Сестринский процесс при стоматите у детей

Сестринский процесс при стоматитах.

· Гигиенический уход за полостью рта.

· Своевременное лечение кариозных зубов.

· Соблюдение гигиенических правил ухода за ребенком.

· Повышение гигиенической культуры населения.

  • Выявление и лечение кандидозных поражений у бере­менных и лиц, занимающихся уходом за детьми раннего возраста.

Возможные проблемы пациента;

· нарушение сна из-за болей;

· беспокойство, раздражительность, связанная с болью;

· неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

· страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

· изменение стереотипа жизни;

· дефицит знаний о заболевании, его причинах, клинических проявлениях, мерах профилактики и принципах лечения

· неадекватная оценка состояния ребенка;

· низкая гигиеническая культура, дефицит ухода.

  • Информировать родителей и ребенка (если позволяет его возраст) о причинах развития стоматитов, основных кли­нических проявлениях, способах лечения, профилактике.
  • Помогать родителям, правильно оценивать состояние ребенка, научить их удовлетворять физические, эмоциональ­ные, психологические потребности ребенка.
  • Вовлекать родителей в планирование и реализацию ухода, четко выполнять все на­значения врача. Заранее готовить ребенка к процедурам с помощью терапевтической игры, объяснять ему доступно спокойно, что и зачем нужно проводить, показать средства ухода за полостью рта, обыграть манипуляции на кукле (ес­ли ребенок раннего возраста).
  • Обучить родителей правилам обработки слизистой обо­лочки полости рта.
  • Оценивать эффективность проводимой терапии, свое­временно сообщать врачу о побочных эффектах.
  • Увеличить объем вводимой жидкости (слабо минерали­зованной дегазированной щелочной воды, разведенных со­ков — морковного, яблочного, капустного, отвара шиповника, киселей, компотов из сухофруктов).
  • Обеспечить ребенка щадящей диетой. Пища должна быть теплой, не раздражать слизистую оболочку полости рта, ее следует давать в жидком или полужидком виде, из рациона исключают острые и соленые блюда, пряности, мо­лочнокислые продукты, кислые соки, ягоды. Рекомендуется частое кормление (5-6 раз в сутки) малыми порциями. После нормализации температуры и уменьшения воспаления со стороны слизистой полости рта можно переходить к обыч­ной полноценной, но не грубой пище. При нарушении у грудного ребенка сосания и глотания, его следует кормить из ложечки, предварительно обезболив слизистую оболочку полости рта анестезиновой мазью.
  • Соблюдать гигиенические правила при уходе за ребен­ком: тщательно мыть руки, своевременно обрабатывать иг­рушки, пустышки, бутылочки и соски, проводить туалет мо­лочных желез перед каждым кормлением грудью. Избегать самолечения антибиотиками, лекарственные средства, раз­дражающие слизистую полости рта, применять после еды и желательно давать запивать их киселем или молоком.
  • Не допускать к уходу за ребенком лиц с гнойничковыми и грибковыми поражениями кожи.

1. Что такое гипотрофия?

2. Какие причинные факторы способствуют развитию гипотрофии?

3. Каков механизм развития гипотрофии?

4. Какие клинические признаки гипотрофии первой, второй, третьей степени?

5. Какие основные принципы лечения гипотрофии?

6. Какие особенности диетотерапии при гипотрофии?

7. Какова профилактика гипотрофии?

8. Что такое паратрофия?

9. Какие причинные факторы способствуют развитию ожирения?

10. Какие клинические симптомы ожирения?

11. Каков прогноз при ожирении у детей?

12. Что такое стоматит?

13. Какие виды стоматитов выделяют?

14. Какие клинические проявления кандидозного, герпетического и бактериального стоматитов?

15. Какие профилактические мероприятия необходимо проводить при стоматитах?

· Учебник Святкиной К.А., стр. 45-50,85-97.

· Учебник Ежовой Н.В.,221-228,274-277.

· Учебное пособие Севостьяновой Н.Г., стр. 326-342 (1-й том), 248-256 (2-й том).

· Учебное пособие Тульчинской В.Д., стр.37-43, 142-145.

Опорный конспект лекции по теме:

Заболевания детей раннего возраста. Хронические расстройства питания. Заболевания слизистой оболочки полости рта (Стоматиты, молочница).

Хронические расстройства питания Стоматиты

Определение. Виды заболеваний

Причины и факторы риска развития заболеваний

Методическая разработка практического занятия «Особенности сестринского ухода при стоматитах у детей»

1.Методическое оснащение:

  • методическая разработка по теме: «Особенности сестринского ухода при стоматитах у детей»
  • мультимедийная презентация
  • инструкции по выполнению самостоятельной работы
  • презентация
  • таблицы «Стоматиты»

2. Материально-техническое оснащение:

  • предметы медицинского назначения (фантом полости рта, резиновый балончик, лоток, перчатки, маски, растворы 3% перекиси водорода; 2% гидрокарбоната натрия; 0,05% хлоргексидина, винилин, облепиховое масло, мази «Бонафтон», «Флореналь», гель «Метрогил-Дента»)
  • компьютер
  • CD-диск;
  • мультимедийный проектор; экран.
  • канцелярские принадлежности (фломастеры, ручки, листы бумаги формата А4)

для определения исходного уровня знаний

Инструкция: выберите один вариант ответа.
1. Причина грибкового стоматита:

Г) Стрептококк
2. Симптомы катарального стоматита:
А) Язвы на слизистой полости рта

Б) Отечность слизистой полости рта

В) Белые налеты на деснах, языке

Г) Отмечаются симптомы интоксикации
3. Причина развития язвенного стоматита:
А) Бактерии

Г) Простейшие
4. Причина развития герпетического стоматита:
А) Бактерии

Г) Простейшие
5. Возраст, при котором чаще всего встречается грибковый стоматит?
А) Дошкольный

Г) Подростковый
6. При стоматите необходимо исключить следующие блюда:
А) Сладкие

Г) Жирные
7. Вид стоматита, при котором общее состояние ребенка не страдает:

Г) Грибковый
8. Препараты, назначаемые при грибковом стоматите:
А) Флюкостат

  1. Стоматиты – это ________________________________________________

2. Возраст, при котором чаще всего встречаются стоматиты и чем это объяснить? .

Эталоны ответов на тесты исходного уровня знаний

1. Стоматиты – это воспаление слизистой оболочки полости рта

2. Чаще всего стоматиты встречаются у детей раннего возраста, что обусловлено АФО слизистых оболочек (сухость, богатая васкуляризация, ранимость)

Стоматит – воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта.

Возбудителем заболевания являются микроорганизмы, вирусы, дрожжеподобные грибы. В ряде случаев воспаление слизистой полости рта возникает под влиянием интоксикации, при воздействии медикаментов, на фоне других заболеваний. Имеет значение снижение иммунитета: микробы, постоянно обитающие в полости рта, начинают проявлять свои патогенные свойства. Предрасполагают к заболеванию анатомо-физиологические особенности полости рта у детей: сухость слизистой и обилие кровеносных сосудов.

В зависимости от степени поражения слизистой оболочки рта различают катаральный, язвенный и некротический стоматиты.

Катаральный стоматит характеризуется гиперемией и отечностью слизистой полости рта. На слизистой обнаруживаются отпечатки зубов. Может отмечаться кровоточивость дёсен.

Кандидозный стоматит (молочница). Кандидозный стоматит чаще всего встречается у детей раннего возраста и новорожденных. Заражение происходит от матери, персонала, через соски, ложки и другие предметы ухода. Установлено, что у большинства рожениц( ¾) во влагалищной слизи имеется Candida Albicans, и при прохождении через родовые пути ребенок обсеменяется этим грибом. На слизистой полости рта появляются белые или беловато- серые налеты, желтого цвета обнаруживают на корне языка, щеках, деснах. Налет иногда сплошь покрывает слизистую оболочку. Пленка легко снимается, пол ней видна гиперемированная слизистая. Могут быть кандидозные поражения кожи, располагающиеся в паховых складках, на ягодицах, внизу живота, на лице.

Язвенный стоматит чаще встречается у подростков и детей старшего возраста, имеющих кариозные зубы. Заболевание нередко начинается с повышения температуры тела. Отмечаются болезненность, отечность и кровоточивость дёсен. Появляются повышенное слюноотделение, гнилостный запах изо рта. Слизистая оболочка полости рта гиперемирована, покрыта грязно-серым налетом, на ее поверхности образуются мелкие язвочки. В тяжелых случаях – глубокие язвы с распадом ткани. Воспалительный процесс сопровождается увеличением регионарных лимфоузлов.

Читать еще:  Прививка от полиомиелита капли или укол комаровский

Острый герпетический стоматит является одним из клинических проявлений локальной герпетической инфекции. Встречается в основном у детей от 6 месяцев до 3 лет. Внезапно повышается температура тела до высоких цифр. Развиваются симптомы интоксикации: вялость, отказ от пищи, плохой сон. На слизистой оболочке полости рта в определенной последовательности появляются элементы поражения: пятна, везикулы, афты. Афты представляют собой болезненные белесовато-желтые бляшки различной величины, окруженные поясом гиперемии. Количество элементов бывает различным, от единичных до множественных, с большой площадью поражения. При обширных поражениях они могут сливаться. Слизистая оболочка ярко гиперемирована, отечна, кровоточит. Усиливается слюноотделение. Появляется неприятный запах изо рта. Увеличиваются регионарные лимфоузлы. Иногда везикулярные элементы обнаруживаются на коже лица. Заболевание продолжается 7-10 дней. (См. Приложение А)

Ребенка необходимо изолировать и организовать правильный гигиенический уход. Большое значение имеют рациональное питание и обильное витаминизированное питье. Пища должна быть теплой, не раздражать слизистую оболочку рта. Ее следует давать в жидком или полужидком виде.

Обработка слизистой оболочки полости рта при стоматите у грудных детей производится с помощью резинового баллона или ватного тампона. Последовательно применяют несколько раз слабый раствор перманганата калия и 2% раствор перекиси водорода (старшие дети просто полощут рот этими растворами), а затем смазывают 1% водным раствором метиленового синего. В случае возникновения стоматита, особенно афтозного и язвенного, ребенка необходимо срочно изолировать, выделив ему отдельную посуду, игрушки, предметы ухода, необходимо тщательно следить за их чистотой, систематически дезинфицировать их.

Обработка слизистой оболочки полости рта

Обработка полости рта заключается в орошении ее 2% раствором гидрокарбоната натрия для поддержания в ней щелочной среды. Можно также обрабатывать слизистую оболочку полости рта 20% раствором буры в глицерине. Иногда эффективна обработка слизистой 100% сахарным сиропом или медом.

Профилактика катарального, язвенного стоматитов.

В целях профилактики необходимо соблюдать гигиену полости рта, своевременно лечить кариозные зубы. Здоровым детям грудного возраста не следует протирать слизистую оболочку рта во время утреннего туалета и после кормления грудью.

Больного с герпетическим стоматитом изолируют, помещение тщательно проветривают и кварцуют, поверхности обрабатывают дезраствором. За контактными детьми устанавливают наблюдение. (См. Приложение Б,В,Г)

Профилактика кандидозного стоматита.

Профилактика предусматривает выявление и лечение кандидозных поражений у беременных, выполнение режима питания и правил ухода за ребенком. Ухаживающие лица должны тщательно мыть руки, игрушки, кипятить посуду и соски. (См. Приложение Д)

Алгоритм манипуляции «Обработка полости рта при стоматитах»

Цель: противовоспалительное воздействие, удаление налетов, обезболивание, эпителизациия язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Методы: орошение полости рта, обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками, полоскание ( с 3 лет).

Примечание: обработка слизистой начинается с туалета (орошение, полоскание).

  • При кандидозном стоматите применяют противогрибковые средства.
  • При герпетическом стоматите местно применяют противовирусные мази и гели.
  • При язвенно – некротическом стоматите применяют протеолитические ферменты для растворения слизи и некротизированной ткани.
  • Для ускорения эпителизации используют репаранты: ретинола ацетат,
  • винилин, масло облепихи, шиповника, каратолин, солкосерил – гель дентальный

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Оснащение:

  • резиновый баллончик,
  • лоток,
  • марлевые салфетки,
  • стакан,
  • настои трав,
  • растворы( 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 0,05% хлоргексидина),
  • винилин,
  • витаминная смесь,
  • облепиховое масло,
  • гексорал,
  • нистатин,
  • леворин,
  • пимафуцин,
  • мази ( «Бонафтон», «Флореналь», мундизал – гель, гель «Метрогил Дента», солкосерил – гель дентальный),
  • 20% р – натрия тетрабората в глицерине,
  • передник,
  • перчатки

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Методическая разработка практического занятия «Особенности сестринского ухода при стоматитах у детей»

1.Методическое оснащение:

  • методическая разработка по теме: «Особенности сестринского ухода при стоматитах у детей»
  • мультимедийная презентация
  • инструкции по выполнению самостоятельной работы
  • презентация
  • таблицы «Стоматиты»

2. Материально-техническое оснащение:

  • предметы медицинского назначения (фантом полости рта, резиновый балончик, лоток, перчатки, маски, растворы 3% перекиси водорода; 2% гидрокарбоната натрия; 0,05% хлоргексидина, винилин, облепиховое масло, мази «Бонафтон», «Флореналь», гель «Метрогил-Дента»)
  • компьютер
  • CD-диск;
  • мультимедийный проектор; экран.
  • канцелярские принадлежности (фломастеры, ручки, листы бумаги формата А4)

для определения исходного уровня знаний

Инструкция: выберите один вариант ответа.
1. Причина грибкового стоматита:

Г) Стрептококк
2. Симптомы катарального стоматита:
А) Язвы на слизистой полости рта

Б) Отечность слизистой полости рта

В) Белые налеты на деснах, языке

Г) Отмечаются симптомы интоксикации
3. Причина развития язвенного стоматита:
А) Бактерии

Г) Простейшие
4. Причина развития герпетического стоматита:
А) Бактерии

Г) Простейшие
5. Возраст, при котором чаще всего встречается грибковый стоматит?
А) Дошкольный

Г) Подростковый
6. При стоматите необходимо исключить следующие блюда:
А) Сладкие

Г) Жирные
7. Вид стоматита, при котором общее состояние ребенка не страдает:

Г) Грибковый
8. Препараты, назначаемые при грибковом стоматите:
А) Флюкостат

  1. Стоматиты – это ________________________________________________

2. Возраст, при котором чаще всего встречаются стоматиты и чем это объяснить? .

Эталоны ответов на тесты исходного уровня знаний

1. Стоматиты – это воспаление слизистой оболочки полости рта

2. Чаще всего стоматиты встречаются у детей раннего возраста, что обусловлено АФО слизистых оболочек (сухость, богатая васкуляризация, ранимость)

Стоматит – воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта.

Возбудителем заболевания являются микроорганизмы, вирусы, дрожжеподобные грибы. В ряде случаев воспаление слизистой полости рта возникает под влиянием интоксикации, при воздействии медикаментов, на фоне других заболеваний. Имеет значение снижение иммунитета: микробы, постоянно обитающие в полости рта, начинают проявлять свои патогенные свойства. Предрасполагают к заболеванию анатомо-физиологические особенности полости рта у детей: сухость слизистой и обилие кровеносных сосудов.

В зависимости от степени поражения слизистой оболочки рта различают катаральный, язвенный и некротический стоматиты.

Катаральный стоматит характеризуется гиперемией и отечностью слизистой полости рта. На слизистой обнаруживаются отпечатки зубов. Может отмечаться кровоточивость дёсен.

Кандидозный стоматит (молочница). Кандидозный стоматит чаще всего встречается у детей раннего возраста и новорожденных. Заражение происходит от матери, персонала, через соски, ложки и другие предметы ухода. Установлено, что у большинства рожениц( ¾) во влагалищной слизи имеется Candida Albicans, и при прохождении через родовые пути ребенок обсеменяется этим грибом. На слизистой полости рта появляются белые или беловато- серые налеты, желтого цвета обнаруживают на корне языка, щеках, деснах. Налет иногда сплошь покрывает слизистую оболочку. Пленка легко снимается, пол ней видна гиперемированная слизистая. Могут быть кандидозные поражения кожи, располагающиеся в паховых складках, на ягодицах, внизу живота, на лице.

Язвенный стоматит чаще встречается у подростков и детей старшего возраста, имеющих кариозные зубы. Заболевание нередко начинается с повышения температуры тела. Отмечаются болезненность, отечность и кровоточивость дёсен. Появляются повышенное слюноотделение, гнилостный запах изо рта. Слизистая оболочка полости рта гиперемирована, покрыта грязно-серым налетом, на ее поверхности образуются мелкие язвочки. В тяжелых случаях – глубокие язвы с распадом ткани. Воспалительный процесс сопровождается увеличением регионарных лимфоузлов.

Читать еще:  Прививки делать или нет комаровский

Острый герпетический стоматит является одним из клинических проявлений локальной герпетической инфекции. Встречается в основном у детей от 6 месяцев до 3 лет. Внезапно повышается температура тела до высоких цифр. Развиваются симптомы интоксикации: вялость, отказ от пищи, плохой сон. На слизистой оболочке полости рта в определенной последовательности появляются элементы поражения: пятна, везикулы, афты. Афты представляют собой болезненные белесовато-желтые бляшки различной величины, окруженные поясом гиперемии. Количество элементов бывает различным, от единичных до множественных, с большой площадью поражения. При обширных поражениях они могут сливаться. Слизистая оболочка ярко гиперемирована, отечна, кровоточит. Усиливается слюноотделение. Появляется неприятный запах изо рта. Увеличиваются регионарные лимфоузлы. Иногда везикулярные элементы обнаруживаются на коже лица. Заболевание продолжается 7-10 дней. (См. Приложение А)

Ребенка необходимо изолировать и организовать правильный гигиенический уход. Большое значение имеют рациональное питание и обильное витаминизированное питье. Пища должна быть теплой, не раздражать слизистую оболочку рта. Ее следует давать в жидком или полужидком виде.

Обработка слизистой оболочки полости рта при стоматите у грудных детей производится с помощью резинового баллона или ватного тампона. Последовательно применяют несколько раз слабый раствор перманганата калия и 2% раствор перекиси водорода (старшие дети просто полощут рот этими растворами), а затем смазывают 1% водным раствором метиленового синего. В случае возникновения стоматита, особенно афтозного и язвенного, ребенка необходимо срочно изолировать, выделив ему отдельную посуду, игрушки, предметы ухода, необходимо тщательно следить за их чистотой, систематически дезинфицировать их.

Обработка слизистой оболочки полости рта

Обработка полости рта заключается в орошении ее 2% раствором гидрокарбоната натрия для поддержания в ней щелочной среды. Можно также обрабатывать слизистую оболочку полости рта 20% раствором буры в глицерине. Иногда эффективна обработка слизистой 100% сахарным сиропом или медом.

Профилактика катарального, язвенного стоматитов.

В целях профилактики необходимо соблюдать гигиену полости рта, своевременно лечить кариозные зубы. Здоровым детям грудного возраста не следует протирать слизистую оболочку рта во время утреннего туалета и после кормления грудью.

Больного с герпетическим стоматитом изолируют, помещение тщательно проветривают и кварцуют, поверхности обрабатывают дезраствором. За контактными детьми устанавливают наблюдение. (См. Приложение Б,В,Г)

Профилактика кандидозного стоматита.

Профилактика предусматривает выявление и лечение кандидозных поражений у беременных, выполнение режима питания и правил ухода за ребенком. Ухаживающие лица должны тщательно мыть руки, игрушки, кипятить посуду и соски. (См. Приложение Д)

Алгоритм манипуляции «Обработка полости рта при стоматитах»

Цель: противовоспалительное воздействие, удаление налетов, обезболивание, эпителизациия язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Методы: орошение полости рта, обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками, полоскание ( с 3 лет).

Примечание: обработка слизистой начинается с туалета (орошение, полоскание).

  • При кандидозном стоматите применяют противогрибковые средства.
  • При герпетическом стоматите местно применяют противовирусные мази и гели.
  • При язвенно – некротическом стоматите применяют протеолитические ферменты для растворения слизи и некротизированной ткани.
  • Для ускорения эпителизации используют репаранты: ретинола ацетат,
  • винилин, масло облепихи, шиповника, каратолин, солкосерил – гель дентальный

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Оснащение:

  • резиновый баллончик,
  • лоток,
  • марлевые салфетки,
  • стакан,
  • настои трав,
  • растворы( 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 0,05% хлоргексидина),
  • винилин,
  • витаминная смесь,
  • облепиховое масло,
  • гексорал,
  • нистатин,
  • леворин,
  • пимафуцин,
  • мази ( «Бонафтон», «Флореналь», мундизал – гель, гель «Метрогил Дента», солкосерил – гель дентальный),
  • 20% р – натрия тетрабората в глицерине,
  • передник,
  • перчатки

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Сестринский процесс при ревматизме у детей

Сестринский процесс при ревматизме у детей. Информация о заболевании: ревматизм — инфекционно-аллергическое заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением сердца. Чаще заболевают дети и подростки в возрасте 7-15 лет. За последние десятилетия заболеваемость значительно снизилась, так как широко применяется лечение и профилактика ревматизма антибиотиками.
Развитие заболевания связано с инфицированием организма ребенка бета-гемолитическим стрептококком группы А, который обнаруживается в мазке из зева 80-90 % детей и подростков, больных ревматизмом. Провоцируют развитие ревматизма различные острые инфекции носоглотки и верхних дыхательных путей стрептококковой этиологии. Основное значение имеют ангины.
Для развития ревматизма необходимо не только инфицирование стрептококком, но и генетическая наследственная предрасположенность организма ребенка.
Основными механизмами развития патологического процесса при ревматизме являются прямое токсическое действие стрептококковых экзотоксинов на соединительную ткань и развитие иммунопатологических процессов на стрептококковые антигены.
Для ревматизма характерно поражение сердца, суставов и головного мозга.
Поражение сердца ревмокардит, развивается при первой атаке у 80-90 % детей и подростков, характеризуется развитием эндомиокардита и формированием пороков сердца в результате склерозирования эндокарда и деформации клапанов. Чаще поражается митральный клапан с формированием комбинированного митрального порока сердца: митральная недостаточность наблюдается у детей, а в пубертатном периоде присоединяется митральный стеноз.
Поражение суставов развивается у 70-80 % детей и подростков. Чаще поражаются коленные и голеностопные суставы. При назначении противовоспалительной терапии наступает быстрая положительная динамика. Изменения в суставах при ревматизме обратимы.
Поражение головного мозга при ревматизме — малая хорея, развивается у 15-25 % детей и подростков, характеризуется поражением подкорковых ядер головного мозга. Редко, но развивается более распространенный ревматический энцефалит.
Для детей и подростков характерно острое или подострое течение ревматизма с высокой активностью. При остром течении начало заболевания острое, длительность атаки 1-2 мес., активность процесса выраженная, быстрое обратное развитие. При подостром течении — продолжительность атаки до 2-3 мес., активность процесса умеренная.
В настоящее время у большинства детей и подростков ревматизм заканчивается полным выздоровлением.

Этапы сестринского процесса при ревматизме:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы:
— ревмокардит: повышение температуры тела, снижение аппетита. слабость, недомогание; сердцебиение и одышка при физической нагрузке;
— артрит: сильные боли в пораженных суставах;
— малая хорея: эмоциональная лабильность, непроизвольные беспорядочные подергивания мышц конечностей, гримасничанье, мышечная слабость, неловкие движения, нарушение походки, почерка.
Анамнез заболевания: развивается через 2-4 нед. после перенесенной острой стрептококковой инфекции, начало острое или подострое с повышения температуры тела до субфебрильных цифр.
Анамнез жизни: в семье заболевшего ребенка есть больные ревматизмом или хронической стрептококковой инфекцией.
Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, субфебрильная лихорадка; кожные покровы бледные, при физической нагрузке появляется тахикардия и одышка: отечность, локальная гиперемия и гипертермия пораженных суставов: раздражительность, плаксивость, гиперкинезы мимических мышц лица и конечностей, невнятная и нечеткая речь, мышечная гипотония, движения не координированные.
Результаты лабораторных методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни).
Общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение соэ.
Биохимический анализ крови: появление С-реактивного белка.
Высокие титры антитоксических противострептококковых антител в крови.

Читать еще:  Риниколд как принимать

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с ревматизмом нарушаются физиологические потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, двигаться, есть, спать, отдыхать, общаться. Появляются проблемы, требующие решения.
Существующие проблемы, обусловленные общей интоксикацией-.
— повышение температуры тела, снижение аппетита, слабость, недомогание.
Существующие проблемы, обусловленные ревматическим воспалением оболочек сердца и суставов:
— усиление слабости, недомогание:
— появление тахикардии и одышки при физической нагрузке;
— сильные артралгии, отечность, локальная гиперемия и гипертермия.
Существующие проблемы, обусловленные ревматическим поражением головного мозга:
— эмоциональная лабильность, раздражительность, плаксивость, изменчивость настроения;
— нарушение сна;
— гиперкинезы — непроизвольные беспорядочные подергивания мышц конечностей, мимических мышц лица, усиливаются при волнении. исчезают во время сна;
— дизартрия — невнятная, нечеткая речь;
— рассеянность, снижение памяти;
— нарушение координации движений: они порывистые, неловкие. изменяются походка и почерк:
— мышечная гипотония.
Возможные потенциальные проблемы:
1. Риск развития миокардиосклероза.
2.Риск развития сердечной недостаточности.
3. Риск формирования пороков сердца.

3-4 этап. Планирование и реализация сестринского ухода в стационаре

Сестринские вмешательства.
Цель ухода: Способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План ухода:
1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима:
постельного (2-3 нед); палатного (от 3-4 нед.до 6 мес.) в зависимости от тяжести заболевания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
1. Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений
2. Объяснить пациенту и /или родителям о необходимости соблюдения назначенного режима
3. Контролировать наличие горшка (судна) в палате для пациента
4. Предупредить пациента и/или родителей о том, что ребенок должен мочиться в горшок или судно.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание щадящего режима для сердца, суставов, обеспечение максимальных условий комфорта. Уменьшение боли. Удовлетворение физиологической потребности выделять продукты жизнедеятельности.
2. Организация досуга
Реализация ухода:
Рекомендовать родителям принести любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание комфортных условий для соблюдения режима
3.Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
1. Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания
2. Контролировать регулярность смены постельного белья
3. Контролировать соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе
4. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи
Реализация ухода:
1.Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены.
2.Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым.
5. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением питания.
При сердечной недостаточности — диета № 10 — с ограничением поваренной соли, жидкости,
разгрузочные дни.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
— Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях питания
— Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов фрукты, овощи, печенье; не кормить ребенка насильно, если он отказывается от пищи
— Осуществлять контроль выпитой жидкости
Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в пище.
6. Выполнять назначения врача: введение антибиотиков; прием нестероидных противовоспалительных препаратов; глюкокортикостероидов: аминохинолиновых производных: препаратов калия; витаминов; препаратов, улучшающих обменные процессы в миокарде; При малой хорее дополнительно — седативные препараты; Сбор мочи и кала на лабораторные исследования
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства:
— Вводить антибиотики и давать все лекарственные препараты в назначенной дозе, регулярно по времени
-Объяснить пациенту и/или родителям о необходимости введения антибиотиков, приема противовоспалительных и других лекарственных препаратов
— Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов
— Провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости регулярного проведения лабораторных исследований крови, мочи; и инструментальных методов исследования: ЭКГ, ФКГ, ЭхоКГ
— Научить родных и /или пациента правилам сбора мочи; обеспечить посудой для сбора мочи; контролировать сбор мочи
— Перед инструментальными исследованиями успокоить ребенка и родителей, объяснить цель и ход проведения, рассказать как себя должен вести ребенок.
Мотивация:
Этиотропное лечение. Ликвидация стрептококковой инфекции.Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Контроль эффективности проводимого лечения. Психологическая поддержка.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
— Измерение температуры тела утром и вечером
— Контроль физиологических отправлений
— Контроль ЧД. ЧСС. АД
— При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода выздоровление ребенка наступает в установленные сроки, пациент выписывается в удовлетворительном состоянии под наблюдение ревматолога в детской поликлинике или на долечивание в санаторий.
Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после выписки из стационара, о необходимости диспансерного учета и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Разработана трехэтапная система лечения ревматизма.
Первый этап при острой атаке ревматизма — лечение в кардиологическом или ревматологическом стационаре.
Второй этап лечения ревматизма — долечивание ребенка после выписки из стационара в местном кардиоревматологическом санатории до полного купирования активности ревматизма.
Третий этап лечения многолетнее диспансерное наблюдение кардиоревматологом в детской поликлинике по месту жительства.
Длительность наблюдения за пациентами, перенесшими атаку ревматизма без формирования порока сердца 5 лет. Пациенты с ревматическими пороками сердца на учете находятся постоянно.
Составляется индивидуальный план проведения лечебных мероприятий: регулярные осмотры врачами кардиологом, ЛОР и стоматологом; лабораторные и инструментальные исследования, вторичная и текущая профилактика.
Цели диспансеризации: полное выздоровление без формирования порока сердца пациентов с первичным ревмокардитом, предупреждение рецидивов ревматизма и прогрессировать пороков сердца. При сформированных пороках сердца пациентов направляют на консультацию к кардиохирургу для решения вопроса о хирургическом лечении.
Профилактика ревматизма
Первичная
Цель: Предупреждение развития ревматизма у детей и подростков
Характеристика лечебных мероприятий:
1. Повышение естественного иммунитета организма:
— рациональное питание:
— рациональный режим дня:
— закаливание;
— рациональная;
— физкультура и спорт;
— профилактика вредных привычек
2. Ранняя диагностика острых и хронических стрептококковых инфекций
3. Своевременная изоляция и проведение лечения с применением антибактериальной, противовоспалительной и десенсибилизирующей терапии
Вторичная
Цель: Предупреждение рецидивов ревматизма у детей и подростков, перенесших атаку
Характеристика лечебных мероприятий:
1.Диспансерное наблюдение у кардиоревматолога
2.Круглогодичная бициллинопрофилактика: введение бициллина — 5 доз 1 раз в 3 нед. в течение 3 лет, если порок сердца не сформировался; в течение 5 лет, при формировании порока сердца
3.Сезонная профилактика: весной и осенью дополнительно назначаются салицилаты, витамины,
санация хронических очагов инфекции у специалистов — ЛОР и стоматолога
4.Текущая профилактика: комплексная терапия интеркуррентных инфекций у больных ревматизмом в неактивную фазу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector