Развитие слухового внимания у дошкольников

Развитие слухового внимания у дошкольников

Развитие мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста Развитие мышления: наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного. Упражнения, развивающие игры, логические задачи, загадки. Тренинг мозгового штурма для детей. Диагностика. развития. внимание. память.

2. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Интеллектуальные игры и логические задачи для раннего. Очень важно своевременно развивать психические функции: внимание, память, воображение, логическое. . очень важной работой — тренировкой, развитием памяти детей, воображения, развитием логики, развитием внимания, способности к нестандартному.

3. Сайт родителей детей с СДВГ. развитие воображения, мышления и логической. Играть с детьми с СДВГ. Игры за столом на развитие воображения, мышления и логической памяти. Подготовила СДВГ мама.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д. Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих дей ствиях. С этого начинается развитие детского мышления. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Таблетки для внимания и памяти для детей

Второй группой медикаментов данного направления являются синтетические ноотропы, которые повышают умственную деятельность, эффективно улучшают память и устойчивость мозга к агрессивному внешнему воздействию. Ноотропы тоже принято называть стимуляторами мозга человека, но они не обладают ярко выраженными негативными побочными эффектами, которыми отличаются психостимуляторы. Пожалуй, ноотропы сегодня считаются наиболее востребованными препаратами, повышающими работоспособность мозга. Синтетические ноотропы и психостимуляторы имеют существенное различие. При использовании ноотропа активизирующий эффект наступает при длительном приеме препарата, а воздействие психостимулятора приносит требуемый результат практически сразу.

Первый синтетический ноотроп был разработан в середине прошлого столетия в Бельгии. Он получил название Пирацетам (аналог – Ноотропил). В настоящее время разработано множество новых ноотропных препаратов, которые еще называют «рацетамами». К таблеткам для мозга относятся Анирацетам, Оксирацетам, Дупрацетам, Детирацетам, Этирацетам, Прамирацетам, Ролзирацетам, Цебрацетам, Изацетам, Нефирацетам. Синтетические ноотропные препараты – это производные пиридоксина, диметиламиноэтанола, диапирролидона.

Возникновение мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение во внешних, предметных действиях ребенка — в тех из них, которые указывают уже на некоторые, вначале хотя бы еще и не осознанные, обобщения, соответствующие связям и отношениям предметов и явлений действительности.

Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание проявляется в виде ощущений, восприятие и представлений. Используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек с помощью и в процессе мышления выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятия и поэтому непосредственны вообще и не наблюдаем. Таким образом, благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практически, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы. Способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Отсюда очевидным становиться положение о том, что одной из основных задач современного школьного образования является развитие мышления учащихся

Таблетки для улучшения памяти и внимания детей

Наиболее эффективными и одновременно самыми коварными принято считать психостимуляторы, которые за довольно короткое время обеспечивают необыкновенный прилив энергии, работоспособности, ясности ума, бодрости. Но при этом большую опасность представляют побочные эффекты применения этих препаратов, произведенных преимущественно на основе амфетамина. После их приема нередко у человека возникают галлюцинации, судороги, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, сильнейшая депрессия. Получается, что после всплеска умственной активности наступает «тяжелое похмелье». Влияние психостимуляторов на мозговую деятельность напоминает наркотическое воздействие с очень похожими последствиями, поэтому они категорически запрещены в большинстве стран мира.

В первые годы жизни малыш много времени проводит с родителями. Это важный период, когда маленький человечек познает мир вокруг себя, осваивает речь, учится взаимодействовать с окружающими, а главное, получает важную установку для жизни: «Меня любят, у меня все получится!». Родители хотят как можно больше дать своему ребенку в этот период. В связи с этим хочу обратить внимание читателей на одну важную сторону развития малыша – формирование логического мышления. Не думайте, что ваш ребенок еще слишком мал для этого. Даже с малышом в 6 месяцев можно играть в простые игры, которые будут развивать его логику! Если вы еще не уверены, нужно ли уделять внимание этой теме, приведу некоторые аргументы в пользу раннего развития мышления у детей.

Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще. — See more at: http://bambinostory.com/razvitie-myshleniya-u-detey#sthash.b0daiF1a.dpuf

Тесты на внимательность

КАК тренировать внимательность? Важность внимательности мы понимаем, столкнувшись с последствиями собственной невнимательности. Пытаться вставить ключ в турникет метро, поставить вместо чайника на плиту пластиковый фильтр для воды, назвать нынешнего молодого человека именем другого – примеров невнимательности, от смешных до опасных, существует множество!

Внимательность – это когда мы направляем наше внимание на то, чтобы присутствовать в настоящем моменте. Попробуйте проследить, сколько раз в день (и как долго) вы переживаете текущий момент по полной, не уходя мыслями ни в будущее, ни в прошлое. Наше мысленное пребывание «непонятно где» в итоге очень обедняет нашу жизнь: мы, по сути, не замечаем того, что происходит вокруг нас. Практика внимательности помогает нам избавиться от неконтролируемых действий и, в конечном итоге, от дурных привычек. Кто-то грызем ногти, кто-то курит, кто-то объедается, хотя уже давно не голоден… Она позволяет, очнувшись в какой-то момент, выйдя из режима автопилота, взглянуть на невесть как оказавшийся в руке кусок торта и сказать себе:» Ну, вот, на самом деле я вовсе не хочу его есть» . Сделать обыденные действия более насыщенными, присутствовать здесь и сейчас, а не в своих мечтах. Правда, чтобы научиться этому, придется приложить некоторые усилия. Например, заняться специальными упражнениями.

Читать еще:  Сдала кровь на гормоны

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления — ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Многие из нас считают, что творческое мышление — это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей: Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг. Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое — это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным. Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь 🙂 ) Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь — теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле 🙂 Рисуйте, даже если у вас это плохо получается. Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами — создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия. Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности. При просмотре фильмов и прочтении книг — придумывайте на ходу продолжение. Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 — 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Портал образования

Автор: Гринюк Людмила Любомировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ » Колокольчик»
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КАРТОТЕКА ИГР: «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Дата публикации: 13.11.2017
Раздел: дошкольное образование

ЯНАО г. Ноябрьск

«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

( старший дошкольный возраст

в соответствии с ФГОС)

Подготовила: Гринюк Людмила Любомировна

Цель: Определение направления звука.

Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры: Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе

какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза

и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет

направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил,

неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Скажи, что ты слышишь»

Цель: Накопление словарного запаса и развитие фразовой речи.

Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать

и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего

листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру

хорошо проводить на прогулке.

Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: Бубен, тамбурин.

Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко.

Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения; под тихий звук идут на

носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот

становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

«Наседка и цыплята»

Цель: Закрепление понятий о количестве.

количеством нарисованных цыплят.

Описание игры: Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок),

Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число

цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а

цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке

три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

«Кто что услышит?»

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с

камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры: Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а

дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и

«Продавец и покупатель»

Цель: Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры: Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число

их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, на — пример горох,

пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему

крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен, но слуху определить, в какой

коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно

возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Цель: Развитие координации движений.

Оборудование: Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры: Вариант I

. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку,

которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в

сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной

игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По

мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети

хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к

кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит, (он уходит в

другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий

входит, а дети ему говорят! Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь ее, то

смело с нашей Таней попляши. Если водящий оказывается в том месте, где спрятана

кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит

куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Цель: Развитие ориентировки в пространстве.

Описание игры: Посредине площадки чертят круг, В середине круга ребенок с

завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться

тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит:

«Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел.

Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы

четыре — шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Цель: Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Колокольчик или погремушка.

Описание игры: Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а

остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ.

Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате пли выходит за дверь и звонит.

Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Цель: Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры: Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в

середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-

то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат;

«Пора». Болящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у

кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Колокольчик, повязки.

Описание игры: Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной

линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок

колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего

и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в

руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его

«Жмурки с голосом»

Цель: Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Описание игры: Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из

бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают,

кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает,

Читать еще:  Прививки детям за и против комаровский

пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для

зайки и мишки, различие озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с

длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что

мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Дети

должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают

звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все

гости в сборе, дети становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем

выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям

другие звучащие игрушки.

Цель: Развитие координации — движений.

Оборудование: Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и

Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы: одна группа —

птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной

игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно,

но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер

утихает, (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои

места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение

в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с

цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но

если он окажется невнимательным, флажок передается новому победителю.

«Скажи, что звучит»

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их

со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и

музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

«Солнце или дождик»

Цель: Развитие координации и темпа движений.

Оборудование: Тамбурин или бубен.

Описание игры: Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя

нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть

тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать

в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я

играю». Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.

«Угадай, что делать»

Цель: Развитие координации движений.

Оборудование: По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры: Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два

флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими.

посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз,

чтобы дети могли легко выполнять движения.

Цель: Развитие фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки,

Описание игры: Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и

поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить

разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч, ударять предмет о

предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки,

подметать, строгать, резать и т. п. Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается

наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Развитие слухового внимания у детей

Слух является одним из главных органов у человека по восприятию окружающей среды. Слуховое внимание необходимо развивать с самого раннего детства. Прогресс в развитии детей в первую очередь зависит от отношения родителей.

Чтобы ваш малыш жил полноценной насыщенной жизнью, необходимо с самого маленького возраста начинать заниматься с ним.

Даже постановка определенного диагноза не является окончательным приговором — при правильном подходе к развитию и упорной ежедневной работе с малышом можно достичь состояния, когда он сможет жить достаточно свободной жизнью.

Как развить слуховое внимание

Не следует перекладывать всю работу по развитию вашего малыша на воспитателей в детском саду и логопедов. В отдельных случаях детям нужны дополнительные занятия .

Кроме того, в стенах дома с родителями ребенок чувствует себя комфортно и легче воспринимает любую поступающую информацию. Большинство упражнений по развитию слухового внимания можно проводить в игровой форме, что понравится детям любого возраста.

Так вы сможете поддерживать интерес ребенка к обучению и добьетесь большего прогресса.

Эффективные упражнения

Где звучит?

Упражнение проводится в двух вариантах . В первом — дети закрывают глаза, а взрослый располагается в любом направлении от них и звенит в колокольчик. Они должны, не открывая глаза, указать рукой, откуда доносится звон. Во втором варианте — выбирается водящий, которому закрывают глаза, а остальные игроки рассаживаются в разных сторонах. По сигналу взрослого один из детей хлопает в ладоши, водящий должен определить, откуда звучал хлопок.

В начале упражнения взрослый демонстрирует малышу звучание нескольких музыкальных предметов (пианино, барабан, колокольчик и др.). Затем ребенку необходимо отвернуться или закрыть глаза, а взрослый поочередно будет демонстрировать звучание инструментов. Задачи малыша — как можно точнее определить, какой музыкальный инструмент загадан.

Что там шумит?

Это упражнение можно выполнять с детьми любого возраста и в любом месте, оно способствует развитию слухового внимания. Старайтесь обратить детское внимание на звучание домашних вещей (водопроводный кран, холодильник, телевизор, микроволновая печь и пр.). Если вы живете в большом городе, прогуливаясь по улице с детьми, обращайте их внимание на звучание определенных предметов — сирена экстренной помощи, звук проезжающих машин, открывающейся двери, звуки с рекламных щитов на улице.

Найди картинку

Ведущему следует разложить перед детьми ряд из картинок, на которых изображены различные животные (пчела, свинка, кошка, птица, курица, медведь и др.). Затем он демонстрирует звукоподражание, соответствующее определенному животному. Далее детям необходимо по заданному звучанию определить соответствующую картинку с животным.

Угадай процесс

Расположите перед ребенком хорошо знакомые ему предметы: ручка, ножницы, бумага, кружка с водой, пустая банка и т.д. Чем старше малыш, тем сложнее предметы . Затем попросите его отвернуться и угадать ваши действия по звуку. После того, как он отвернулся переливайте воду из одной кружки в другую, режьте бумагу, рвите или мните ее, стучите по пустой банке. Малыш должен без зрительной опоры точно определять, что вы делаете.

Банка с сюрпризом

Предложите детям угадать, что находится в закрытой банке. Для упражнения понадобятся непрозрачные баночки и сыпучие продукты различной величины :

Сначала продемонстрируйте детям звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Затем попросите их отвернуться или закрыть глаза. Встряхивайте баночки по очереди и задавайте вопрос. Изначально следует использовать в упражнении не более 3 банок, постепенно увеличивая их количество.

Игры на развитие слухового внимания

Игра «Слушаем слова»

Чтобы занятие оставалось интересным, периодически изменяйте выполняемое детьми действие и группу вещей, которые необходимо угадывать. Например, малышу нужно прыгнуть, когда услышит название растения или взять себя за уши, когда будет звучать слово из группы «посуда».

Если дети хорошо справляются — усложняйте задание, объединив 2-3 действия и группы. Например, они прыгают при звучании названий цветов и держатся за нос, когда слышат слова, обозначающие фрукты.

Игра «Нос — пол — потолок»

Объясните ребенку, что когда он слышит слово «нос», надо дотронуться пальцем до своего носа. Когда вы говорите «потолок», ему нужно указать пальцем на потолок, а когда прозвучит «пол», то указать пальцем на пол.

Далее произносите слова «нос», «пол» и «потолок» в любой очередности, но при этом указывайте пальцем правильно или неправильно. Ребенок обязан игнорировать ваши действия, указывая только в верном направлении.

Игру можно использовать как с одним малышом, так и с группой. Для занятия понадобится мяч. Объясните детям, что вы будете перекидывать мяч между собой, при этом ловить или отбивать. Если перед броском произносится «лови», задача принимающего игрока — поймать мяч. Если бросок совершен молча — мяч отбивается.

Начинайте игру, чередуя задания и постепенно наращивая темп. Когда дети привыкнут, можете начинать сбивать их, произнося несколько раз подряд «лови» и добавляя в игру фразу «не лови».

Игра «Правильное действие»

Для игры понадобится бубен и платочки для каждого участника. Раздайте платочки детям и объясните правило — когда бубен звенит громко, платочки нужно поднять и помахать ими. Когда звон тихий — они должны опустить платочки. Перед началом игры продемонстрируйте, как бубен звучит громко и тихо. В процессе игры меняйте громкое и тихое звучание не более 3-4 раз.

Читать еще:  Применение магнита в медицине

Игра «Повтори ритм»

Ваша задача прохлопать в ладоши легкий для малыша ритм, а затем предложите ему повторить. Чтобы игра была веселой, можно отбивать ритм с помощью палочек на любой поверхности: столешница, кастрюля, книга, стакан, барабан и др.

Малыш должен точно повторить заданный ритм.

Затем можете поменяться ролями — теперь ребенок создает ритм, а вы повторяете. Для трехлетних детей подойдет ритм не больше, чем из 5-6 ударов. Для дошкольников и школьников выбирайте ритмы посложнее.

Игра «Аисты — лягушки»

Объясните детям правило игры — они ходят по кругу, а по команде превращаются в лягушек или аистов. Один хлопок означает превращение в аиста — стоять на одной ноге, руками изображая крылья. Два последовательных хлопка — превращение в лягушку. Дети садятся на корточки, держа руки на полу между ногами. Когда вы хлопаете три раза — они должны продолжать обычную ходьбу по кругу. Подождав некоторое время после начала игры и дав детям возможность привыкнуть к смене движений, начинайте запутывать их.

Старайтесь с самого рождения малыша уделять ему достаточно времени и разговаривать с ним. Дети формируют слуховое внимание на базе звучания родительских голосов и звуков, которые слышат дома.

Даже когда малыш пойдет в детский сад, где его слуховым вниманием будут заняты воспитатели и логопед, не прекращайте заниматься с ним дома. Это будет только на пользу его развитию.
[table “2” not found /]

  1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966,- С. 236-277.
  2. Бехтерев В.Ф., Дулов А.И. Организационные формы и методы обучения // Вопр. педагогики высш. школы,- Иркутск, 1969,- С. 91-119.
  3. Staiano A. (1968). Pictures and words as stimulus and response items in paired- associate learning of young children. Journal of Experimental Child Psychology, 6(2), 231-240.

Методические рекомендации: «Развитие слухового внимания»

С самого рождения человека окружает множество звуков: стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршание листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчание ручейка, плеск воды, хруст снега, музыка, речь людей….. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Развитие слухового внимания предполагает ряд направлений работы:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Мир полон звуков- живых и неживых. Предложите ребенку прислушаться и сказать, какие звуки окружающего мира он слышит. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Покажите малышу музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Дифференциация неречевых звуков

Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит и т.п. Манят и удивляют голоса природы и в самом деле: бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают … ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их…не слышно, рыбы переговариваются…плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!

Разве не удивительно!

Дифференциация тихих и громких звуков

Привлекайте внимание детей к громким ударам грома, к тихому шелесту листьев под ногами, к громкой речи, учите говорить шепотом, громко читать стихи, например:

В небе гром, гроза.

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

Произнося тихо, шепотом, загадочно, можно предложить вниманию детей следующие стихи:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Дай на ушко прошепчу:

— Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

— Тише, Шорох, не шурши.

Навостри- ка уши-

— Шеборшатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-

Дружно шишку шелушат……

Развитие умения определять направление и источник звука

Эти навыки помогут развить, простые доступные игры: «Где звучит?», «Найди колокольчик», «Где спрятался гномик?» и многие другие.

Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

В игре «Сосчитай хлопки», предложите ребенку сосчитать количество хлопков с закрытыми глазами, а так же с открытыми глазами. В работе с детьми 5-6 лет подойдут игры: «Сколько звуков в «А» в слове?» (Картина, барабан), «Придумай слово» (с заданным количеством того или иного звука), «Угадай слово по схеме» _О_И, _А_У_А, _А_И_А., предложив картинки (кони, радуга, малина).

Дифференциация звукоподражаний

Интересно и полезно знать, как подает голос птица, зверь, как гудит та или иная машина, узнавать по звуку, подражая им. Прочтите детям стихи:

Шумный БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья-порх!

Шебуршонок в норку –шорх!

Тихо-тихо все сидят!

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Какие короткие слова- звукоподражания запомнились ребенку? Предложите их повторить.

Развитие умения локализовать и узнавать голос.

Эту задачу помогут решить игры: «Угадай, кто позвал?», «Чей это голос?».

Расскажите сказку «Три медведя», выразительно проговаривая слова каждого персонажа, тем самым, показывая ребенку, что по голосу можно различать героев произведения, близких, знакомых, друзей, которые живут рядом. Какое это интересное занятие узнавать окружающих по голосу!

Развития умения ориентироваться на смысл сказанного

Пойте короткие ритмичные песенки, декламируйте стихи, рассказывайте сказки, объясняя смысл незнакомых слов. Приучайте ребенка слушать произведения художественной литературы в звукозаписи, подбирая материал в соответствии с возрастом.

Развитие речевой памяти

Множество игр и упражнений способствуют развитию речевой памяти у детей: «Запомни и повтори» (Внимания ребенку предлагается несколько картинок, которые он должен запомнить. Картинки убираются и ребенок называет предметы, которые были изображены на этих картинках). «Что перепутал Незнайка?» (Знакомая сказка предлагается в неверном варианте. Ребенок исправляет ошибки).

Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

Слово называет предмет и явления окружающего мира, свойства и качество предметов, действия и состояния.

Предмет и слово, его называющее, — это не одно и то же.

Возьмите в руки мяч или какую- ни будь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить. Ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.

Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда- то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».

Мы не можем произвести со словом все те действия, которые проделывали с предметом. А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите, делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, умозаключениями, но, не навязывая своего мнения. Общайтесь с ребенком, уважая его личность, жизненный опыт и накопленные знания.

Следует помнить о том, что полноценное формирование правильной речи ребенка возможно только при систематической работе по развитию слухового внимания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector