Сестринский комплекс

Современная концепция сестринского дела. Сестринский процесс

В 1992 г. в Голицыно состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по теориям сестринского дела (СД). Участники этой конференции дали следующее определение сестринскому делу: «Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды».

Классическим считается определение СД, которое дала американская медицинская сестра и преподаватель Вирджиния Хендерсон еще в 1961 г., получившее позже международное признание: «Оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей». Сестринское дело ставит своей целью сохранение или достижение максимально возможного уровня здоровья пациента.

На конференции обсуждались вопросы философии СД. Философия в общем плане – это система взглядов на мир, на жизнь, на разнообразные проблемы. Философия СД отражает мировоззрение медсестры в отношении ее деятельности, формирования целостного взгляда на СД, на роль и место в нем сестринского персонала. В центре этой философии, этого мировоззрения находится человек, больной, здоровый или умирающий. Человек, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями и имеющий право на получение сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального положения. Основными принципами философии СД являются – уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Философия СД дает определение сестринским обязанностям, целям и личным качествам медсестры. Философия СД устанавливает этические обязанности медсестры по обслуживанию пациентов (соблюдение конфиденциальности, уважение автономии пациента, право на информацию). Российская ассоциация медсестер создала и после обсуждения в регионах приняла этический кодекс медицинской сестры России.

В чем же состоит отличие новой концепции СД, современного его понимания от прежнего? Еще в недавнем прошлом суть СД заключалась в точном выполнении предписаний врача, настоящее же понимание СД – это представление образа и личности сестры как активного, равного участника в лечебном процессе. СД – это самостоятельная профессия, обладающая достаточным потенциалом, чтобы стать вровень с лечебным делом. Отсюда ясно, что функции медсестры оказываются значительно шире, чем простое выполнение указаний врача. На нее возложены основные обязанности по уходу за пациентами, профилактика заболеваний, сохранение здоровья, реабилитация и облегчение страданий. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада СД в выздоровление больных.

При осуществлении заботы о пациенте медицинская сестра выполняет функции:

— активного участника мероприятий по защите окружающей среды.

Для выполнения перечисленных функций медицинская сестра должна владеть профессиональными знаниями, умениями, навыками и личностными качествами, которые в мировой литературе рассматриваются как добродетели:

— гуманизм, включающий любовь и уважение к человеку;

— выдержка и терпение;

— обязательность и дисциплинированность;

Каким же образом медсестра должна выполнять свои обязанности? В понятие СД входит сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой обязанностей по оказанию помощи больным. Сестринский процесс состоит из 5-ти этапов.

1 этап — обследование (оценка состояния пациента).

2 этап — сестринская диагностика (определение проблем).

3 этап — планирование предстоящей работы.

4 этап — реализация плана вмешательств.

5 этап — оценка результатов перечисленных этапов.

Первый этап – обследование пациента. Это текущий процесс сбора информации о состоянии здоровья и личности пациента. Информацию о пациенте медсестра может получить не только от самого больного, но и от его родственников и соседей по палате.

В обследование пациента входят:

1. расспрос – выяснение жалоб или проблем со здоровьем пациента. Проблемы со здоровьем возникают вследствие нарушений потребностей. Потребность — это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Иерархию жизненно важных потребностей в виде пирамиды предложил американский психолог А. Маслоу.

2. общий осмотр: оценка общего состояния больного, его сознания, положения тела, цвета кожи, слизистых.

3. физикальное исследование: измерение температуры тела, исследование дыхания и пульса пациента, измерение артериального давления, диуреза. Используются медицинский термометр, секундомер, тонометр и фонендоскоп.

4. оценка психологического и душевного состояния: настроение пациента, его отношение к заболеванию, степень приверженности врачебным рекомендациям, снижение порога безопасности пациента, затруднение выполнения его гигиенических навыков и особенности психо-социальных потребностей (эмоциональные реакции — беспокойство, тревога, страх, безнадежность, пренебрежение заболеванием, снижение чувства собственного достоинства, снижение творческой активности, потеря свободы, дружбы, любви, снижение и потеря социального статуса, затруднение религиозных потребностей).

Второй этап – анализ проблем пациента и оформление их в виде сестринского листа наблюдения за пациентом. Например, при медицинском диагнозе: острый аппендицит, могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.

Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы – те, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Потенциальные проблемы — те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени, поэтому медсестра должна планировать профилактические мероприятия, направленные на предупреждение потенциальных проблем. Примерыпотенциальных проблем:

— риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;

— риск развития обезвоживания у пациента с рвотой и частым жидким стулом;

— риск падений и травм у пациента с головокружением;

— риск ухудшения состояния из-за неправильного приёма лекарственных средств;

Наиболее значимые проблемы пациента среди существующих называются приоритетными. Критерии выбора приоритетов.

1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения.

2. Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является для него главным сейчас, самым мучительным.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отёками, одышкой, может указать именно на одышку как на своё главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

3. Проблемы, способные привести к различным осложнениям и ухудшению состояния пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.

4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Третий этап – планирование сестринских мероприятий. Планируются методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения целей сестринского ухода. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода, это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения сестринского ухода. План предусматривает участие самого пациента и членов его семьи в процессе ухода, он включает критерии оценки ухода и ожидаемые результаты.

Например, по приоритетной проблеме пациента «острая боль в животе» цель может быть сформулирована следующим образом: поддерживать боль на уровне терпения всё время до операции. План:

1) придать пациенту удобное положение, облегчающее боль.

2) обеспечить приём болеутоляющих средств каждые два часа, в соответствии с назначением врача.

3) обучить пациента технике релаксации (расслабление).

4) применить словесное внушение и отвлечение.

Методы возможных сестринских вмешательств, то есть, какого рода сестринская помощь может планироваться медицинской сестрой:

— облегчение или устранение проблем пациента;

— оказание ежедневной помощи в активной повседневной жизни;

— выполнение технических манипуляций, назначений врача;

— оказание психологической помощи и поддержки;

— обучение и консультирование пациента и членов его семьи;

— профилактика осложнений и укрепление здоровья;

— меры по спасению жизни (диагностика неотложных состояний и оказание доврачебной помощи).

Четвертый этап – осуществление плана сестринских вмешательств. Существует 3 категории сестринского вмешательства: независимое, зависимое и взаимозависимое. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями и знаниями без прямых указаний врача. Это – обучение и консультирование пациента и его семьи, обучение пациента навыкам самоухода, советы пациенту относительно его здоровья, оказание неотложной доврачебной помощи и др.

Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача. Это – подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и многое другое. Здесь медсестра выступает в роли сестры-исполнителя. По современным требованиям медсестра не должна автоматически выполнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную, разовую или суточную дозы, противопоказания, совместимость с другими препаратами. За последствия ошибки назначения препарата ответственен не только тот, кто сделал назначения, но и тот, кто его выполнил.

Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом. Например, проведение оперативных вмешательств, реанимационных мероприятий.

Пятый этап – оценка результатов. Цель этапа — оценка реакции пациента на сестринские вмешательства, анализ качества предоставленной помощи и оценка полученных результатов. Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определённые промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента. Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Например. Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5 сентября. Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5 сентября. Цель достигнута.

На этом этапе проводится корректировка плана, если изменяется состояние пациента. Например, при обучении измерению артериального давления медсестра обнаруживает, что пациент не видит обозначения на шкале тонометра либо плохо слышит, что не позволяет ему контролировать результаты измерения. Из-за неполной базы данных, собранных на I этапе, сформулирована нереалистичная цель. Медсестра ставит новую цель — обучить членов семьи пациента измерению артериального давления, и в соответствии с этим пересматривает сроки и намечает план обучения. Выполнение намеченного плана дисциплинирует медсестру и пациента. Если возникает дефицит времени при большой нагрузке на сестру, она определяет, что должна выполнить немедленно, а что в следующую очередь, а также передать по смене.

Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства позволяет установить сильные и слабые стороны сестринского процесса, способствует повышению качества медицинской помощи, поэтому должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медсестры и самого пациента.

Читать еще:  Прокол барабанной перепонки у ребенка

Что такое сестринский уход?

Оценка качества и результатов ухода По данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все повседневные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.

Роль медсестры С одной стороны, медсестра – это самостоятельный и независимый специалист в системе здравоохранения, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, а с другой – это помощник врача, выполняющий его назначения.

Модель сестринского ухода православной патронажной службы

Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии. Возросла ответственность сестер, и изменилось их отношение к своей профессии.

Общепризнано, что при оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль. Это особенно заметно в паллиативной медицине и хосписном движении.

В 1990-х годах открылись факультеты высшего сестринского образования на базе нескольких санкт-петербургских медицинских институтов. В Москве Медицинский колледж №1 им. Сеченова, 2-ой Мединститут и другие вузы открыли факультеты высшего сестринского образования.

Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:

  • концепция сестринского дела,
  • модель сестринского ухода,
  • сестринский процесс,
  • сестринский диагноз.

Концепция – это основная идея сестринского дела.

Модель сестринского ухода — это реализация концепции сестринского дела, то есть образец, по которому мы действуем, это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства.
Ядро каждой модели — это понимание потребностей пациента, этапов сестринского процесса и роли сестры в его осуществлении.

Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи.

Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента. В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода. В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:

  1. Нормально дышать
  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности..
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
  5. Спать и отдыхать.
  6. Одеваться и раздеваться.
  7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
  10. Поддерживать общение с другими людьми , выражая свои эмоции и мнения.
  11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
  12. Заниматься любимой работой.
  13. Удовлетворять свою любознательность, нормально развиваться.

Единой модели на сегодняшний день не существует.

Мы можем обеспечить больному профессиональный медицинский уход, оказать помощь в удовлетворении его жизненных потребностей, решить его социальные проблемы, окружить заботой и вниманием, но останется часть его личности, которая будет не реализована и не востребована.

Эта часть связана с жизнью души. Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и выражаются такими определениями как: -иметь жизненные ценности
— отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой ( В.Хендерсон).

Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по вере и опыту мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями.

Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.

Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное, стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде, чем больного лечить, надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим в заботе не только о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе. Для этого надо приобрести милостивое сердце, чувство сострадания. Цель нашего сестринского дела: «любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной», а задача сестры – стяжать эту любовь.

Только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя. Мы сами открываемся себе в своей глубине.

Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становится почти всегда беден.

Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни.
Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека, через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение.

Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и целенаправленные действия. Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты, отличные от любой медицинской государственной и коммерческой организации.

Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу — как заказ, и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.

Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному.

Сестры милосердия проживают вместе с больным Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного аввы Дорофея: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно.

И потому если с ним случиться что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно.

А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному».

Наши приоритеты – вся совокупность нужд больного, поэтому договор, который мы заключаем, динамичный, а критерием оценки своей работы мы считаем стабилизацию или улучшение состояния больного, изменение христианского качества его жизни, и, прежде всего, духовное возрастание. Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных.

На всех звеньях работы требования к сестрам самые высокие, независимо от должности младшая сестра, медицинская сестра или старшая сестра несет юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества.

Несколько слов о форме сестры милосердия.

«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…», — из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.
В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу.
Белый фартук и плат с красным крестом на нем – форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.
Требование нашей патронажной службы к сестрам — всегда и при всех обстоятельствах работать в форме — наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.

«Форма дух бережет» — эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999 года, протоиерею Петру Сухоносову.

По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя , отец Петр , настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа , выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами : «Форма дух бережет».

Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.
Сестринская форма также прежде всего «дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.
Сестринская форма представляет патронажную сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.
Иногда, в трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, форма защищает от раздражительности, агрессии, попыток перейти границы в общении — ведь дежурить приходиться у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными.

Особенно это важно в условиях ухода на дому. В любом лечебном учреждении и дома у больного сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия.

Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду, и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не она представляет форму, а форма рекомендует ее, дает ей некий аванс.

Это не менее важно для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватного или находящегося в состоянии спутанности сознания, когда в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле его зрения – белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия.

Мы наблюдали, что это не только успокаивает больного, но и быстрее возвращает к действительности, дает возможность вернуться в реальность. Особенно это очевидно на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного, и он внезапно пробуждается.

Модели предоставления сестринского ухода

Модели предоставления сестринского ухода

Научной основой сестринского процесса являются:

  • теории (и модели) сестринского дела
  • теория окружающей среды
  • теории гуманистической психологии
  • теория адаптации и стресса
  • анатомические, физиологические, биохимические, психические и социальные причины заболеваний
  • теории обучения
  • теория научной организации труда (НОТ)
  • виды вмешательств медицинской сестры:
  • Зависимое — выполнение назначений врача
  • Взаимозависимое — ассистирование
  • Независимое — действия, которые осуществляет сестра по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями без прямого назначения врача. То и есть осуществление профессионального ухода, связанного с проблемами пациента.
Читать еще:  Спазм легких симптомы

Теория сестринского дела подразумевает ряд положений, которые, в свою очередь, авторы разных моделей видят по-разному. Этими основными положениями теории являются:

  1. пациент один из главных объектов деятельности сестринского персонала
  2. необходимость выявления источников проблем пациента
  3. обоснованность направленности сестринской деятельности и целей ухода
  4. обоснованность способа вмешательства
  5. обязательность оценки качества и результата

В настоящее время существуют следующие модели сестринского ухода:

  1. врачебная (традиционная)
  2. модель Хендерсон
  3. модель Роупер, Логан, Тайэрни
  4. модель Джонсон
  5. модель Рой
  6. модель Орем

Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию, как в обучении сестёр, так и в практической деятельности.

Комплекс сестры. Роль ребенка в семье — психология

В семье, в которой есть несколько детей, всегда кому-то будет недоставать внимания. Но в силах родителей изменить эту ситуацию. А вот если взрослые будут недостаточно внимательными, то у одной из их девочек может развиться комплекс сестры. Что это такое и как его лечить, читайте ниже.

Старшая сестра

В семье, в которой есть несколько детей, всегда существуют проблемы. Даже если никто открыто и не говорит о сложности ситуации – это еще не значит, что все в семье все хорошо. Особенно ситуация усложняется, если в семье два однополых ребенка, например, девочки. У одной из них обязательно разовьется комплекс сестры. Что это такое? Это набор качеств, которые формируются у ребенка от недостатка или переизбытка любви и внимания. Как проявляется комплекс старшей сестры?

  • Ответственность. Девочки, которые вынуждены помогать с малолетства своей матери, очень быстро взрослеют. Они чувствуют на себе груз ответственности, который накладывает разница в возрасте с сестрой или братом.
  • Быстрое взросление. Ответственный ребенок быстрее становится подростком, а затем — и сформировавшейся личностью. Конечно, хорошо, когда человек может отвечать за свои действия и поступки. Но все же ребенок, который был лишен радости детства, будет страдать от этого всю жизнь.
  • Потребность быть авторитетом. Человек, которого ставили всегда в пример, сохранит на всю жизнь пристрастие к лидерству. Девочка, а затем и женщина, будет всем и всегда стараться доказать, что она лучшая.
  • Потребность кого-то опекать. Ребенок, который привык заботиться о младшем брате или сестре, в будущем будет опекать всех подряд. Девочка может стать второй матерью для своего молодого человека или же мужа.
  • Чрезмерная смелость. Страсть всегда и во всем быть первой останется с девочкой на всю жизнь. Старшая сестра умеет брать на себя ответственность за поступки, и она ничего не боится, так как привыкла всегда и везде быть первой.

Младшая сестра

Если старшему ребенку не везет с характером, то должно быть, младшему живется очень хорошо? Но это не так. Существует комплекс младшей сестры, который появляется у девочек, над воспитанием которых родители не сильно потрудились. В чем же он проявляется?

  • Новаторы. Старшие дети все делают так, как им скажут родители. А вот младшие могут проявлять инициативу. Они более открыты миру и могут делать то, что им нравится. Они не боятся придумывать, а затем и реализовывать самые смелые идеи.
  • Хорошие коммуникаторы. Так как старшие сестры и братья всегда отличаются физической силой, то младшим ничего не остается, как учиться выигрывать в спорах благодаря хорошо подвешенному языку. Младшие дети общительнее старших, они более проницательны и более открыты.
  • Менее ответственны. Комплекс сестры проявляется у младшего ребенка в отсутствии ответственности за свои поступки. В детстве всегда во всех бедах обвиняют старшего ребенка. Он виноват в том, что недосмотрел за младшим. Девочки привыкают к такой тенденции и предполагают и думают, что ответственности удастся избегать всегда.
  • Эгоистичны. Младших детей всегда балуют сильней, чем старших. У родителей есть возможность и желание приобретать дорогие игрушки и всевозможные сладости. Ребенок видит, что ему уделяется повышенное внимание и считает, что это и есть норма жизни.

Средняя сестра

Может показаться странно, но и тем детям, которые родились между старшим и средним, живется не всегда сладко. Комплекс сестры бывает у тех девочек, которые не смогли самоопределиться, и у тех, которых родители обделили своим вниманием.

  • Безынициативны. Ребенок, на которого вечно не хватало времени, не сможет вырасти полноценным членом общества. Он всегда будет бояться что-то делать, так как в детстве ему постоянно говорили, что он слишком большой, чтобы баловаться, но слишком маленький, чтобы умничать.
  • Боязливы. Средняя сестра часто остается на попечении старшего ребенка. Она всегда находится под защитой и редко играет с ровесниками. А в случае надобности, девочка может заплакать, и старший родственник всегда придет на помощь.
  • Смирны. Так как возможности общаться с ровесниками у среднего ребенка нет, он привыкает быть ответственным и в то же время сидеть смирно, когда разговаривают старшие. Возможности выплеснуть свою энергию просто не бывает и девочка быстро к этому привыкает.
  • Ревнивы. Так как родители уделяют больше времени малышу, девочки обычно очень переживают по этому поводу. Средние дети втайне завидуют младшему ребенку, и эта обида навсегда поселяется в их душе в виде ревности.

  • Золушка. Ребенок, которому родители вечно говорят, что нужно делать, быстро становится ответственным и слишком рассудительным. Времени играть у него нет. Приходится готовить обед, менять подгузники сестрам или братьям, выгуливать собаку или же пропалывать цветы.
  • Козел отпущения. Обычно им становится старшая девочка. На нее сваливают вину за все, чего бы плохого в доме не происходило. Даже если объективно виновата не старшая дочь, ее вину находят в том, что она недосмотрела.
  • Паинька. В этой роли обычно выступают младшие сестры. Они послушны, избалованы и невероятно милы. Они умеют создать о себе хорошее впечатление.

Первый блин комом

Когда в доме растут две сестры, одна из них обычно получается милая и очень коммуникабельная, а другая зажатая скромница. И скромницей обычно бывает старшая. Именно ее родители воспитывали, как умели. Они водили ее на всевозможные кружки, в развивающие секции и на спортивные состязания. У ребенка не было времени отдохнуть или поиграть. Свободное время девочка проводила за книгами, которыми ее пичкали родители. Потренировавшись на первом ребенке, второго родители воспитывали в более свободных условиях.

Кто счастливее?

Если взглянуть на то, как по-разному росли две сестры, невольно возникает вопрос: кто из девочек счастливее? Ответить на него однозначно нельзя. Если родители не обделены умом, то счастливы обе девочки. Они должны были иметь одинаковые условия для развития. Если же родители попустительски относились к своей должности воспитателя, то в семье двое детей будут несчастны. Но почему-то существует такое мнение, что второй ребенок – это баловень судьбы. Может оно так и бывает, лет до 10, но со временем это девочке многократно может аукнуться.

Ошибки воспитания

  • Сравнивать одного ребенка с другим. Если вы не хотите навешать своим дочкам комплексы, никогда не сравнивайте их ни с кем другим. Каждый ребенок уникален и родители должны это понимать.
  • Ждать от одного ребенка того, что не смог добиться другой. Если вы хотели, чтобы ваша старшая дочь пошла на танцы, но она выбрала рисование, не нужно отрываться на младшем ребенке. Если у маленькой девочки будет пристрастие к музыке, придется смириться, что танцевать не будет ни старшая, ни младшая дочь.
  • Заводить любимчика. Если вы решили проявить нежность, то проявляйте ее к двум детям одинаково. Не нужно думать, что старшей дочке нужно меньше нежности, чем младшей.

Полезные советы

Какова роль ребенка в семье? Психологи говорят, что дети помогают родителям реализоваться и укрепить любовные узы. Ребенок – это продолжение человека и в него нужно вкладывать свободное время и много сил. Какие главные задачи родителей в воспитании сестер?

  • Подружите детей. Если девочки подружатся – это будет большим достижением. Дочери должны воспринимать друг друга не просто как сестры, а как лучшие подруги.
  • Уделяйте детям внимание в одинаковом количестве. Девочки должны знать, что родители их любят одинаково. И мысли о том, кто из детей любимчик, не должно зарождаться в детской голове.
  • Позвольте каждому ребенку заниматься тем, что ему нравится. Ребенок сам выберет ту стезю, для реализации которой он был рожден. Родители должны помочь ребенку реализовать свои способности и стремления, а не навязывать свои желания.

Эдипов комплекс

«Мама, я хочу на тебе жениться!»… «Папа, ты у меня самый лучший! Когда я вырасту, то ты станешь моим мужем». Часто можно услышать подобные высказывания от детей 3-6 лет. Многие родители умиляются такому поведению и даже гордятся собой, а кто-то теряется или вообще не обращает на это внимание. Однако, это указывает на очень важный период развития и формирования личности – Эдипов комплекс. Так как же себя правильно вести в то время, когда ребенок переживает этот этап и каковы последствия невнимательного отношения к нему?

Понятие Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд ввел в 1897 году. Оно обозначает бессознательное сексуальное влечение к родителю своего пола и амбивалентные чувства к родителю противоположного (любовь и ненависть, ревность, чувство вины, страх).

Выявил Эдипов комплекс Зигмунд Фрейд с помощью самоанализа собственных переживаний в детстве по отношению к родителям и соотнес это метафорически с древнегреческим мифом Софокла «Царь Эдип»: Эдип — сын Лая, царя Фив, и Иокасты. Оракул предсказывает, что царь будет убит своим собственным сыном, и царь приказывает пастуху избавиться от него. Ребенка спасает царь Коринфа, и мальчик вырастает, не зная своих истинных родителей. Позже, от другого оракула, он узнает, что убьет своего отца, и, чтобы защитить того, кого он считает своим отцом, бежит из города. На своем пути он встречает Лая (своего настоящего отца), которого принимает за вора, и убивает его, а потом женится на его жене, не догадываясь, что это его мать Иокаста. Когда Эдип узнает от оракула о своих непреднамеренных действиях, то ослепляет себя.

Формы проживания Эдипового комплекса могут быть позитивная (ее отображением является миф, приведенный выше) и негативная, которая проявляется в сверхсильной любви к родителю своего пола и стремлении устранить родителя противоположного пола. В процессе психосексуального развития у ребенка проявляются обе формы, что формирует, так называемый, полный Эдипов комплекс.

Читать еще:  Ребенок заболел простудой чем лечить

В данной статье мы более подробно рассмотрим позитивную форму проживания.

В этот период жизни происходит самоидентификация ребенка как личности, когда формируется первое понятие собственной «сексуальности». Взаимоотношения с противоположным полом, сексуальность, самооценка и схема построения своей будущей семьи будут формироваться в зависимости от того как пройдена эта фаза.

У мальчиков эта фаза развития так и называется – «Эдипов комплекс», а у девочек ее еще называют «комплексом Электры» (понятие ввел Карл Густав Юнг). С 2 до 6 лет каждый ребенок в более или менее выраженной форме сталкивается с особыми чувствами к родителю противоположного пола. Они могут быть разной степени осознанности.

Мальчики проявляют интерес и как бы «влюбляются» в свою маму. Хотят, чтобы она принадлежала только ему — сыну. В результате чего, папа воспринимается как соперник. Девочки наоборот, проявляют интерес к папе и ревнуют его к маме. В поведении это выражается тем, что ребенок старается завоевать как можно больше внимания родителя противоположного пола, делает ему комплименты, требует особенных ласк и телесного контакта, говорит «я хочу на тебе жениться» или «я выросту и стану твоей женой».

А вот отношения с родителем своего пола начинают портиться и становятся очень противоречивыми. Здесь у ребенка просыпается ревность, агрессия, желание занять место этого родителя в семье… и в то же время – страх потерять его любовь, страх наказания и чувство вины за свое поведение. Иногда эта амбивалентность чувств становится настолько невыносимой, что перерастает в аутоагрессию. Одновременно со всем этим, родитель своего пола является для ребенка как бы эталоном, примером для подражания — «Ведь с мамой у папы все хорошо, значит я хочу быть похожей на маму». Это очень важно для формирования своей полоролевой идентичности.

Эдипов комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно их любит и ненавидит каждого из них, боготворит и хочет уничтожить, хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои желания.

Так как же себя правильно вести родителям? Следует отнестись очень серьезно и вдумчиво к этому моменту жизни ребенка. Прежде всего, необходимо установить нормы и правила поведения в семье, четко определить границы дозволенного.

Родители не должны провоцировать ребенка своим откровенным поведением по отношению друг к другу, но и исключать нежность совсем не стоит. Дети очень чувствительны в этот период. Чтобы облегчить переживания ребенка, важно как можно чаще проговаривать его чувства и акцентировать внимание на его роли в семье. Лучше, если необходимые слова будет произносить родитель противоположного пола, например: «Я твой папа, а ты моя дочь. Сейчас ты сердишься на маму за то, что она не разрешает тебе лечь рядом со мной. Но мама моя жена, я – ее муж, а ты – наша дочь. Мы тебя очень любим. И когда ты вырастешь, то у тебя тоже будет муж, как у мамы я. И тогда ты сможешь также лежать рядом с ним». Очень важно почаще произносить фразу «я твой папа, а ты моя дочь» или «я твоя мама, а ты мой сын». Это позволяет малышу занять его место в семейной системе – место ребенка.

Отстаивать «границы» в отношениях с ребенком надо очень мягко, корректно, но твердо! Все, что касается взрослых вопросов, должно оставаться в компетенции взрослых, дверь в родительскую спальню должна быть закрыта, пускать и вовлекать ребенка в супружеские взаимоотношения ни в коем случае нельзя. И все это следует говорить и делать с любовью, не переходя очень тонкую грань между приторностью, потворством и холодностью в отношениях.

А вот свои раздражение, агрессию, ревность и желание поддаться на манипуляции ребенка необходимо родителям держать при себе. Несоблюдение этого правила может создать у ребенка ложную иллюзию, что он может повлиять на родительские отношения, вызвать ощущение всемогущества, что потом может пагубно сказаться на его самооценке и на том, как он будет строить межличностные отношения в будущем. Это может вызвать у ребенка страх потерять любовь родителя, вину за то, что между родителями что-то не так (на самом деле, ответственность за супружеские отношения лежит только на самих супругах). А так как это только иллюзия всемогущества, то впоследствии утраченные иллюзии могут помешать ребенку достигать и признавать свои успехи в будущем.

Если вдруг, ребенок действительно окажется источником раздора родителей, который повлечет за собой серьезные изменения в семейной системе (например: развод, раздельное проживание родителей, сильные конфликты), то во взрослом возрасте он всегда будет ожидать повышенного внимания к своей личности, особого отношения и интереса к себе окружающих – такого, какого уделяли ему родители.

Родителю противоположного пола следует как можно чаще хвалить и делать комплименты ребенку. Но только по делу. Особенно для девочек важно, когда папа подчеркивает их внешнюю красоту. Это будет способствовать формированию здоровой самооценки.

Если ребенок в этом возрасте до сих пор спит с родителями в одной постели, то следует его либо переселить в отдельную комнату или, как минимум, у него должна быть своя отдельная кроватка. Дистанцироваться от ребенка необходимо, чтобы он почувствовал свои границы. Почти до 2 лет для ребенка важно симбиотическое слияние с мамой – он получает ощущение базовой безопасности, насыщается любовью. В норме все эти потребности должны быть удовлетворены в доэдипальный период. А потом начинает формироваться его идентичность, личные границы и симбиоз будет только мешать нормальному развитию. Многие переживают по поводу того, что ребенок буде беспокоиться, плохо спать и т.д. Конечно, если ему нужна поддержка или он себя не очень хорошо чувствует – у него должна быть уверенность, что в любой момент можно вернуться к маме. Ощущение и опыт надежного «тыла» позволяет малышу проявлять самостоятельность и чувствовать себя при этом в безопасности.

Следует отказаться от поцелуев в губы с ребенком и вообще от любого сексуализированного контакта, прикосновений. Это должно быть только между супругами и не демонстрироваться при ребенке, разве что в очень сдержанной форме. И даже если ребенок настаивает – настойчиво и с любовью снова проговорить «Я твоя мама, ты мой сын. Целоваться в губы я могу только с папой, так как он мой муж. Когда ты вырастешь – у тебя тоже будет жена, как и у папы. И ты сможешь ее так целовать». Конечно, в таком возрасте сложно говорить об осознанном половом влечении, поэтому «любовь» ребенка скорее проявляется в очень сильно привязанности к родителю противоположного пола.

Так же следует сказать «нет» совместному купанию в ванне или душе с родителем противоположного пола.

В результате, ребенок должен как бы «проиграть» в борьбе за родителя противоположного пола. Положительным звоночком к окончанию этого этапа развития звучат фразы: «Моя жена тоже будет варить такую вкусную кашу», также если малыш «влюбится» в детском садике или, например, начнет ходить с ребенком противоположного пола за ручку.

Заканчивается Эдипова фаза тем, что у ребенка формируется «триангулярное пространство» — треугольник взаимоотношений в семье. У ребенка должно сформироваться понятие особой связи между мамой и папой, что отношения взрослых – это их поле, и для ребенка оно будет доступно только тогда, когда он вырастет. Чтобы помочь ребенку наименее безболезненно выдержать всю амбивалентность чувств любви и ненависти — ему необходимы любовь и поддержка родителей. И тогда, в результате, он получит бесценный опыт быть наблюдателем и учиться чему-то не только на своем опыте, но и на опыте родителей. Впоследствии это позволит ему рассматривать свои взаимоотношения с другими людьми не только изнутри, но и снаружи – посмотреть, как бы со стороны, что происходит между ними, размышлять о себе при этом оставаясь собой.

Как говорилось выше, идеальный Эдипов комплекс — это «треугольник отношений», но бывает так, что ребенок не один в семье. И тогда братья иили сестры также являются объектом ревности. Младшие могут восприниматься либо как соперники («Мамапапа будет любить младенца больше, чем меня» или «Папа подарил маме младенца, а не мне!»), либо как собственные дети. В последнем случае Эдипов комплекс будет проходить менее заметно, так как малыш будет выступать замещающим элементом.

У детей воспитанных одним родителей или вообще без родителей Эдипов комплекс формируется особым путем. В развитии личности ребенка большую роль играет в каком возрасте родитель умер или ушел из семьи, наличие отчимамачехи и когдакак они появились, как строятся отношения с новым членом семьи, отношение и поведение оставшегося родителя к ребенку. Если ребенок растет без родителей, то Эдипов комплекс проживается в отношениях с воспитателями или другими значимыми лицами в его жизни.

Если из семьи в этот период уходит родитель одного пола с ребенком, то это переживается как полное удовлетворение эдипального желания, что приводит к возникновению чувства вины. А если уходит или умирает родитель своего пола, то фрустрация эдиповой любви части приводит к его идеализации в фантазиях, либо полному отрицанию. Даже если ребенок никогда не знал своего родителя, то он все равно понимает, что такой на самом деле когда-то существовал и что другие дети живут в полной семье с мамой и папой. Отсутствие родителя вызывает у ребенка стремление к компенсации «недостающего», в стремлении дополучить или додать. Например, в случае отсутствия отца или его «слабости», мальчик может вырасти женственным или наоборот занять роль «отца-семейства» — слишком рано стать взрослым, что лишит его детства.

Последствиями неправильного проживания или не завершенного Эдипового комплекса может быть то, что мальчики повзрослев ищут себе партнера-«мамочку», а подросшие девочки – партнера-«папочку», чтобы насытится тем, что недополучено в детстве.

Все дети разные и у каждого будет своя интенсивность проживания данной фазы развития. В этой статье были даны основные рекомендации по поводу того, как максимально эффективно и продуктивно вести себя родителям с ребенком в период проживания Эдипова комплекса. Иногда родителям необходимо приложить очень много усилий, чтобы справиться с ситуацией. Если Вы испытываете сложности или появятся какие-то вопросы – Вы всегда можете обратиться за консультацией к психологу, где Вам дадут полный ответ с индивидуальным подходом именно к Вашей ситуации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector