Профилактика заболеваний в доу

Профилактика простуды у детей в детском саду

Оберегать собственное дитя от вирусов и простуды, конечно, надо. Но делать это удается далеко не всегда. До того, как ребенок пойдет в детский сад, он слишком часто находится в практически стерильных условиях. Его потеплее укутывают на прогулках, боятся сквозняка дома, а при первых признаках заболевания – пичкают лекарствами. У родителей, поступающих именно так, при поступлении малыша в детский сад возникают огромные проблемы…

Простуда у ребенка в детском саду: из-за чего возникает

Нет детей, которым не доводилось болеть в детском саду в первый же год. Мало того, нормой считается частота заболеваемости раз в 2–3 месяца. А некоторые врачи говорят, что и 10 раз за год детсадовский ребенок болеть тоже может. И в этом, якобы, нет ничего страшного. Как же выходит, что почти никогда серьезно не болевший малыш вдруг начинает постоянно кашлять и сопатиться? Причины достаточно просты и понятны. А состоят они в следующем.

  1. Недостаточно крепкий иммунитет. Чтобы иммунитет сформировался, ребенок, как ни странно, должен болеть. Самые интенсивные усилия родителей до того, как кроха пойдет в детский сад, не помогут поднять иммунитет на должный уровень. Ведь организм ребенка банально не сталкивается с вредными «агентами» извне. А, попав в детский сад, сразу же подвергается их воздействию со всех сторон.
  2. Большое количество вирусов и микробов вокруг. В любой группе детского сада обязательно есть дети, которых родители не стали оставлять дома при первых признаках простуды. Именно эти дети и становятся основным источником заразы. Здесь, конечно, вина самих родителей, которые так безалаберно относятся к здоровью и своего чада, и чужих малышей. Но что поделать? Оставить приболевшего ребенка могут далеко не все по разным причинам.
  3. Плохое состояние самих детских садов. Надо сразу отметить, что это относится не ко всем заведениям. Но все-таки в отечественной реальности детсад – это место далеко не самое приятное и комфортное. Наличие сквозняков, недостаточное (или наоборот излишнее) отопление, полы без подогрева… А еще к этому следует прибавить крупный состав групп, в которых обычно три десятка человек, находящихся большую часть дня в одном помещении.
  4. Эмоциональная нагрузка. И, наконец, здоровье ребенка сильно зависит от его морального состояния. Когда малыш идет в детский сад, простуды у него начинают появляться во многом и из-за добавившегося стресса. Новые знакомства, отсутствие родителей рядом, появление чужих взрослых людей – эти факторы, действительно, подрывают иммунитет и тоже частично способствуют возникновению простуды.

Основные причины, по которым у малыша в детскому саду появляется простуда, нам теперь понятны. И, зная их, можно дать хорошие рекомендации по профилактике. Все-таки именно профилактика простуды у детей в детском саду обычно оказывается наиболее эффективной. Предотвратить заболевание проще, чем потом пытаться от него избавиться.

Как обеспечить профилактику простуды для детского сада

Для предотвращения заболевания простудой годятся многие довольно простые методы. Каждый из них, возможно, сам по себе хорошего эффекта и не даст. Зато при использовании этих методов в системе, то есть комплексно, результат окажется отличным. Из каких же именно составляющих состоит профилактика? Она должна включать в себя следующие манипуляции и действия.

  1. Закаливание. Думать о закаливании уже в тот момент, когда ребенок пошел в детский сад, поздно. Заниматься закаливанием необходимо как можно раньше. В этом помогут советы педиатра. Все-таки ему виднее, что для вашего малыша больше всего подходит. Но точно можно сказать, что выведение ребенка на прогулки под несколькими слоями свитеров и шапок – не самое удачное решение. Если на улице нет мороза, ветра или апокалипсиса, закупоривать кроху в сто одежек нельзя. Иначе иммунитет не сформируется вовремя, а в детском саду простуды станут обычным делом.
  2. Правильное лечение. Антибиотики и вообще любые таблетки при простудах детям противопоказаны. К сожалению, распространилась практика назначения именно антибиотиков по каждому случаю. На самом деле, если высокой температуры нет, а малыша беспокоит только легкий кашель и насморк, достаточно обеспечить ему обильное питье, проветривать комнату и оградить от дополнительных физических нагрузок. Детские витамины также показаны и во время заболевания, и в периоды между простудами.
  3. Разнообразный рацион. Понятно, что дети к еде относятся чаще всего очень капризно и придирчиво. Но это совсем не значит, что надо потакать всем желаниям крохи, постоянно покупать чипсы, сладкую газированную воду, жевательную резинку. Такое питание сказывается, в том числе, и на иммунитете. Не в лучшую сторону. Правильный рацион для детей включает в себя 5 приемов пищи, состоящих из каш, супов, вареного мяса и рыбы, овощей, фруктов.
  4. Физическая активность. Даже с детьми до года выполняют легкую гимнастику, делают массаж. В старшем возрасте им на смену приходит самостоятельная зарядка. Только помните, что самый сильный стимул для детей делать зарядку – наличие примера. Если вы сами ее не выполняете, то и малыш не станет!
  5. Соблюдение правил личной гигиены. Важнейшей профилактической мерой, помогающей не заболеть в детском саду простудой, становится банальное мытье рук перед едой. Не просто «побрызгать водичкой», а именно помыть с мылом. Это необходимо для уничтожения тех бактерий, что скапливаются на ладонях и могут, в конечном счете, попасть в организм, подорвав иммунитет и здоровье в целом.
  6. Пропаганда здорового образа жизни. В данном контексте слово «пропаганда» – означает предоставление все того же хорошего примера. Понятно, что ЗОЖ для взрослых не на первом месте. Но, например, курить рядом с собственным малышом – это настоящее преступление. Мало того, что сигаретный дым бьет по иммунитету ребенка, так у него еще и появляется убеждение, будто курить – это здорово… На надо так поступать.
  7. Минимизация эмоциональных потрясений. Жизнь ребенка беспокойна. Он постоянно сталкивается с чем-то новым, испытывает волнение, страхи и огромный комплекс других негативных эмоций. А они, в свою очередь, плохо сказываются на иммунитете. Только поддержка и благожелательное отношение со стороны родителей помогают от этого защититься.

Еще раз – если использовать эти меры поодиночке, полноценную профилактику обеспечить вряд ли получится. Действовать необходимо в комплексе, чтобы эффект оказался, действительно, заметным. Но здесь мы поговорили об общей профилактике. А ведь еще есть профилактика, связанная непосредственно с посещением детского сада. И ей обязательно надо уделить внимание дальше.

Как организовать профилактику простуды в детском саду

Подумать о том, как ребенок сможет приспособиться к детскому саду, необходимо заранее. Еще до того, как он в детский сад, собственно, пойдет. Какие меры в этом случае надо предпринять? Чтобы ребенок болел как можно реже при посещении детского сада, стоит помнить о таких моментах.

  1. Желательно самостоятельно следить за состоянием учебно-воспитательного заведения. Не всегда есть такая возможно, но все-таки… Если материально-техническая база детского сада далека от идеальной, стоит заняться ее улучшением. Не самостоятельно, конечно, а через контролирующие органы. С какими-то недостатками можно мириться. Старая плитка или облупившаяся краска – это одно. А пропускающие сквозняки окна и протекающие батареи – совсем другое. Ребенок не должен проводить практически весь день в таких условиях.
  2. Использование общих игрушек – это вообще отдельная история. По правилам их должны регулярно дезинфицировать… Но где в нашей стране соблюдаются правила? Так что, ребенку необходимо привить привычку правильно использовать эти игрушки. Он должен знать, что тянуть машинки или кукол в рот нельзя. А после игр нужно мыть руки. Гигиенические и умывальные принадлежности у малыша, конечно, должны быть личными, а не общими. Причем, крохе все время следует напоминать о том, как обращаться с теми же игрушками и принадлежностями. А то он обязательно забудет.
  3. Если ребенок все-таки заболел, воздержитесь от посещения детского сада. Еще в самом начале мы говорили о том, что такое отношение родителей приводит к распространению простуды в детсадовской группе. Так вот, не будьте сами свиньями. Не подвергайте других детей риску. Простыми словами – начните с себя. По возможности указывайте на это и другим родителями, если видите, что они приводят больного малыша по утрам или забирают его вечером. Все-таки в обществе надо воспитывать сознательность, и ничего предосудительного здесь нет.
Читать еще:  Сколько дней держится герпес на губах

Адаптация к детскому саду – один из самых сложных этапов в жизни ребенка. Крайне редко он проходит без осложнений. И родителям придется немало вытерпеть. В любом случае приготовьтесь сидеть со своим малышом на больничном и водить его по врачам. Без этого никак! Но все же, если вы воспользуетесь полезными рекомендациями, представленными выше, этот период пройдет хотя бы немного проще. Ведь профилактика – мера невероятно полезная и не такая уж затратная.

Простуды в детском саду – неизбежное, но не всесильное зло

Заранее пугать ребенка и пугаться самим не стоит. Через постоянные простуды в детском саду проходят практически все семьи. Длится этот период в норме около года-полутора. Как только ребенок полностью адаптируется, его организм подстроится к многообразию новых вредных раздражителей вокруг, станет значительно легче. От вас требуется уделить внимание профилактике и набраться терпения. Тогда малыш и вы сами с честью перешагнете через эту ступень.

Профилактике заболеваний у дошкольников

Основой проводимых мероприятий в детском дошкольном учреждении является профилактика, направленная на предупреждение заболеваний. В настоящее время ряд инфекционных заболеваний предупреждают с помощью специфической иммуннопрофилактики. Заболеваемость детей дошкольного возраста так называемыми простудными болезнями, всевозможными респираторно-вирусными инфекциями составляет 80-90% всех заболеваний. Несмотря на то, что вакцина против гриппа и парагриппозных инфекций широко рекламируется в предэпидемиологический период, ее эффективность из-за многообразия и изменчивости типа возбудителя не всегда дает ожидаемые результаты. Именно поэтому в системе оздоровительных мероприятий дошкольного учреждения приоритетная роль должна принадлежать неспецифической профилактике, то есть средствам, направленным на повышение защитных механизмов самого организма, увеличение его сопротивляемости воздействию неблагоприятных, в том числе и болезнетворных факторов среды.

При оценке состояния здоровья большое значение придается уровню адаптации ребенка к меняющимся внешним условиям: климатическим, бытовым, погодным и др. Ведущие отечественные ученые-педиатры неоднократно указывали на то, что в основе неспецифической профилактики заболеваний лежит комплекс мер общеукрепляющего характера, включающих помимо закаливания обеспечение полноценного физического воспитания при реализации физических нагрузок, адекватных физиологическим возможностям детского организма. Известно, что никакие закаливающие мероприятия не приведут к положительным результатам, если не будут выполняться все медико-гигиенические и педагогические требования к созданию в дошкольном учреждении благоприятной среды пребывания детей в коллективе. [8, с. 29]

Процесс закаливания следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний и совершенствование физического развития детей. Ни один из способов закаливания не может быть достаточно эффективным, если он проводится в условиях, не отвечающих существующим медико-гигиеническим требованиям и нормативам. Только комплексность использования средств закаливания на фоне рационально организованной жизнедеятельности детей при соответствующих внешних условиях, сформированности навыков личной гигиены создаст предпосылки для результативности любых реализуемых в дошкольном учреждении оздоровительных воздействий. Отсутствие какого-либо из указанных факторов существенно снижает ценность закаливающих мероприятий. Специально проведенные исследования выявили, что дети, использующие элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.

С позиций физиологии в основе закаливания лежит выработка организмом ответных условно-рефлекторных сосудистых реакций на воздействие раздражителя (закаливающего фактора). Регулярное и систематическое применение малых доз раздражителя – низких или высоких температур воды или воздуха, воздействие природных факторов – способствует активизации защитных реакций организма. Это приводит к тренировке механизмов терморегуляции, других физиологических систем, участвующих в укреплении иммунитета. Исследованиями было установлено, что закаливание в дошкольном учреждении наиболее целесообразно проводить в первую половину дня перед дневным сном или сразу после прогулки в зависимости от сезона, местных и климатических условий. [1, с. 34]

Процесс сна, если он проходит в хорошо проветренном помещении, при благоприятных гигиенических условиях, также является хорошим закаливающим средством. При осуществлении специальных закаливающих процедур в первой половине дня предпочтение следует отдавать тем из них, которые не требуют много времени для проведения – это ходьба детей по увлажненной тканевой дорожке непосредственно перед укладыванием после обеда (с последующей ходьбой по сухой ткани); контрастное обливание ног попеременно теплой и прохладной водой, влажное обтирание до пояса.

Купание и обучение детей плаванию в бассейне включаются в сетку занятий. Этот вид деятельности, помимо приобретения детьми навыков плавания, также является хорошим средством закаливания организма. Установлено, что регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, энергетической, улучшает обменные процессы, что в свою очередь создает предпосылки для образования надежного защитного барьера организма перед различными вредными воздействиями.

Основные принципы закаливания:

— комплексность использования природных факторов;

— постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств;

— непрерывность проведения закаливающих процедур;

— направленность закаливающих средств на разные участки тела при чередовании их как по силе воздействия, так и по интенсивности;

— проведение закаливания и в состоянии покоя, и в сочетании с движениями, физическими упражнениями;

— осуществление закаливающих процедур на фоне теплового комфорта организма (состояние теплового комфорта достигается сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды, уровня двигательной активности детей);

— наблюдение за реакцией организма ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности;

— создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам. [1, с. 36]

Для реализации перечисленных условий в дошкольном учреждении разработана система закаливающих мероприятий, органично вписывающихся в распорядок дня. Такая система включает специальные воздействия и элементы закаливания в повседневной жизни, которые не менее важны, так как составляют основу здорового образа жизни ребенка и приобщают его к гигиенической культуре. Общие оздоровительные профилактические мероприятия в дошкольном учреждении проводятся в течение всего года. Два раза в год осуществляются специальные воздействия – в форме курсов противорецидивной терапии. В каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения должен быть план проведения оздоровительных мероприятий.

Одно из основных условий успешной реализации комплексно-оздоровительной работы – постоянный и тесный контакт воспитателя с медицинскими работниками детского сада и родителями. Необходимо добиваться выполнения единых требований к режиму дня в семье и дошкольном учреждении. Родителям нужно разъяснять значимость проводимых в дошкольном учреждении оздоровительных мер для здоровья детей; следует по возможности привлекать некоторых родителей для оказания помощи воспитателю при подготовке и проведении таких процедур, как лечебное плавание, обучающие занятия по плаванию в бассейне и др.

Выводы по второй главе

Оснащение медицинского кабинета регламентируется санитарными нормами и правилами и осуществляется образовательными учреждениями.

Для эффективного медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях необходим постоянный и активный контакт с обучающимися, воспитанниками, а не в режиме «ожидания», как это существует сейчас в лечебно-профилактических учреждениях.

В сельской местности и городах во всех образовательных учреждениях, с численностью обучающихся более 250 детей в течение всего времени работы учреждения должна находиться медицинская сестра. Нормативы врачебного персонала: в городах с численностью более 25 тыс. населения – 1 врач на 1200 детей, в остальных населенных пунктах – 1 врач на 600 детей. Нормативы численности медицинского персонала должны исходить из наполняемости школы, графика ее работы и удаленности образовательного учреждения от лечебно-профилактического учреждения для детей.

Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях возлагается на соответствующие отделения детских амбулаторно-поликлинических учреждений. Они должны обеспечить интеграцию профилактической деятельности медицинских работников, школьных психологов, учителей физической культуры, работников пищеблоков, представителей родительской общественности и др.

Читать еще:  Ребенок часто болеет в садике комаровский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что медицинская профилактика включает такие направления деятельности, как иммунизация, санитарно-эпидемиологический надзор и осуществление программ раннего выявления болезней, каждое из которых, как правило, хорошо интегрировано в рутинное медицинское обслуживание населения.

Необходимо переориентировать систему медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях на обеспечение равного доступа всех обучающихся, воспитанников к технологиям профилактики школьно-обусловленных заболеваний (заболевания глаз, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства) и профилактики рискованных форм поведения детей.

Основной целью медицинского обеспечения детей в дошкольных образовательных учреждениях является сохранение и укрепление физического и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни населения (в том числе медицинской активности).

Задачами медицинского обеспечения в ДОУ являются:

1) выявление и профилактика факторов риска развития заболеваний (значительные учебные нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранняя сексуальная жизнь, социальное неблагополучие в семье);

2) проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

3) гигиеническое обучение детей, педагогов и родителей, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;

4) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, в том числе организация вакцино профилактики;

5) оздоровление детей со школьно-обусловленными отклонениями в здоровье (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР-органов, невротические расстройства и расстройства органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы);

6) взаимодействие с педагогами и психологами образовательных учреждений, с родителями учащихся по предупреждению заболеваний и оздоровлению детей и подростков;

7) медицинская профориентация;

8) обеспечение готовности и оказание при необходимости экстренной медицинской помощи.

Медицинское обеспечение детей в ДОУ осуществляется с использованием следующих технологий работы:

доврачебные скрининг-обследования и педиатрические осмотры;

комплексные (с участием врачей-специалистов) профилактические врачебные осмотры обучающихся и воспитанников в декретированные сроки;

анализ результатов осмотров детей и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей с выявленными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства;

контроль условий обучения и воспитания;

организация рационального питания, в том числе обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями обмена веществ;

контроль работы пищеблока образовательного учреждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2010. – 416 с.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. М. ЭКСМО-Пресс, 2010. – 316 с.

3. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2009. – 232 с.

4. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.

5. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2011. – 356 с.

6. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта, 2009. – 416 с.

7. Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2009. – 16 с.

8. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

Почему болеют дети в детском саду? 9 способов профилактики ОРВИ

Профилактика и лечение ОРВИ: противовирусные препараты не помогают

Анна Левадная кандидат медицинских наук, педиатр, автор книг для родителей, телеведущая

Учебный год только начался, и сентябрь стоит довольно теплый, но многие школьные классы и группы в детских садах уже недосчитались детей — ОРВИ. Причина — обмен вирусами среди членов детского коллектива. Педиатр Анна Левадная рассказывает, каким детям в детском саду и школе ОРВИ угрожает в первую очередь, и также предлагает способы профилактики ОРВИ. Кстати, оксолиновая мазь к ним не относится.

Практически все мамы сталкиваются с тем, что ребенок, едва начав ходить в детский сад, тут же подхватывает ОРВИ. Ребенок, посещающий садик, может болеть до 10–11 раз за год. На то есть две причины:

  • он больше контактирует с другими детьми (источниками новых вирусов);
  • он подолгу находится в сухом непроветриваемом помещении, в воздухе которого накапливаются вирусы, а также неправильно одевается.

Как правило, дети, которые в садик не ходят, болеют реже. Конечно, если мама водит ребенка на развивающие занятия, в магазин, кафе или детский центр, ребенок тоже сталкивается с новыми вирусами. Однако время контакта с ними меньше, и маме легче проконтролировать условия, в которых ребенок находится.

Но как же быть тем, кто ходит в детский сад и школу? Главное, о чем вы должны помнить:

  • причиной ОРВИ служат вирусы, а не бактерии;
  • вирусы распространяются очень легко, преимущественно по воздуху с частицами мокроты при дыхании, разговоре, кашле или чихании;
  • вирус проникает в организм через слизистую носа или рта.

Исходя из этого, вы можете защитить своего ребенка от вирусной инфекции несколькими способами.

Профилактика простуды у детей. Способы защиты от вирусов

Ежедневные прогулки независимо от погоды: на свежем воздухе снижается риск контакта с вирусом.

РРегулярное проветривание. В частности, во время прогулок, а в школе — в течение всей перемены: попавшие внутрь вирусы следует удалить и заменить чистым свежим воздухом.

Ежедневная влажная уборка помогает убрать капельки мокроты, осевшие на различных поверхностях.

Одноразовые полотенца помогают снизить риск распространения вируса.

В группе, классе не должно быть «пылесборников» и мест, на которых оседала бы мокрота и где размножался бы клещ домашней пыли.

Если в детском саду или школе есть кондиционер, требуйте, чтобы он работал с соблюдением всех правил.

Ограничивайте контакт своего ребенка с больными детьми вне учебного учреждения и в других общественных местах (в осенне-зимний период желательно вообще не посещать места массового скопления людей, если вы опасаетесь ОРВИ).

Как удалить вирус из носа и рта?

Мыть руки после игр, туалета, прогулок и перед едой.

Проверьте, есть ли на батареях в группах и классах регуляторы температуры. Оптимальная температура воздуха в помещении — 18-20 градусов, оптимальная влажность 50–70%.

Можно купить в группу или класс увлажнитель воздуха: в жарком помещении влажность воздуха и, следовательно, слизистых оболочек снижается, местный иммунитет падает, и вирус проникает в организм.

Чтобы слизистая носа и рта была увлажнена, а легкие без труда избавлялись от мокроты с вирусами, ребенок должен пить достаточно жидкости. Для этого ему всегда должна быть доступна питьевая вода, в том числе в детском саду или в школе. Например, в классе на отдельном столике может стоять кулер с пластиковыми стаканчиками. Кладите ребенку в рюкзак бутылочку с водой и т.д.

Если перечисленные требования выполнить невозможно, можно увлажнить слизистую, промыв нос физраствором.

Как одевать ребенка

  • Научите ребенка определять, жарко ему или холодно, сообщать об этом взрослым и самостоятельно оценивать, сколько одежды ему нужно. Доверяйте чувству холода своего ребенка.
  • Не одевайте ребенка слишком тепло, собирая его в садик.
  • Научите ребенка одеваться самостоятельно.
  • Попросите, чтобы воспитательница не надевала на ребенка вещи, в которых ему жарко.
  • Одежда должна легко сниматься и не должна мешать ребенку двигаться.
  • Чтобы ребенок не потел во время активных игр, одежда должна быть хлопчатобумажная, а не синтетическая.
  • При наступлении холодов желательно использовать термобелье, чтобы избегать перегреваний.

Как повысить иммунитет

Вместе с ребенком ведите здоровый образ жизни, много и активно двигайтесь, закаливайте ребенка. Пусть летом он как можно больше ходит голышом и босиком.

В начале учебного года обеспечьте ребенку постоянные прогулки и двигательную активность, а не нагружайте его занятиями так, что у него не останется времени на физкультуру и свободные игры.

Если ребенок здоров, не бросайтесь сразу же закрывать открытое окно. На натягивайте на него шапочку или носки вопреки его желанию.

Попросите, чтобы ребенка в садике не заставляли есть. Приучайте его к здоровому питанию, а если по каким-то причинам не удается включить в рацион достаточно фруктов и овощей, давайте ребенку витаминные комплексы.

Часто болеющим детям показаны прививки, в первую очередь от пневмококка и гемофильной инфекции, гриппа и менингококка.

Читать еще:  Профессиональный бронхит это

Не пытайтесь избавиться от всех окружающих микроорганизмов (все равно не удастся), но и не пренебрегайте дезинфекцией в разумных пределах. Постарайтесь найти золотую середину.

Если, несмотря на все принятые меры предосторожности, ребенок все-таки заболел, постоянно предлагайте ему питье, чтобы разжижать мокроту и увлажнять слизистые. Заболевший ребенок не должен лежать в кровати: если у него нет температуры, ему можно довольно активно двигаться, делать дыхательную гимнастику и принимать ванну, что способствует выведению мокроты из легких.

А вот планшет в руках ребенка, включенный телевизор, отсутствие купаний и активных движений ухудшают выведение мокроты из легких и предрасполагают к длительному течению болезни. В результате ваш ребенок рискует попасть в категорию ЧБД — часто болеющих детей.

Статья предоставлена издательством «ЭКСМО»

Основные мероприятия в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников

Основой проводимых мероприятий в детском дошкольном учреждении является профилактика, направленная на предупреждение заболеваний. В настоящее время ряд инфекционных заболеваний предупреждают с помощью специфической иммуннопрофилактики. Заболеваемость детей дошкольного возраста так называемыми простудными болезнями, всевозможными респираторно-вирусными инфекциями составляет 80-90% всех заболеваний. Несмотря на то, что вакцина против гриппа и парагриппозных инфекций широко рекламируется в предэпидемиологический период, ее эффективность из-за многообразия и изменчивости типа возбудителя не всегда дает ожидаемые результаты. Именно поэтому в системе оздоровительных мероприятий дошкольного учреждения приоритетная роль должна принадлежать неспецифической профилактике, то есть средствам, направленным на повышение защитных механизмов самого организма, увеличение его сопротивляемости воздействию неблагоприятных, в том числе и болезнетворных факторов среды.

При оценке состояния здоровья большое значение придается уровню адаптации ребенка к меняющимся внешним условиям: климатическим, бытовым, погодным и др. Ведущие отечественные ученые-педиатры неоднократно указывали на то, что в основе неспецифической профилактики заболеваний лежит комплекс мер общеукрепляющего характера, включающих помимо закаливания обеспечение полноценного физического воспитания при реализации физических нагрузок, адекватных физиологическим возможностям детского организма. Известно, что никакие закаливающие мероприятия не приведут к положительным результатам, если не будут выполняться все медико-гигиенические и педагогические требования к созданию в дошкольном учреждении благоприятной среды пребывания детей в коллективе. [14, с. 29]

Процесс закаливания следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний и совершенствование физического развития детей. Ни один из способов закаливания не может быть достаточно эффективным, если он проводится в условиях, не отвечающих существующим медико-гигиеническим требованиям и нормативам. Только комплексность использования средств закаливания на фоне рационально организованной жизнедеятельности детей при соответствующих внешних условиях, сформированности навыков личной гигиены создаст предпосылки для результативности любых реализуемых в дошкольном учреждении оздоровительных воздействий. Отсутствие какого-либо из указанных факторов существенно снижает ценность закаливающих мероприятий. Специально проведенные исследования выявили, что дети, использующие элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.

С позиций физиологии в основе закаливания лежит выработка организмом ответных условнорефлекторных сосудистых реакций на воздействие раздражителя (закаливающего фактора). Регулярное и систематическое применение малых доз раздражителя — низких или высоких температур воды или воздуха, воздействие природных факторов — способствует активизации защитных реакций организма. Это приводит к тренировке механизмов терморегуляции, других физиологических систем, участвующих в укреплении иммунитета. Исследованиями было установлено, что закаливание в дошкольном учреждении наиболее целесообразно проводить в первую половину дня перед дневным сном или сразу после прогулки в зависимости от сезона, местных и климатических условий. [1, с. 34]

Процесс сна, если он проходит в хорошо проветренном помещении, при благоприятных гигиенических условиях, также является хорошим закаливающим средством. При осуществлении специальных закаливающих процедур в первой половине дня предпочтение следует отдавать тем из них, которые не требуют много времени для проведения — это ходьба детей по увлажненной тканевой дорожке непосредственно перед укладыванием после обеда (с последующей ходьбой по сухой ткани); контрастное обливание ног попеременно теплой и прохладной водой, влажное обтирание до пояса.

Купание и обучение детей плаванию в бассейне включаются в сетку занятий. Этот вид деятельности, помимо приобретения детьми навыков плавания, также является хорошим средством закаливания организма. Установлено, что регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма — сердечно-сосудистой, дыхательной, энергетической, улучшает обменные процессы, что в свою очередь создает предпосылки для образования надежного защитного барьера организма перед различными вредными воздействиями. Основные принципы закаливания:

комплексность использования природных факторов;

постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств;

непрерывность проведения закаливающих процедур;

направленность закаливающих средств на разные участки тела при чередовании их как по силе воздействия, так и по интенсивности;

проведение закаливания и в состоянии покоя, и в сочетании с движениями, физическими упражнениями;

осуществление закаливающих процедур на фоне теплового комфорта организма (состояние теплового комфорта достигается сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды, уровня двигательной активности детей);

наблюдение за реакцией организма ребенка на закаливающие воздействия, учитывая его индивидуальные особенности;

создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей в процессе закаливания и их положительного отношения к процедурам. [1, с. 36]

Для реализации перечисленных условий в дошкольном учреждении разработана система закаливающих мероприятий, органично вписывающихся в распорядок дня. Такая система включает специальные воздействия и элементы закаливания в повседневной жизни, которые не менее важны, так как составляют основу здорового образа жизни ребенка и приобщают его к гигиенической культуре. Общие оздоровительные профилактические мероприятия в дошкольном учреждении проводятся в течение всего года. Два раза в год осуществляются специальные воздействия — в форме курсов противорецидивной терапии. В каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения должен быть план проведения оздоровительных мероприятий.

Одно из основных условий успешной реализации комплексно-оздоровительной работы — постоянный и тесный контакт воспитателя с медицинскими работниками детского сада и родителями. Необходимо добиваться выполнения единых требований к режиму дня в семье и дошкольном учреждении. Родителям нужно разъяснять значимость проводимых в дошкольном учреждении оздоровительных мер для здоровья детей; следует по возможности привлекать некоторых родителей для оказания помощи воспитателю при подготовке и проведении таких процедур, как лечебное плавание, обучающие занятия по плаванию в бассейне и др.

Плавание является одним из мощных факторов оздоровления, так как помимо закаливания организма способствует правильному формированию костно-мышечной системы ребенка, предупреждает нарушение осанки. Занятия в бассейне требуют специальной подготовки детей, предварительного проведения курса закаливания с использованием воды (1-2 недели). Организация занятий по плаванию в первой половине дня может осуществляться вместо третьего физкультурного занятия, которое по расписанию должно проходить на воздухе в часы прогулки, а также за счет переноса одного из образовательных занятий во вторую половину дня. Во всех случаях, когда в дошкольном учреждении прогулка вынужденно сокращается, необходимо компенсировать дефицит времени пребывания детей на воздухе утренним приемом на участке и увеличением длительности вечерней прогулки.

Купание детей младшего возраста проходит с участием воспитателя, при необходимости в помощь ему привлекаются старший воспитатель и медицинская сестра. Рекомендуемая длительность занятий для детей разного возраста — от 20-15 до 30-25 мин. на подгруппу вместе с подготовкой. Для обеспечения правильного поведения детей в процессе занятия по плаванию перед его началом им разъясняют и показывают, что нужно делать, чтобы подготовиться к занятию, как правильно мыться под душем, как нужно себя вести, находясь в воде и после окончания занятия. [2, с. 41]

В процессе занятий необходимо приучать детей выполнять на практике приобретенные ранее гигиенические навыки, знания и умения. Так, в младших группах главная задача при подготовке детей к занятию в бассейне — содействовать развитию самостоятельности, приучать пользоваться индивидуальными туалетными и купальными принадлежностями; после выхода из воды — принять теплый душ, насухо вытереться, с помощью взрослого высушить волосы, переодеться. Детей среднего и старшего возраста следует побуждать самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно мыться под душем и насухо вытираться, пользоваться приспособлением для сушки волос, помогать друг другу, быть дисциплинированными и аккуратными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector