Содержание

Сестринский процесс при пневмонии осложнения профилактика

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Важность сестринского ухода при пневмонии

Пневмония – опасное инфекционное заболевание, которое поражает легкие. Эта болезнь опасна своим непредсказуемым течением, при пневмонии высока смертность. Вот почему так важно выполнять все требования врача, соблюдать все назначения и вовремя принимать лекарства. Если лечащий врач назначает лечение, то медицинская сестра осуществляет контроль за его выполнением. Таким образом, сестринский процесс при пневмонии направлен на уход за больным, контроль его самочувствия.

Общая информация

Пневмония особенно опасна для пожилых людей. Их и без того ослабленный организм подвергается мощной атаке бактерий, что приводит к высокому риску осложнений и летального исхода. Сестринский уход при пневмонии позволяет вовремя заметить изменения в состоянии пациента и предпринять необходимые действия.

Услуга сестринского процесса сегодня предоставляется во многих лечебных заведениях. Ее можно заказать как в частных клиниках, так и во многих государственных больницах. Всемирная организация здравоохранения приводит цифры, которые доказывают необходимость сестринского ухода. По статистике, если за пациентом постоянно наблюдает медсестра, риск осложнений снижается на 75%.

Медицинская сестра контролирует:

  • График приема лекарственных средств
  • График физиотерапевтических процедур
  • Рацион и режим питания пациента
  • Физическую активность больного

Если пациенту станет плохо, она сможет принять соответствующие меры или просто вовремя сообщить об ухудшении состояния лечащему врачу. Конечно, в организации сестринского процесса нуждается далеко не каждый пациент.

Кому это необходимо?

Воспаление легких считается опасной болезнью, лечить которую следует в условиях стационара. Однако. Есть случаи, когда врач разрешает амбулаторное лечение. Нанять медсестру, которая будет осуществлять уход за больными пневмонией, можно и в том и в другом случае. Вопрос в целесообразности этого мероприятия.

Читать еще:  При какой температуре умирают бактерии

Постоянное наблюдение медицинской сестры при пневмонии требуется при следующих приоритетных проблемах:

  • Возраст до трех лет. Особенно опасна пневмония для грудничков, так как их иммунитет еще не установился, а все органы и ткани имеют крошечный объем. Даже небольшое поражение легких может быстро разрастись до серьезной проблемы.
  • Пожилой возраст. Старые люди зачастую не могут самостоятельно обеспечить себе должный уход. Их нужно контролировать не меньше, чем детей. Кроме того, в пожилом возрасте обычно есть множество других хронических заболеваний, которые осложняют процесс лечения. Медицинская сестра в силах обеспечить должный уход пациенту.
  • Возникновение осложнений. Пациенты не всегда осознают ухудшение состояния. Более того, некоторые осложнения характеризуются смазанной симптоматикой, что затрудняет их диагностику. Медсестра сможет вовремя оценить степень опасности и оказать первую помощь.
  • Отсутствие надлежащего ухода в домашних условиях. Примером могут служить лежачие больные, которые не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. сестринский уход в этом случае – единственный выход из положения.
  • Сопутствующие заболевания. Часто пневмония возникает на фоне лечения онкологии или других тяжелых болезней. Организация сестринского процесса снижает риск летального исхода.

Что касается формы пневмонии, то при некоторых типах заболевания сестринский уход просто необходим. К ним относятся:

  1. Очаговая пневмония и бронхопневмония, требует обязательной сестринской помощи. Особенно опасна она у детей в связи с возможностью быстрого распространения инфекции.
  2. Крупозная пневмония. В этом случае поражаются оба легких, что крайне опасно для пациента. Сестринский уход позволяет вылечить плевропневмонию при крупозной пневмонии и снизить риск развития осложнений.
  3. Интерстициальная пневмония. Связана с дыхательной недостаточностью, которая развивается на фоне заболевания.

Для успешного лечения любой из этих форм пневмонии важно четкое следование графику приема лекарств и выполнения процедур, предписанных врачом. Именно контроль за соблюдением режима назначений, а также за состоянием пациента обеспечивает сестринский процесс.

Все о плане ухода

План ухода при пневмонии составляется, чтобы избежать потенциальных проблем. Основное предназначение медицинской сестры – обеспечить больному такой график, чтобы снизить риск осложнений и ускорить выздоровление. Таким образом, деятельность медсестры направлена на соблюдение следующих мероприятий:

  • Обязательный постельный режим, контроль положения пациента в постели
  • Постоянная оценка состояния больного
  • Молочно-растительная диета
  • Симптоматическая терапия по мере необходимости
  • Контроль потребления жидкости
  • Контроль над посещением пациента медицинским персоналом соответствующей квалификации
  • Вмешательство в критической ситуации
  • Контроль выполнения всех назначений врача

Сестринский уход при пневмонии может быть необходим и у детей, и у взрослых. Особенно он важен для младенцев и престарелых людей.

Этапы сестринского процесса

Сестринский уход реализуется в несколько этапов, каждый из которых четко следует один за другим.

1 этап. Обследование пациента

В момент знакомства больного с закрепленной за ним медсестрой она осуществляет сбор анамнеза. На этом этапе происходит налаживание контакта, медсестра выслушивает жалобы. При пневмонии жалуются на одышку и боли, на общую слабость и недомогание. Далее определяется момент возникновения заболевания и процесс его течения. Во время разговора медицинская сестра оценивает внешнее состояние человека, измеряет температуру тела, артериальное давление и частоту пульса. Несмотря на возможное тяжелое состояние больного все эти данные помогут в дальнейшей реализации сестринского процесса.

2 этап. Оценка проблем пациента

По полученным данным уточняются основные проблемы больного. Например, сильная одышка может быть свидетельством того, что значительная часть легких не участвует в дыхательном процессе. Если при дыхании возникают боли в груди, то воспалена плевра, сухой мучительный кашель указывает на воспаление плевры. Таким же образом оцениваются все симптомы.

3 этап. Составление плана лечения

На данном этапе составляет последовательный алгоритм лечения пациента. В плане охватывается каждый симптом. Каждое терапевтическое мероприятие имеет четкую цель. План лечения может выглядеть примерно следующим образом:

  1. Избавление от лихорадки и снижение температуры тела
  2. Переход сухого кашля во влажный в течение нескольких дней
  3. Борьба с одышкой за 2-3 дня
  4. Нейтрализация болей в груди через несколько часов

К каждому мероприятию добавляет способ его реализации, а именно – подбираются подходящие препараты. Врач назначает лекарства и процедуры, которые помогут пациенту избавиться от неприятной симптоматики.

4 этап. Реализация плана лечения

Согласно разработанной ранее схеме медсестра тщательно следит за выполнением плана лечения. На этом же этапе сестринского ухода обеспечивается контроль за динамикой развития пневмонии. Медицинская сестра регулярно записывает основные параметры и результаты анализов, следит за состоянием больного. Все свои наблюдения она сообщает лечащему врачу.

5 этап. Анализ эффективности лечения

Обычно при организации сестринского процесса пневмония вылечивается в течение двух недель. Если сестринский уход организован должным образом, а улучшений нет, то необходима корректировка плана лечения, который был составлен на третьем этапе. При этом самостоятельно назначить лекарства или отменить какой-либо вид терапии медсестра не может, в ее силах изменить только режим питания или режим дня.

По результатам может быть написана выпускная квалификационная работа ВКР на тему сестринской помощи при пневмонии.

Алгоритм ухода за детьми

Для детей, особенно младенческого возраста, пневмония особенно опасна. Роль медицинской сестры при уходе за маленькими пациентами с пневмонией сложно переоценить: ее основные обязанности направлены на уход за больным и привлечение к нему внимания персонала. Кроме всех обязанностей, описанных ранее, в случае с детьми медицинская сестра выполняет и еще ряд функций:

  • Обучение правильному дыханию, которое будет наименее болезненным для ребенка
  • Практические и теоретические занятия с родителями ребенка. Сюда входит, например, обучение техники массажа грудной клетки методом вибрации, алгоритм горчичного обертывания и описание других уходовых процедур.
  • Консультации родителей после выздоровления ребенка и выписки из стационара

Медсестра в обязательном порядке проводит консультации по профилактике пневмонии, особенно, если у ребенка есть предрасположенность к хроническому воспалению легких. Таким образом, целями сестринских вмешательств при пневмонии являются решение проблем пациента согласно плану лечения.

Особенности ухода на дому и в реабилитационных процедурах

Организация сестринской помощи при амбулаторном лечении пневмонии имеет свои особенности. Обязанности медсестры в этом случае заключаются в регулярном контроле за состоянием пациента, ведении плана лечения, в котором отмечаются все изменения – как в лучшую, так и в худшую сторону.

На дому медсестра ограничена в своих действиях. Например, она может дать препарат перорально, сделать внутримышечную инъекцию. Но вот внутривенные уколы и капельницы на дому делать запрещено. Это связано с нестерильностью условий оказания медицинской помощи, а также с опасностью возникновения заражения. Если в кровь попадет инфекция, то может развиться сепсис. А при постановке капельницы может возникнуть воздушная эмболия. И то, и другое вполне могут привести к летальному исходу.

После успешно проведенного лечения необходимо в течение длительного времени наблюдаться у врача. Также доктор прописывает ряд процедур, направленных на восстановление организма после тяжелой болезни. В этом случае роль сестринского ухода сводится к осуществлению мероприятий по физиотерапии, а именно:

  • Проведение соляно-щелочных ингаляций
  • Проведение ингаляций медицинскими препаратами
  • Электрофорез

Даже при грамотно прописанном плане лечения выздоровления при тяжелых формах пневмонии достичь крайне сложно без сестринского ухода. В идеале лечение должно проходить в стационаре и под строгим наблюдением специалистов.

Ввиду того, что в большинстве случаев пневмония протекает с достаточно выраженным интоксикационным синдромом и другими проявлениями, которые в значительной степени приводят к ухудшению состояния больного, за пациентом требуется организовать медицинский (сестринский) уход. Да, безусловно, самое главное – это выполнение назначений лечащего врача, однако, при отсутствии должного контроля со стороны медиков (того самого сестринского процесса при пневмонии), многие пациенты нарушают график лечения. Как известно, в том случае, если график антибиотикотерапии (основного метода лечения воспаления легких) будет нарушен, то это, мало того, что приведет к неэффективности всего курса лечения, так еще и вызовет резистентность (устойчивость) у микроорганизмов к применяемому антибиотику. А это, в свою очередь, приведет к необходимости назначения более сильного антибактериального препарата (согласно принципам ступенчатой терапии воспаления легких). Так что сестринский процесс при пневмонии имеет очень большое значение.

Осуществление сестринского ухода за больным пневмонией в стационаре

Безусловно, основная масса больных с пневмонией получает лечение в стационаре, где есть постоянное наблюдение со стороны медицинского персонала. Днем выполняет назначения манипуляционная медсестра, уход за больными – прерогатива палатной медсестры, ночью со всем этим должны управляться дежурная медсестра и санитарка. Стандартный план. Если у человека нетяжелая форма пневмонии, то сестринский уход сводится к введению (внутримышечно или внутривенно) антибактериальных препаратов, в случае необходимости – установки периферического катетера (обеспечении венозного доступа), выполнение инфузионной терапии (капельниц), введение препаратов согласно назначениям лечащего или дежурного врача.

План расписан в листе назначений. В случае, если заболел ребенок, то тогда все остальное, кроме вышеперечисленных процедур, выполняет мама, которая находится в палате для осуществления ухода за больным. Касательно питания – так оно не имеет особых отличительных характеристик от обычного рациона, тот же стол Д5, этим уход не усложняется. Да, рекомендуется увеличение калорийности рациона, но это уже должны обеспечивать больному родственники, а не больница. За питанием больных, которые могут себя по состоянию здоровья обслуживать сами, отвечает диетсестра, а не медицинский персонал. Однако же нередки случаи, когда пациент не может обслужить себя самостоятельно, по той или иной причине ему нужен уход медсестры. Зачастую в государственные (бюджетные) больницы попадают дети из домов-интернатов (то есть дети, лишенные родительской опеки, сироты), больные-инвалиды, которые не могут себя обслуживать, больные из дома престарелых, у которых нет родственников, готовых осуществлять за ними уход. Хорошо, если учреждение, направившее на лечение больного, выделяет дополнительно персонал, который будет этим всем заниматься и осуществлять уход, однако, в большинстве случаев (особенно в тот период, когда не наблюдается эпидемии респираторных заболеваний), подобных явлений не наблюдается и вся забота об обездоленных пациентах ложится на плечи медицинских сестер и младших медицинских сестер (санитарок, как у нас принято их называть). В этом случае, помимо того, чтобы вовремя сделать больному все уколы и капельницы, медицинская сестра отвечает за следующие вещи:

  1. Выдача и контроль приема таблетированных препаратов, сиропов и так далее.
  2. Кормление больного согласно порционному требованию (строго по плану).
  3. Измерение температуры тела, сатурации, частоты дыхания, сердцебиения, пульса – всех витальных показателей, которые, так или иначе, указывают на интенсивность процесса и наличие динамики от проводимого лечения.
Читать еще:  Противовоспалительные препараты общего действия

Кроме всего вышеперечисленного, младшие медицинские сестры оказывают гигиенический уход за такими больными (меняют памперсы, моют, выносят утку и т.д.). Безусловно, объем работы, который возлагается на младший и средний медицинский персонал, никак не соответствует оплате их труда, но это уже совсем другая история.

Осуществление сестринского ухода за больным пневмонией на дому

Иногда больных пневмонией ведут в амбулаторных условиях (то есть лечат дома). В таком случае организовывается по плану так называемый стационар на дому. Это предусматривает возможность внутримышечного введения препаратов (как правило, в случае пневмонии медсестра вводит цефтриаксон, зинацеф или цефоперазон – доказавшие эффективность антибиотики). Кроме того, медсестра докладывает врачу о состоянии больного, динамики от оказываемого лечения и всего такого прочего. В случае необходимости можно будет оказать первую, догоспитальную помощь (если у больного вдруг разовьется аллергическая или же псевдоаллергическая реакция на вводимый препарат). Медсестра, которая ответственна за стационар на дому, ведет лист назначений, где ставит отметки о выполненных процедурах или же вмешательствах, регистрирует показатели жизненных функций (уровень артериального давления, пульса и частоты дыхания – последний показатель в условиях амбулаторного лечения пневмонии главный, так как позволяет оценить наличие или отсутствие дыхательной недостаточности).

Проведение инфузионной терапии и внутривенно введение препаратов на дому строго запрещено, ввиду того, что нельзя обеспечивать венозный доступ вне стерильных условий. Это чревато тем, что может развиться генерализованный воспалительный ответ на попадание болезнетворного возбудителя в ослабленный организм (выражаясь по-другому, возникнет сепсис). Это очень грозное осложнение с вероятным летальным исходом (в рассматриваемой ситуации особенно). В том, что бригада скорой помощи успеет приехать к больному и забрать его в стационар — уверенности нет никакой, от инфекционно-токсического шока умирают очень быстро. Другой момент, что в большинстве случаев стационар на дому организовывается неофициально, и несмотря на всевозможные предостережения, медсестры продолжают «капать» на дому. Верх безответственности – это те случаи, когда медсестра обеспечивает венозный доступ, ставит систему, проверяет ее исправность и уходит домой. А отключать систему поручает родственникам или же, что самое интересное, самому больному. Помимо инфекционных осложнений, подобного рода мероприятие опасно еще и развитием воздушной эмболии – ведь флакон с вводимым раствором может просто-напросто упасть с импровизированного штатива (им в большинстве случаев служит швабра) и несколько пузырьков воздуха могут стать причиной смерти больного.

Но даже если пациенту повезет и проблем с системой не возникнет – после того, как будет введен определенный объем жидкости, возникнет вполне естественный позыв к мочеиспусканию. Капельницу надо будет отключать, таким образом, гарантировав неэффективность проводимой терапии. Да, безусловно, человеку непосвященному в «особенности практического здравоохранения» все это покажется дикостью, однако, дела обстоят именно так. Поэтому лучше делать все правильно. Какие бы ни были предупреждения, подобная схема ведения очень удобна больному. Он находится дома, но одновременно с этим получает все необходимые манипуляции, уход и наблюдение медицинского персонала. Но для медицинского учреждения организация стационара на дому весьма накладна, хотя бы потому, что необходимо решать вопрос с транспортировкой персонала, выделением на все эти манипуляции рабочего времени и так далее. Поэтому в большинстве случаев врачи и медсестры не желают организовывать и планировать стационары на дому.

Осуществление сестринского ухода за больными пневмонией новорожденными детьми

Отдельно следует выделить уход за недоношенными новорожденными детьми, больными воспалением легких. Несмотря на то, что они находятся в стационаре, ухаживают за детьми в неонатальном отделении (отделении патологии новорожденных) медсестры.

Адекватный и грамотный уход за больным воспалением легких недоношенным новорожденным ребенком является не менее важным, чем назначенное лечение, так как при нарушении режима необходимой терапии или же графика питания может свести на нет все ранее достигнутые успехи в ведении больного, а это, в свою очередь, обернется самыми печальными последствиями. Поэтому младший и средний медицинский персонал лечебного учреждения, в котором оказывается помощь недоношенным новорожденным, должен выполнять основные задачи касательно организации ухода за больными детьми со слабой защитной системой организма:

  1. Обеспечение адекватной вентиляции помещения (выражаясь другими словами – проветривание). Палата, в которой находится больной воспалением легких новорожденный ребенок, должна постоянно проветриваться. Важное замечание – такой больной должен находиться в изолированном, боксированном помещении. Такое, на первый взгляд, несущественное замечание несет в себе очень большое значение – высокая концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе благотворно влияет на функционирование дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, оптимизирует работу сердечно-сосудистой системы, оказывает выраженное седативное действие. Все эти изменения ярко отражаются на динамике общего состояния больного: изменяется цвет кожных покровов с бледного или землистого на светло-розовый, увеличивается глубина и снижается частота дыхательных движений, уменьшается периферический (периоральный) цианоз, а через некоторый промежуток времени ребенок благополучно засыпает.
    Очень важно понимать то, что чем более выражен патологический процесс, заключающийся в воспалении легочной ткани, тем интенсивнее должно быть проветривание палаты – важная составляющая ухода за ребенком, больным воспалением легких. Использование кондиционера вопрос не решает, так как он только может снизить температуру помещения. Однако важно следить и за тем, чтобы в палате было не менее 20°С. Обязательно надо следить за тем, чтобы была исключена вероятность переохлаждения ребенка. При всех проводимых гигиенических процедурах с детьми, больными воспалением легких, необходимо проводить дополнительный обогрев помещения с помощью специальных приборов, разрешенных к использованию.
  2. Возвышенное положение. Очень важно следить за тем, чтобы у больного пневмонией новорожденного верхняя часть туловища находилась в возвышенном положении, а голова была несколько запрокинута назад. Важная составляющая плана по уходу. Таким образом, обеспечивается некоторое необходимое положение внутренних органов, при котором кишечник, желудок, а из-за этого и диафрагма, опускаются вниз, что обуславливает расправление нижних отделов легких и увеличение площади дыхательной поверхности. Необходимое положение возможно обустроить путем разных устройств: в неонатальных отделениях имеются специальные подставки для ухода за больными, в случае же их отсутствия, возможно использование обычного валика, подложенного под головной отдел матраца. Особенно важно использовать этот прием при кормлении ребенка – он обеспечивает более легкое прохождение воздуха через верхние отделы респираторного тракта, что важно при осуществлении ухода за недоношенным новорожденным, даже если тот здоров.
  3. Если у ребенка диагностирована и рентгенологически подтверждена двусторонняя пневмония, то необходимо строго через каждые два часа переворачивать ребенка с одного бока на другой. Если же имеет место односторонняя пневмония (особенно если она сливная), то тогда необходимо сделать так, чтобы ребенок большее время находился на стороне здорового легкого – необходимо четко понимать все нюансы ухода за больными.
  4. Всю слизь и мокроту, которая будет в больших количествах скапливаться в респираторных отделах из-за слаборазвитого кашлевого рефлекса, необходимо несколько раз в день удалять с помощью назогастрального зонда и электроотсоса. Тоже очень важно для ухода за больными, так как позволяет предотвратить аспирацию.
  5. Должна проводиться адекватная регидратация ребенка, строго высчитанная исходя из патологических потерь и физиологической потребности ребенка в жидкости.
  6. Обязательно надо проводить профилактику вздутия живота, так как при усиленной пневматизации кишечника происходит подъем диафрагмы за счет увеличения брюшной полости и сдавливание нижних отделов легких, что приведет к снижению дыхательной поверхности и снижению перфузии органов и тканей недоношенного новорожденного кислородом, а гипоксия ему точно не нужна. Показано использование Эспумизана, в тяжелых случаях – установка газоотводной трубки, введение больному ребенку прозерина строго в возрастной дозировке (внутримышечно).
  7. Не следует избегать тугого пеленания.

Уход медсестры в восстановительном периоде

После перенесенного воспаления легких обязательно необходимо пройти курс реабилитации. Заключается он как в физиотерапевтических процедурах, так и в лечебной физкультуре. Основными назначениями, которые применяются для восстановления больных после пневмонии, являются:

  1. Ингаляции соляно-щелочные. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут трижды в день. Курс – 2 недели, не меньше.
  2. Ингаляции с амбробене. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут трижды в день. Продолжительность курса не менее двух недель.
  3. Ингаляции с диоксидином. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут один раз в день. Продолжительность курса не менее одной недели.
  4. Электрофорез с растворами витаминов.

Важно отметить то, что временной промежуток между ингаляциями должен составлять не менее пятнадцати минут.

Подобного рода лечение позволит быстрее удалить мокроту из респираторных путей, улучшить вентиляцию бронхиального дерева. За проведением и правильностью выполнения всех этих процедур, как правило, следит медсестра физиотерапевтического кабинета.

Касательно лечебной физкультуры – она проводится в группах по несколько человек, с детьми-реконвалесцентами занимается специально обученный тренер, который обязательно имеет среднее медицинское образование. Программа эта подразумевает очень щадящую нагрузку, в первую очередь, это связано с респираторной патологией, которая так или иначе, но продолжает давать о себе знать. Даже после перенесенной пневмонии существует вероятность возникновения неблагоприятных последствий. Зачастую формируются участки фиброза легких, которые могут оставаться на рентгене всю оставшуюся жизнь и, более того, давать клинические проявления.

После перенесенного воспаления легких ребенку рекомендовано оформление спецгруппы по физвоспитанию; проводить занятия физкультурой только со специально обученным тренером (в лечебно-физкультурном комплексе).

Таким образом, из всего вышеперечисленного становится понятно то, что даже идеально правильно назначенное врачом лечение не принесет ожидаемого результата в том случае, если медсестра не будет выполнять адекватный уход за больным. Особенно сильно это видно у больных воспалением легких детей младшего возраста.

Читать еще:  Разновидности насморка

Видео: Жить Здорово! Пневмония — воспаление лёгких

Суть сестринского процесса при воспалении легких

Пневмония — это тяжелое инфекционное заболевание легких. Оно сопровождается большим количеством осложнений, болевыми ощущениями и потерей работоспособности.

Воспаление органов дыхательной системы лечится в зависимости от степени тяжести, физиологических особенностей и характера заболевания. Однако на любой стадии необходим сестринский процесс при пневмонии. Врач и персонал разрабатывают план лечения, а сестра затем обеспечивает необходимый уход и контролирует прием больным медицинских препаратов.

Виды пневмонии, требующие помощи медицинской сестры

При легкой степени заболевания, лечение можно пройти на дому, с периодическими посещениями медицинской сестры. Это касается как взрослых, так и детей.

Однако в большинстве случаев воспаление легких проходит тяжело и требует пребывания пациента в больнице, где ему будет оказан надлежащий уход.

Случаи, при которых обязательно назначается сестринский процесс:

  • детский возраст до 3 лет;
  • возникновение различных осложнений;
  • невозможность оказать должный уход в домашних условиях;
  • развитие легочной недостаточности;
  • очаг воспаления, затрагивающий всю долю легкого;
  • пожилой возраст;
  • тяжелые сопутствующие заболевания.

Амбулаторно можно лечить легкую форму пневмонии у детей старшего возраста. Сестринский процесс требуется при следующих видах воспаления:

  1. Очаговое — у ребенка до 5 лет воспалительный процесс распространился на участок не более 1 см.
  2. Очагово-сливное — поражены несколько зон ткани легких.
  3. Долевое — воспаление распространяется на всю долю органа. Часто сопровождается интоксикацией. Характерно для детей от 12 лет.
  4. Острая форма пневмонии — требует оперативной реанимации в больницу.

Правильный уход медицинской сестры способствует быстрому восстановлению пациента и сокращает возможность возникновения осложнений.

Этапы сестринского ухода за больным пневмонией

Процесс ухода делится на 5 этапов. Каждый из них составляет комплекс процедур и различных анализов организма больного.

1 этап – обследование пациента

Первое, что необходимо сделать медсестре — установить доверительные отношения с больным. Затем она опрашивает пациента на наличие симптомов и возможных причин пневмонии. После, проводит внешний осмотр, измеряя температуру, кровяное давление, частоту пульса и шумы в легких.

Симптомы, на которые обращает внимание медицинская сестра при обследовании:

  • лихорадка;
  • повышенная температура тела, близкая к 39;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • кашель с мокротой темного цвета;
  • отсутствие аппетита, сонливость;
  • синюшность области носа и рта;
  • боли в области груди и позвоночника.

Также сестра сравнивает результаты предыдущих анализов, обследований и рентгенов. Этот этап устанавливает длительность заболевания, используемые лекарственные препараты и особенности течения воспаления легких.

2 этап – оценка проблем пациента

После анализа симптомов и жалоб пациента, сестра делает выводы о характере заболевания и наличии сопутствующих осложнений. В зависимости от них будет назначен соответствующий курс лечения.

  • проблемы с дыханием, боли в груди — легочная недостаточность;
  • бессонница, апатичность или, наоборот, раздражение — неврологические расстройства;
  • затруднения, связанные с пищеварительным трактом, рвота — интоксикация организма;
  • постоянный сухой кашель — раздражительный процесс в плевральной полости.

На данном этапе ставится первичный диагноз. Более точный определяют при помощи дополнительных анализов и обследований.

Очень важно, внимательно отнестись к симптомам осложнений, так как их игнорирование может привести к развитию тяжелых заболеваний, таких как острые формы недостаточности и хронические виды воспаления.

3 и 4 этап – составление и реализация плана лечения

Основываясь на первых двух этапах, медицинская сестра определяет план дальнейшей помощи пациенту. В первую очередь больному показывают постельный режим с соблюдением полного покоя и назначают строгий прием лекарственных препаратов под контролем медицинского персонала.

Прописывается специальная диета с контролем потребляемой жидкости и присутствием в рационе питания молочных и растительных продуктов для укрепления иммунитета. Затем пациенту назначают использование терапии и лекарственных средств.

В первую очередь их показывают для избавления от:

  • высокой температуры тела;
  • сухого кашля;
  • учащенного дыхания и болезненных ощущений в области груди;
  • сопутствующих осложнений.

В случае, когда пациент не справляется самостоятельно с отхаркиванием мокроты, медсестра помогает ему с помощью шпателя или специального баллончика. Если есть проблемы со стулом, ему показывается введение клизм. Она обязательно проводит обеззараживание дыхательных полостей и при необходимости воспаленных мест на кожи. При возникновении любого вида недостаточности, пациенту вводят необходимые лекарственные препараты.

На протяжении всей болезни, медицинская сестра обеспечивает проветриваемость помещения и чистоту постельных принадлежностей.

Весь план подробно протоколируется и изменяется в соответствии с улучшением или ухудшением состояния больного. В случае последнего, медсестра срочно сообщает информацию лечащему врачу, который оказывает помощь в процессе оздоровления.

5 этап – анализ эффективности лечения

Своевременная сестринская помощь и правильно подобранный курс терапии обеспечивают пациенту скорейшее выздоровление. Нормальным сроком избавления от болезни считается 2 недели. Если должный период прошел, а состояние пациента не улучшилось, план корректирует. Врач изменяет количество и вид медицинских препаратов, сестра вносит правки в режим питания и активности больного.

После выписки пациент еще в течение года должен наблюдаться у врача во избежание повторения вспышки заболевания. Медицинская сестра объясняет ему особенности процесса реабилитации, рекомендует специальную диету, режим активности и отказ от вредных привычек.

Родителей обучают должному уходу за ребенком и определению симптомов рецидива. Также рекомендуют специальные занятия в тренажерном зале и посещение оздоровительных санаториев.

Основные обязанности персонала по уходу за больным

Любая больница должна обеспечить соблюдение правил оказания процесса помощи больному в стационаре.

Сестринский уход включает в себя целый комплекс процедур и обязанностей:

  1. Помещение. В нем обеспечивается должный температурный режим и уровень влажности. Регулярно проводится проветривание и уборка.
  2. Контроль за положением тела. Медицинская сестра помогает принять необходимую позу, которая должна меняться каждый два часа во избежание возникновения пролежней. Верх тела должен быть приподнят. Медсестра обучает пациента правильному дыханию, расслаблению мышц и следит за соблюдением постельного режима.

Гигиенические процедуры. Персонал больницы обязан следить за чистотой одежды и постельного белья пациента.

Дважды в день больного обмывают теплой водой с мылом и следят за гигиеной рук перед принятием пищи и после туалета.

  • Прием таблеток и лекарственных средств. Пациент может использовать их только под контролем персонала. Медсестра должна своевременно обеспечить больного необходимыми препаратами и проследить, чтобы он принял их.
  • Обеспечение соблюдения диетического питания. Персонал составляет режим, включающий в себя жидкие блюда: супы и бульоны из курицы или рыбы, молочную кухню. Обязательно употребление не менее 3 литров жидкости в день, например, соков, морсов и воды без газа. При сильном жаре медсестра помогает больному есть пищу небольшими порциями. Затем он может перейти на общий стол с менее жесткими требованиями.
  • Лечебная и дыхательная гимнастика. На первых этапах сестра учит пациента правильному дыханию и расслаблению. Когда состояние улучшается, то ему рекомендуют определенные физические упражнения, тренажеры и прогулки.
  • Помимо перечисленных пунктов, в обязанности персонала входит выполнение медицинских процедур:

    1. Введение уколов.
    2. Обтирание тела и прикладывание льда при сильном жаре.
    3. Оказание помощи при отхождении мокроты.
    4. Постановка клизм.
    5. Применение ингалятора.
    6. Подача мочеприемника.
    7. Исследование дыхательных движений и их оценка.
    8. Введение внутримышечных инъекций.
    9. При необходимости постановка горчичников, банок и других оздоравливающих процессов.

    Сестринский процесс при пневмонии особенно важен для пациентов с особо тяжелыми формами заболевания, которые не могут самостоятельно оказать себе посильную помощь. К ним же относятся дети и пожилые люди.

    Особенности сестринского ухода за маленькими детьми

    Дети более тяжело переносят пневмонию, поэтому им необходим более внимательный процесс, характеризующийся определенными особенностями. В особую категорию попадают младенцы и дети до 3 лет.

    Медицинская сестра в первую очередь должна проконсультировать родителей о правильном проведении массажа, гимнастики и дыхания.

    На этапе формирования плана лечения медсестра рекомендует:

    1. Чаще держать младенца на руках, менять его положение в кроватке.
    2. Приносить в больницу больше фруктов, овощей и углеводов.
    3. При отсутствии аппетита, не заставлять ребенка есть. В этом случае необходимо восполнить недостаток пищи молочными напитками, соками и водой.
    4. Обеспечить ребенку постельный режим созданием комфортной обстановки. Принести его любимые книги, игры.
    5. Предупредить родителей о возможных побочных эффектах лечения медикаментами.
    6. Не пеленать ребенка сильно.
    7. Проводить профилактические меры по обнаружению вздутия живота, которое провоцирует сдавливание легких.
    8. Содержать ребенка в чистоте, следить за гигиеной.

    С ребенком до 3 лет необходимо присутствие одного из родителей в стационаре.

    Особенности ухода на дому и в реабилитационных процедурах

    В обязанности медицинской сестры при амбулаторном лечении входит отслеживание состояние пациента и ведение листа назначения, где отмечаются все изменения. При необходимости она может ввести препарат внутримышечно, оказать первую помощь при развитии аллергической реакции.

    На дому запрещено вводить лекарства внутривенно, так как в нестерильных условиях в кровь может попасть инфекция и разовьется заражение, которое перерастет в опасное заболевание — сепсис. Также нельзя ставить капельницу вне медицинского учреждения. Неосторожное обращение с ней может вызвать воздушную эмболию, а уже она может стать причиной смерти больного.

    Однако нередко пациенты пренебрегают данными правилами и просят оказать лечение на дому. В итоге это создает угрозу не только здоровью, но и жизни больному.

    После завершения лечения, пациент проходит восстановительный курс, направленный на общее укрепление организма и иммунитета. Основная роль медсестры — проведение физиотерапии. К ней относятся:

    1. Двухнедельные курсы ингаляций соляно-щелочными водами.
    2. Лекарственный электрофорез — введение в кожу витаминов с помощью электрического тока.
    3. Ингаляции Диоксидина и Амбробене, проводимые с помощью специального аппарата.

    Подобные процедуры окажут положительное влияние на органы дыхания и выведут остатки мокроты из легких. За их ходом следит медицинская сестра в физиотерапевтическом кабинете. Ребенку оформляется спецгруппа для занятий физической культурой в школе, назначаются упражнения с тренером.

    Даже при грамотном плане лечения, созданным врачом, выздоровление без хорошего сестринского ухода невозможно. Идеальный процесс проходит под наблюдением квалифицированных специалистов в условиях стационара больницы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector