Ребенок не слышит звуки в слове

Игры со звуками. Что делать, если ребёнок не говорит.

Что делать, если ребёнок не говорит?

Что делать, чтобы дошкольник успешно обучался в школе?

Я успешно работаю с дошкольниками и младшими школьниками как дефектолог, психолог, педагог и играю в различные развивающие игры. Эти игры, а я их называю «Игры со звуками» я включила в свои книги из серии «Занимательная фонетика»и хочу поделиться некоторыми из них сейчас.

Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция. Недоразвитие речи проявляется в начальной школе Большой опыт практической работы с дошкольниками и младшими школьниками показал, что недоразвитие фонематического слуха влечёт за собой «неуспехи» ребёнка в школе. Это проявляется в первом классе, когда ребёнку приходится писать под диктовку, на слух. Пропуски, замена и подмена букв, переставление слогов, неправильное обозначение звуков буквами. Родители не понимают причины происходящего и с недоумением соглашаются на занятия с логопедом.

— Мой ребёнок выговаривал и выговаривает все звуки! Зачем нам логопед? – удивляются они.

А виной всему недоразвитие фонематического слуха. Ребёнок не научился слышать, вычленять звуки в словах, а значит неправильно обозначит этот звук при письме, т.е. запишет слово с ошибками. Многие дети «двуязычны», русский язык им не родной, а учиться приходится в русской школе. Недоразвитие речи в первом классе может проявляться следующим образом:

  • неправильное согласование прилагательных и существительных в речи устной и письменной,
  • трудности в употреблении «йотированных» гласных,
  • в дифференциации и обозначении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

Бытует мнение, что если у ребёнка слух в норме и все звуки он выговаривает правильно, то специальные занятия по развитию фонематического слуха ему не нужны. Это заблуждение. Как показывает практика, в первом классе для родителей бывают совершенно неожиданными проблемы и проблемки у ребёнка в письменной речи.

Что необходимо знать родителям дошкольника.

Заучивание букв, знание алфавита – это не показатель развития речи у ребёнка.

Это замечательно! Но это второй этап обучения. Ребёнок может читать до школы, но допускать речевые ошибки при письме. Он научается пользовать буквами-значками, но не постигает логики и правил обозначения звуков на письме. Проявляются эти проблемы к концу первого класса при написании слов, предложений, списывании текстов. Приходится слышать объяснение от родителей: «У моего ребёнка нет способностей к русскому языку. Он математик». Это заблуждение. Мы забываем, что исторически первыми в жизни человека появились звуки, а только потом письменная речь. Научите ребёнка слышать звуки и только потом обозначать их на письме.

Ребёнок любит играть. Воспользуйтесь этим, поиграйте с ребёнком! Это доставит огромное удовольствие и ребёнку, и родителям. В серии книг «Парные согласные», «Слышим, читаем и пишем правильно»

я предлагаю в игровой форме выполнить весёлые задания, решить орфографические задачи, поиграть со звуками. Задания направлены на развитие высших психических функций ребёнка, дают пищу для ума, развивают речь, логическое мышление, закладывают фундамент успешного обучения ребёнка. Даже если Ваш ребёнок уже обучается в школе и у него проблемы на уроках русского языка, эти упражнения для него. Вот несколько развивающих игр для детей от 4х лет.

Игра 1 «Поздоровайся со звуком!»

Вариант 1. Играть можно вдвоём с ребёнком. Возьмите для игры мягкие игрушки. В дальнейшем можно брать различные предметы или карточки.

Введение в игру.

— Кто сегодня будет здороваться с нами? Назови, выделяя первый звук, — даёт инструкцию взрослый и помогает ребёнку это сделать.

— С-с-с-с-собака, з-з-з-з-зайка, к-к-к-к-кукла, мь-мь-мь-мишка, ль-ль-ль-лисичка, о-о-о-ослик, у-у-у-у-утёнок, — говорит ребёнок.

Важно! Научите ребёнка выделять первый звук!

— С тобой хочет поздороваться «с-с-с-с-с», — говорит взрослый.

Взрослый называет первый звук и проговаривает его до тех пор, пока ребёнок не подойдет к нужному предмету и не дотронется до него.

В дальнейшем можно усложнить игру, спрашивая: «Какой звук произносим мягко, а какой твёрдо?»

Важно! Похвалите ребёнка за любой успех, даже за самый незначительный.

Вариант 2. Играет группа детей.

Введение в игру.

— Назовите своё имя, выделяя первый звук, — объясняет взрослый правила игры.

— А –а-а-а-алина, О –о-о-о-оля, Дь-дь-дь-денис, — произносит каждый ребёнок по очереди.

— Я хочу поздороваться с каждым из вас по очереди. Для этого я буду называть первый звук имени. Смотрите внимательно на мои губы и слушайте. Тот, кто услышит свой звук, пусть подходит ко мне и говорит слова приветствия, — объясняет взрослый правила игры.

— А-а-а-а, «поёт» взрослый до тех пор, пока ребёнок не сообразит, что это зовут его.

Если имя начинается с согласного звука, то взрослый произносит первый звук отрывисто.

Ребёнок стоит напротив Вас в отдалении. Ему ни что не должно мешать на пути к Вам.

В дальнейшем, Вы можете усложнить игру, включая в неё определённые двигательные упражнения.

Например. Если Вы произносите гласный звук (поёте), то ребёнок бежит к Вам, дотрагивается до вашей руки и возвращается на место. Вы произносите звук до тех пор, пока ребёнок не дотронется до Вас, т.е. не поздоровается со звуком.

Если Вы произносите согласный звук (отрывисто, как бы выстреливая его), то ребёнку нужно допрыгать до Вас в данном ритме, дотронуться и вернуться назад произвольно.

Игра 2. «Подари мне звук».

Для игры понадобиться мяч небольшого размера. Можно играть вдвоём, тогда мяч перебрасывается между взрослым и ребёнком, а можно и в группе. Дети встают в линию. Взрослый бросает каждому ребёнку по очереди.

— Я буду бросать тебе мяч и дарить мягкий звук, а ты мне подари твёрдый звук, — объясняет взрослый правила игры.

Произносите: «БЬ» и бросьте мяч ребёнку.

Ребёнок ловит мяч, бросает вам его обратно и произносит этот же звук твёрдо: «Б».

Пары: К-КЬ, Н-НЬ, Г-ГЬ, З-ЗЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ,

В-ВЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, Д-ДЬ, С-СЬ, М-МЬ,

Вариант 2. Вы дарите ребёнку твёрдый звук, а он возвращает вам мягкий.

Вы бросаете мяч и произносите: «Д», а ребёнок возвращает вам звук: «ДЬ», и т.д.

Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослого и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух. В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. К году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь окружающих. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 годам ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка, при условии, что малыш находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ([с]-[ш], [ж]-[з], [к]-[т], [р]-[л] и т.п.).

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.

Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Этот «пассивный» багаж, не может обеспечить основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Читать еще:  Простуда на языке лечение

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  • Нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков).
  • Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов).
  • Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например, на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Упражнения на развитие слухового внимания

«Отгадай, что шумит».

Показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

Задание заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 — 3метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

«Слышим звон и не знаем где он».

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Упражнения для развития фонематического восприятия

  • хлопай в ладоши и считай до пяти (восьми, десяти);
  • нарисуй столько кружочков, сколько раз я хлопну;
  • закрой глаза, послушай и повтори: ау, ууа, ио, иау, иа;
  • назови первый звук: ау, иа, ои; последний звук: аи, ауо, ау; второй звук: иа, ауа, оои;
  • игра «Поймай звук». Взрослый называет ряд звуков, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук, например, [л]: [м], [н], [л], [в], [р], [л], [л], [д], [л]…. Произносить надо четко;

Затем в слогах: ма, ка, ла, ва, ло, то, ро, до, вы, ры, мы, лы. ;

Аналогично в словах: лото, нора, ванна, забота, лапка, радуга,.;

  • выбери картинки, которые: начинаются со звука: [а] ([у], [м], [в] и т.д.); начинаются со слога: та (лы, во, су и т.д.)
  • определи последний звук в словах и напечатай нужную букву: глаза, лицо, губы, рос, мох;
  • определи одинаковый звук в словах: бабочка, барабан, булка, батон;
  • игра «Исправь меня». Взрослый называет слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши, когда слово сказано верно.

Машина, яблоко, конфета

мафына, ябоко, кофета

масына, ябьяка, конфета

машина, яблоко, касета;

  • придумай слова на заданный звук, например, [т] в начале слова, в середине и в конце слова;
  • запомни слова со звуком [в] ([а], [м] и т.д.), которые встретятся в сказке;
  • игра «Добавь звук». Какое слово получится, если добавить звук, например, [к] в конце слова: вол – волк, рыба – рыбак, завтра – завтрак, пар – парк;
  • игра «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: косы – осы, крот – рот, смех – мех;
  • игра «Вставь пропущенный звук». Вставить звук, например, [л] так, чтобы он стал вторым в слове: кок — клок; пот — плот; бок — блок; сон, куб, сова, кубок, сух, газ.

Вред от развития фонематического слуха

Статья Льва Штернберга

Логопед раскладывает перед ребенком множество картинок, среди которых есть КАША, КУРИЦА, КОТ, и дает задание:

«Назови слово, которое начинается со звука К«.

А ребенок молчит в замешательстве, потому что в этих словах, как он себе это представляет, нету звука К, но есть соответственно звуки К a , К y и К o . (Подробнее о том, как ребенок делит слова на звуки, читайте в статье «Буквы, фонемы, звуки, слоги»)

Однако у логопеда совсем не такие представления о звуках, как у ребенка. Логопед твердо уверен, что звук К в данных словах есть. Исходя из этих своих представлений, логопед делает вывод:

«Ребенок не слышит звука К в слове КУРИЦА!
Значит, у этого ребенка не развит фонематический слух».

Конечно же, логопед делает это не со зла, просто его так научили в институте. И логопеду не объяснили при этом, что абсолютно все дети воспринимают слог-слияние К y как неделимую звуковую единицу, то есть как единый звук.

Слог-слияние реализуется не как последовательность составляющих его отдельных фонем, а как цельный артикуляционный комплекс, то есть задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам.» [Раздел «Слог», Лингвистический энциклопедический словарь, Москва, 2002, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»]

На беду ребенка, современный логопед вообще не знает разницы между звуками и фонемами. И в этом вина вовсе не логопеда. Прежде чем получить диплом, логопед сначала сам учился в начальной школе, потом в средней школе, потом в вузе, и везде его обучали по учебникам, которые катастрофически противоречат академическим справочникам.

Так, например, все вузовские учебники сообщают студентам, что «фонема — это кратчайшая звуковая единица речи, вариант звука в сильной позиции». Прочитав такое определение, студенты вполне логично выводят, что звук в сильной позиции — это фонема, а в слабой позиции — это просто звук, и нечего тут голову ломать над всякими латинскими заумностями. Если до 70-х годов в советских учебниках хотя бы номинально значился «фонемо-буквенный анализ», то теперь тот же самый анализ называется в учебниках «звуко-буквенный». Собственно говоря, разницы и в самом деле нет, если ни там и ни там не объясняется, чем же фонема отличается от звука. Обученный таким образом и получив свой диплом, учитель-логопед начинает учить детей произносить и слышать фонемы. Хуже того, какой-нибудь дипломированный логопед однажды защищает диссертацию, получает кандидатскую или докторскую степень, и начинает переписывать академические справочники, «исправляя» в них то, что не совпадает с трактовкой учебника. Сегодня можно встретить немало веб-страниц или даже печатных изданий, в которых фонема объясняется предельно кратко и просто, без всяких оговорок: «Фонема — это звук речи».

А вот «Словарь лингвистических терминов» Ольги Ахмановой дает трактовку фонемы с четырех разных точек зрения, из которых видно, что фонема является чем угодно — неким обобщением различительных признаков звука, классом звуков, психическим эквивалентом звуков и в конечном итоге абстракцией второй степени — но только не реальным звуком, который можно произнести и услышать:

«Фонема — это 1) Кратчайшая (минимальная) единица системы выражения звукового языка, представляющая собой определенную совокупность одновременно дифференциальных признаков и способная различать звуковые оболочки разных слов и морфем. 2) (звуковой тип) Класс фонетически подобных звуков. 3) (акустико-артикуляционное представление) В психологической трактовке — представление звука речи в качестве психического эквивалента реально произносимых звуков. 4) Абстракция второй степени, представляющая собой отвлечение от всех позиционных вариантов произнесения данного звука.» [О.С.Ахманова «Словарь лингвистических терминов», Москва, УРСС, 2004]

Из приведенного определения фонемы следует, что уже само по себе понятие “фонематический слух” является абсурдным. Фонема — это условное обобщение, абастракция. Учить ребенка слышать непроизносимые абстрактные единицы — это примерно то же самое, что учить ребенка видеть названия предметов вместо самих предметов. Видеть названия вместо предметов — это психическое заболевание. Слышать фонемы вместо звуков — это точно такое же психическое заболевание. Не смертельно, конечно, но очень вредно для интеллекта. И абсолютно разрушительно для речевого слуха ребенка.

По сути, фонематический слух является ни чем иным, как заучиванием наизусть буквенного состава того или иного слова. Взрослый сообщает ребенку, какие буквы есть в письменном слове, ребенок запоминает это наизусть и в следующий раз по памяти воспроизводит требуемый ответ. С точки зрения грамотности, это бесспорно полезное знание. В школьные годы при изучении орфографии такое знание конечно же необходимо.

Читать еще:  Сироп облепихи применение

Однако заученное наизусть знание о буквенном составе слова не имеет ничего общего со слушанием и слышанием. Даже наоборот, имеется четкая обратная зависимость: чем лучше развит фонематический слух, тем сильнее разрушен слух речевой. Воспроизводя слово по буквам, ребенок вынужден вспоминать написание этого слова и игнорировать его реальное звучание. Нет, это не значит, что уши ребенка перестают слышать тонкие звуковые нюансы. Но это значит, что ребенок на эти нюансы перестает обращать внимание, перестает доверять собственным ушам.

Если подобная перестройка восприятия происходит у школьника в 6-7-8 лет — ну что ж, у него автоматически слабнет врожденный дар к звукоподражанию, овладеть на слух иностранным языком ему становится сложнее, но он хотя бы успевает в свои дошкольные годы «вслушаться» в свой родной язык. Если же фонематический слух развивать малышу в период становления речи — это значит ломать ребенку слух и ритмичность, потому что фонемо-буквенная структура письменной речи сильно отличается от звуковой структуры речи устной. Кроме того, сильно страдает логика ребенка, потому что нечитающий ребенок даже не может понять, какие такие «звуки» имеет в виду взрослый, в то время как взрослый подразумевает вовсе не звуки, но несуществующие в природе абстрактные величины.

Конфликт между естественным речевым слухом и слухом фонематическим проявляется прежде всего при обучении ребенка чтению. Если малыш читать еще не умеет, то и вспомнить буквенный состав слова он не может, потому что попросту его не знает. Получается, что взрослые пытаются объяснить ребенку непонятные правила чтения с помощью фонем — элементов, ребенку неизвестных. «Объяснить непонятное с помощью неизвестного» — умнее и сообразительнее от такого обучения ребенок стать не может.

Если бы педагоги сами понимали разницу между звуками и фонемами, то этого конфликта можно было бы легко избежать. Но педагоги, как правило, этой разницы не понимают, и пытаются ЗНАНИЕ О БУКВАХ преподать ребенку путем аудиальных упражнений, то есть через СЛУШАНИЕ ЗВУКОВ. Ребенок при этом не может догадаться, что взрослый имеет в виду вовсе не звуки, которые в словах произносятся, но буквы (фонемы), которые в тех словах пишутся. Возникает тотальное противоречие между тем, что ребенок слышит собственными ушами, и тем, что ТРЕБУЮТ УСЛЫШАТЬ от ребенка взрослые. Если ребенок читать еще не умеет и правил применения букв не знает — проблема оказывается для него неразрешимой.

Как следствие, у многих детей весь процесс обучения чтению начинает вызывать немалые трудности, а у некоторых появляется стойкое дидактическое заболевание “легастения”.

Легастения — это неспособность умственно здорового человека обучиться чтению. Нередко легастению путают с дислексией (нарушения в произнесении и восприятии устной речи) или с дисграфией (нарушения в написании и восприятии графических знаков). Однако легастения является совершенно отдельным заболеванием, и не правы те дефектологи, которые «лечат» легастению средствами от дислексии и дисграфии.

Легастения может иметь различные степени тяжести, от некоторого непонимания правил чтения вплоть до полной неспособности научиться читать. И число легастеников в странах, где пользуются фонемо-буквенными азбуками, оказывается огромным. Признаки легастении различной степени тяжести демонстрирует практически каждый седьмой ребенок.

Мировая статистика регистрирует стремительный рост легастении за последние десятилетия. Методисты пытаются бороться с ней, разрабатывая всё более разнообразные способы развития детям фонематического слуха и не понимая при этом, что именно эти способы являются основной причиной легастении.

Нажав на ссылку, вы можете попасть на сайт германского Союза легастеников и просмотреть официальные статистические данные по легастении немецкоговорящих стран (Германия, Австрия, Швейцария) и мира. Во франкоязычных и в англоязычных странах процент легастеников еще выше.

К сожалению, автору этой статьи не удалось отыскать достоверной статистики по легастении в России.

При этом в странах Юго-восточной Азии (Китай, Гонконг, Южная Корея, Япония), где детям не развивают фонематического слуха и для обучения чтению используют не фонемо-буквенные азбуки, а слоговые иероглифы — в этих странах легастения отсутствует полностью. И музыкальный слух, как отмечают специалисты, у азиатов намного лучше, чем у европейцев. И иностранные языки они учат намного легче. После овладения родной письменностью азиатские дети без малейших проблем осваивают затем сложную английскую фонетику, и демонстрируют грамотность в английском письме намного выше, чем сами англичане и американцы.

Кроме того, пятнадцатилетние школьники именно этих четырех стран по результатам тестов PISA практически по всем учебным дисциплинам набирают примерно на 15-20% больше баллов, чем их ровесники из других стран. Вполне логично предположить, что высокий интеллектуальный уровень азиатов обеспечивается именно тем, что в дошкольные годы их не приучают слышать в словах то, чего услышать в принципе невозможно.

Уже одно лишь то, как написаны европейские учебники по фонетике, и как бездумно и не критично те учебники заучиваются многомиллионным населением — уже одно лишь это наглядно демонстрирует, сколь травмированным с детства оказывается интеллект европейцев. Смотрите на этой странице видеоролик «Ошибки современной фонетики» и сами делайте выводы.

Единственная европейская страна, в которой пятнадцатилетние школьники на равных соперничают в интеллекте с азиатскими ровесниками — это Финляндия. Объяснить этот факт можно двумя причинами:

во-первых, финский язык очень прост в фонетической структуре, в нем присутствует четко выраженная складовая ритмика, которая не требует от детей перестройки восприятия при переходе от устной речи к письменной;

во-вторых, в Финлядии начинают обучать детей чтению категорически не раньше 6-7 лет, когда у детей уже в достаточной мере созревает мозолистое тело, соединяющее два полушария головного мозга. Фонема — это абстрактная единица, и для оперирования ею требуется развитое логическое мышление, которое протекает в левом полушарии, — утверждают психологи и нейрофизиологи. Если мозг ребенка еще не готов совершать логические операции левым полушарием, то есть пытается делать это правым, образным, то происходит искажение (нарушение) мозговых функций. Финны принципиально отказались от дошкольного обучения чтению, и этим обеспечили нормальное умственное развитие своих детей. Принципиальный отказ от преждевременного обучения чтению при этом отнюдь не мешает Финляндии оставаться самой читающей страной мира.

Естественным образом встают вопросы:
Как же тогда, не обучая ребенка фонемо-буквенному анализу, учить его чтению?
Как, не развивая ребенку фонематического слуха, исправлять ему дефекты речи?

На вопрос о чтении автор имеет очень простой ответ: «Ребус-метод» и «Слогофон-говоряшка». Обе эти игры обходятся без фонемо-буквенного анализа, и именно поэтому обучают чтению столь эффективно и качественно. Эти методики полностью соответствуют детскому восприятию, и дети с первых же минут занятий, без каких-либо подготовительных этапов и даже без предварительного заучивания букв оказываются способны самостоятельно читать по-слогам.

При этом не нужно стремиться обучать ребенка чтению в раннем дошкольном возрасте. Необходимо помнить, что письменная речь является лишь серой тенью от речи устной. Если маленький ребенок, читая, оказывается еще не способен насытить прочитанное собственными яркими образами, собственными эмоциями, собственным отношением, то этот ребенок будет относиться к чтению как к занятию скучному, неинтересному. Если в возрасте 6-7 лет читающий ребенок понимает в тексте почти всё, то есть очень многое, то в возрасте 3-4 лет ребенок при самостоятельном чтении не понимает в тексте практически ничего:

В младшем дошкольном возрасте ребенок должен читать не сам, монотонно и бесцветно, но слушать эмоциональное чтение взрослых вслух. Ребенок должен на слух запоминать услышанное и повторять за взрослым его тембры и интонации — только в этом случае будет проявляться врожденный дар ребенка к звукоподражанию, способность ребенка легко овладеть любым языком мира. Как только ребенок научится читать — этот лингвистический дар ослабнет, и пропадет потребность (а следом за ней и способность) пользоваться слуховой памятью.

С вопросом о логопедической коррекции дело обстоит ничуть не сложнее.

Вернемся к нашему примеру, когда логопед раскладывает перед ребенком множество картинок, среди которых есть КАША, КУРИЦА, КОТ, и просит назвать слово, начинающееся со звука К. Этот логопед не знает разницы между фонемами и звуками, и потому дает ребенку неправильное задание.

Но, зная разницу между фонемой и звуком, логопеду совсем не трудно свое задание чуть-чуть изменить:

«Назови слово, которое начинается со звука К У . «

Среди разложенных перед ребенком картинок конечно же должны появиться КУБИК, КУКЛА, КУЧА, КУКУШКА, КУКУРУЗА, КУЛАКИ, КУЗНЕЧИК. Чуть-чуть иной инструментарий, чуть-чуть иное задание — и огромная проблема с фонематическим слухом долой, как пустое недоразумение!

Как развить фонематический слух у ребенка

Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Читать еще:  Прибор для кварцевания в домашних условиях

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.

Как звучит слово

Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.

В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

Проводить эти занятия можно таким образом.

1. Взрослый говорит:

— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послышится «ку-ку».

Затем взрослый продолжает:

— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.

2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).

— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.

— А это кто? (на картинке нарисован медведь).

— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.

— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.

— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…

4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…

6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?

— Хорошо звучит: зайка-побегайка.

Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!

8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!

9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?

— Хорошо, продолжаем: мак…

Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).

С ребенком можно провести такие занятия.

1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?

2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…

Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.

3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.

4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…

Затем взрослый меняется ролями с ребенком.

5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.

— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?

— Рак, лак, мак, бак, так, как …

— Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.

— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

— Все правильно. А к слову стол?

— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

— А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?

— Цыпленок, жеребенок, козленок…

Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:

1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:

— Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.

— Назови слова, похожие по звучанию.

Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?

К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).

— Какие слова звучат так же, как слово галка?

— Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.

— Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?

2. Осознание слоговой стороны слова:

— Произнеси слово галка по частям.

— Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.

— Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?

— Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?

— Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

— А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»

Напоследок литературная игра: — Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector