью, как величайшей ценности. Прививать им навыки здорового образа жизни, которые позволят не только сохранить, но и преумножить потенциал здоровья, а значит повысить сопротивляемость организма к любой инфекции.

Вторичная профилактика заболеваний дыхательной системы у школьников заключается в раннем выявлении детей, заболевших ОРЗ, гриппом, другими острыми заболеваниями органов дыхания. При выявлении в классе детей с такими заболеваниями учитель должен принять меры к их изоляции. Эти меры помогут уберечь от заражения других учащихся.

В период массовых заболеваний вирусными инфекциями и особенно гриппом в школах вводится карантин и отменяются занятия. Эта мера позволяет предупредить дальнейшее распространение инфекции и в то же время уберечь заболевших от осложнений.

Определённое участие принимает учитель и в третичной профилактике заболеваний органов дыхания. Во-первых, он должен знать, что в его классе учится ребёнок с хроническим заболеванием и помогать ему в освоении учебного материала. Во-вторых, многие учителя привлекаются к обучению больных с хроническими заболеваниями дыхательной системы на дому, что позволяет быстрее восстановить здоровье детей и предупредить более серьёзное осложнение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector