Сестринский уход при инфекционных заболеваниях у детей

Лекция 49, 50. Тема 1.23. Сестринский уход при воздушно-капельных инфекциях у детей

СКАРЛАТИНА. Остро заразное заболевание в настоящее время болеют преимущественно дети старшего возраста в легких формах.

Передается воздушно-капельным путем. Вызывается B-гемолитическим стрептококком группы А. Чаще болеют дети 2-9 лет.

Клиника. Острое начало болезни. Выражена интоксикация (лихорадка, вялость, ухудшение аппетита, рвота). Характерна точечная пятнисто-папулезная сыпь на гиперемированном фоне с локализацией в складках, на боковых поверхностях туловища.

В первые дни заболевания всегда бывает гнойная ангина (фолликулярная, лакунарная, некротическая).

Поздние симптомы – крупнопластинчатое шелушение ладоней и подошв, мелкое шелушение кожи в складках, «малиновый язык», «скарлатинное сердце», аллергические осложнения в виде сыпи, миокардит, гломерулонефрит, субфебрилитет, редко – артрит, ревматизм.

КОКЛЮШ. Остро заразная болезнь. Болеют преимущественно дети первого года жизни, возможно даже новорожденные.

Передается воздушно-капельным путем. Вызывается бактерией Bordetella pertussis.

Клиника. Различают 3 периода заболевания : начальный, спазматического кашля и разрешения. Начало болезни либо острое с лихорадки катарального синдрома (насморк, покашливание) или постепенное без лихорадки продолжительностью от нескольких дней до 2-х недель.

Менингококковая инфекция, дифтерия: возбудители, их свойства, пути и механизмы передачи инфекции, клинические проявления у детей, осложнения, диагностика, лечение, сестринский процесс при них, профилактика, мероприятия в очаге.

Сестринский уход при ОРВИ

1. Даже при невысокой температуре тела и незначительных катаральных явлениях больного ребенка обязательно должен осмотреть врач. В тяжелых случаях (при высокой температуре тела, судорогах, синдроме крупа) потребуется госпитализация в стационар.

2. Больному ребенку необходимо обеспечить эмоциональный покой, обращаться с ним терпеливо и ласково. При нормальной и субфебрильной температуре тела и хорошем общем самочувствии подвижность ребенка не ограничивают. При выраженном кашле, сильном насморке и других жалобах подвижные игры не рекомендуются. При фебрильной температуре рекомендуется соблюдение постельного режима.

3. Для восстановления носового дыхания надо закапывать в нос капли на основе морской соли, по назначению врача – сосудосуживающие препараты.

4. Регулярно очищать полость носа: у грудных детей – при помощи ватных фитильков, назального аспиратора или уголком чистой салфетки, у более взрослых детей – путем высмаркивания.

5. Комната, где находится ребенок, должна быть теплой, светлой. Обязательными являются регулярные проветривания помещения и влажная уборка. Необходимо ограничить контакт ребенка с другими детьми и чужими взрослыми людьми.

6. Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть витаминизированным, калорийным и легкоусвояемым. Кормление должно проводиться чаще, чем обычно, небольшими порциями. Пища должна быть теплой, полужидкой или жидкой. Нельзя кормить ребенка насильно – это может вызвать рвоту, а эмоциональное напряжение, связанное с нежеланием есть, может спровоцировать стеноз гортани при ее воспалении (синдром крупа). Рекомендуется обильное питье: дают теплое молоко, соки, морсы, чай, отвар шиповника, минеральную воду.

7. При температуре тела до 38 °C применение жаропонижающих средств не рекомендуется. Если температура тела достигла фебрильных значений, назначаются жаропонижающие средства в виде свечей, сиропов, суспензий. Для ускорения достижения жаропонижающего эффекта кожу ребенка можно протереть салфеткой, смоченной в воде с добавлением столового уксуса или водки, положить на лоб холодный компресс или пузырь со льдом. На этапе повышения температуры тела, сопровождающемся ознобом, ребенка необходимо укрыть теплым одеялом, на голову надеть шапочку. На этапе снижения температуры рекомендуется уложить ребенка в кровать, избавить от лишней одежды. В связи с обильным потоотделением следует регулярно обтирать ребенка влажной салфеткой и менять нательное и постельное белье.

8. При обильной рвоте и поносе нужно увеличить потребление жидкости. Нельзя стараться накормить ребенка сразу же после рвоты – она может повториться. Лучше дать ребенку выпить подкисленной лимонным соком или подсоленной воды.

9. После каждой дефекации обязательно подмывать ребенка теплой водой. При частом стуле может появиться раздражение вокруг заднепроходного отверстия, в этом случае рекомендуется смазывать раздраженные участки вазелиновым маслом.

10. После стойкой нормализации температуры тела и уменьшения основных симптомов заболевания рекомендуются прогулки на свежем воздухе (на начальном этапе – непродолжительные, без подвижных игр).

Сестринский уход при остром гастрите

1. При остром гастрите постельный режим должен соблюдаться в течение 2–3 дней. В самом начале проводят промывание желудка для освобождения его от застоявшихся остатков пищи. Затем на 8–12 ч назначается голодание, во время которого больной должен пить в большом количестве охлажденный чай, смесь физиологического раствора с 5 %‑ным раствором глюкозы (в равных соотношениях), регидрон. Через 12 ч больному начинают давать маленькими порциями слизистые протертые супы‑пюре, нежирный бульон, кисель, сухари (тщательно пережевывать!), каши. Далее рацион постепенно расширяют, и к 5–7‑му дням пациента переводят на обычное, соответствующее возрасту питание.

2. Хронический гастрит. На период обострения назначается постельный режим, продолжительность которого зависит от выраженности обострения и может составлять до 4 недель. Ребенку необходимо обеспечить физический и эмоциональный покой, индивидуальный уход. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться и подвергаться влажной уборке.

3. Диетотерапия. Пища должна быть механически, химически и термически щадящей. Рекомендуются столы № 1 а (5–10 дней), № 1 б (10–20 дней), № 1 (до наступления ремиссии), № 2 (в период ремиссии). Включаются в рацион: молоко, сливки, жидкие молочные каши (манная, рисовая), молочные или слизистые крупяные супы, яйца всмятку или в виде омлета, суфле из отварного мяса, кисели и желе, соки. Соль ограничивается до 6–8 г в сутки. При переходе к столу № 1 к перечисленным продуктам можно добавить сухое печенье, лапшу, вареную рыбу, паровые котлеты, свежий творог, простоквашу, зелень и овощи, отваренные и измельченные, сладкие фрукты и ягоды в отварном виде, компоты. После наступления ремиссии переходят к столу № 2: даются мясо и рыба нежирных сортов, неострый сыр, мясной бульон и уха из рыбы, крепкие овощные бульоны, сливочное масло, сметана, сливки, творог, растительное масло, яйца и блюда из них, зелень, овощи и фрукты в протертом виде, чай, какао, вчерашний белый и черный хлеб, сырые овощные, фруктовые и ягодные соки, отвар шиповника. Количество соли не ограничивается.

4. При отрыжке рекомендуется ежедневно давать сок белокочанной капусты по 50–100 мл, плантаглюцид, ферментные препараты.

5. Диспансерное наблюдение осуществляется педиатром и гастроэнтерологом по следующему плану: после обострения заболевания в течение первого полугода – 1 раз в 2 месяца, затем ежеквартально в течение 2–3 лет, далее – 2 раза в год.

6. Весной и осенью проводится противорецидивное лечение курсами по 1–2 месяца.

7. Через 3–4 месяца после окончания обострения в период стойкой ремиссии рекомендуется санаторно‑курортное лечение: Железноводск, Ессентуки, Трускавец и т. д. Полезно лечение минеральными водами по назначению врача.

Сестринский уход при ожирении

1. Ребенку, больному ожирением, показан активный образ жизни. Полезны занятия ЛФК. Рекомендуются утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег, плавание, танцы, езда на велосипеде, занятия на тренажерах, спортивные игры (волейбол, теннис, бадминтон).

2. Запрещаются острые, пряные, копченые и соленые блюда, приправы, маринованные и консервированные продукты, мясные и рыбные бульоны, мороженое. Поваренная соль при готовке в пищу не добавляется, разрешается досаливание готовых блюд. Сахар из рациона исключается. Рекомендуется увеличить содержание в еде растительной клетчатки и витаминизированных продуктов (овощей, ягод, фруктов). Полезно 5–6‑разовое питание с последним приемом пищи не позднее, чем за 3–4 ч до ночного сна. Порции еды должны быть небольшими, есть рекомендуется маленькой ложкой. Каждый прием пищи должен включать овощи и фрукты.

3. Полезными являются пребывание на свежем воздухе, сон с открытыми окнами или на открытой веранде, солнечные и воздушные ванны.

4. С больным необходимо регулярно проводить беседы, объясняя вред переедания, недостаточного движения.

5. Показаны выявление и санация очагов хронической инфекции.

6. Тяжелые формы ожирения лечат в стационарных условиях под контролем эндокринолога и диетолога.

Сестринский уход при пневмонии

1. Больного нужно расположить с максимальным комфортом, так как любые неудобства и беспокойство повышают потребность организма в кислороде. Ребенок должен лежать на постели с возвышенным головным концом. Надо часто менять положение больного в кровати. Одежда ребенка должна быть свободной, удобной, не стесняющей дыхания и движений. В помещении, где находится больной, необходимы регулярное проветривание (4–5 раз в день), влажная уборка. Температура воздуха должна поддерживаться на уровне 18–20 °C. Рекомендуется сон на свежем воздухе.

Читать еще:  Ребенка тошнит перед сном

2. Нужно следить за чистотой кожи больного: регулярно обтирать тело теплым влажным полотенцем (температура воды – 37–38 °C), затем – сухим полотенцем. Особенное внимание следует обращать на естественные складки. Вначале обтереть спину, грудь, живот, руки, затем одеть и укутать ребенка, после чего протереть и укутать ноги.

3. Питание должно быть полноценным, высококалорийным, витаминизированным, соответствующим возрасту ребенка. Пища должна быть жидкой или полужидкой. Кормить ребенка рекомендуется маленькими порциями, часто, предлагать любимые блюда. Обязательным является обильное питье (минеральные воды, компоты, фруктово‑овощные и ягодные отвары, соки). После еды и питья надо обязательно дать ребенку прополоскать рот. Грудных детей нужно кормить грудным молоком или молочными смесями. Давать сосать небольшими порциями с перерывами для отдыха, так как во время сосания дыхательная недостаточность может усиливаться.

4. Необходимо следить за чистотой носовых ходов: удалять слизь при помощи резинового баллончика, очищать носовые ходы ватными жгутиками, смоченными в теплом растительном масле. Следить за слизистыми оболочками ротовой полости для своевременного выявления стоматита.

5. Следует наблюдать за физиологическими отправлениями, соответствием диуреза выпитой жидкости. Не допускать запоров и метеоризма.

6. Регулярно выполнять назначения врача, стараясь, чтобы все процедуры и манипуляции не приносили выраженного беспокойства ребенку.

7. При сильном кашле надо поднять изголовье кровати, обеспечить доступ свежего воздуха, согреть ноги ребенка теплыми грелками (50–60 °C), дать противокашлевые и бронхолитические препараты. Когда кашель станет влажным, начинают давать отхаркивающие препараты. С 3–4‑го дней заболевания при нормальной температуре тела нужно проводить отвлекающие и рассасывающие процедуры: горчичники, согревающие компрессы. На 2‑й следует неделе начинать выполнять упражнения ЛФК, массаж грудной клетки и конечностей (легкие растирания, при которых открывается только массируемая часть тела).

8. При высокой температуре тела надо раскрыть ребенка, при ознобе растереть кожу туловища и конечностей до покраснения 40 %‑ным раствором этилового спирта при помощи грубого полотенца; если у ребенка жар, ту же процедуру проводят при помощи раствора столового уксуса в воде (уксус и вода – в соотношении 1: 10). К голове больного приложить пузырь со льдом или холодный компресс на 10–20 мин, процедуру надо повторить через 30 мин. Холодные компрессы можно приложить на крупные сосуды шеи, в подмышечную впадину, на локтевые и подколенные ямки. Сделать очистительную клизму с прохладной водой (14–18 °C), затем – лечебную клизму с 50 %‑ным раствором анальгина (1 мл раствора смешать с 2–3 ч. л. воды) или ввести свечу с анальгином.

9. Тщательно наблюдать за больным, регулярно измерять температуру тела, пульс, частоту дыханий, АД.

10. В течение года после перенесенной пневмонии ребенок находится на диспансерном наблюдении (осмотры в первое полугодие – 2 раза в месяц, во втором полугодии – 1 раз в месяц).

Сестринский уход при ветряной оспе

1. Лечение ветряной оспы в большинстве случаев проводится в амбулаторных условиях (за исключением тяжелых случаев).

2. Необходимо разъяснить родителям больного ребенка, что ему следует обеспечить хороший уход, покой (эмоциональный и физический), в период повышенной температуры тела рекомендуется постельный режим.

3. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться, необходима постоянная влажная уборка. Показана частая смена нательного и постельного белья.

4. Если имеется светобоязнь (боль в глазах от яркого света), комнату необходимо затемнить.

5. Пища должна быть калорийной, вкусной, разнообразной, теплой, жидкой или полужидкой консистенции. Кормят ребенка маленькими порциями, чаще, чем обычно, и только по желанию. В рацион больного обязательно включают овощи, фрукты и ягоды как продукты с повышенным содержанием витаминов. Рекомендуется обильное теплое питье: молоко, соки, морсы, отвары, минеральные воды, чай.

6. Необходимо тщательно следить за чистотой слизистых оболочек и кожных покровов, стричь ногти, регулярно мыть руки и наблюдать, чтобы ребенок не расчесывал элементы сыпи, не отдирал корочки.

7. Пузырьки и папулы надо регулярно смазывать 1 %‑ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 5 %‑ным раствором перманганата калия.

8. При лихорадке назначаются жаропонижающие средства.

1. Активная иммунизация ослабленным дифтерийным токсином (анатоксином), который входит в состав вакцины АКДС. Вакцинацию начинают в возрасте 3 месяцев. Первичная вакцинация состоит из 3 инъекций с промежутком в 45 дней. Первая ревакцинация поводится через 1,5–2 года.

2. Госпитализация всех больных дифтерией. Выписка пациента из стационара производится при наличии двух отрицательных посевов слизи из зева, проведенных с 2‑дневным промежутком.

3. После госпитализации больного проводится заключительная дезинфекция очага.

4. Проводится бактериологическое обследование на дифтерию всех больных ангиной.

5. При подозрении на дифтерию обязательна госпитализация в стационар.

1. Необходимо лечение пациента в инфекционном стационаре. Палата должна быть изолированой. Нужно регулярно проветривать помещение (не менее 2 раза в день).

2. Больному надо обеспечить общий уход: гигиену тела, ротовой полости.

3. Питание должно быть протертым, полужидким, теплым, так как необходимо механическое, химическое и термическое щажение ротоглотки. Пища долна быть витаминизированной, рекомендуется включать в рацион продукты с повышенным содержанием калия. Для предотвращения дополнительного раздражения ротоглотки нужно немного огранить количество поваренной соли. Ограничение жидкости нужно при выраженной отечности тканей в зеве. Этих правил надо придерживатся до 3 недель от начала заболевания.

4. В течение 3 недель следует контролировать количество выделенной мочи, так как возможно токсическое поражение почек.

Уход за больными инфекционными заболеваниями

В помощи и заботе нуждаются все больные, но в случае инфекционных заболеваний мало обычного ухода. Нужно уделить внимание не только помощи больному, но и собственной безопасности. Человек должен знать все особенности сестринского ухода за инфекционными больными прежде, чем приблизиться к пациенту.

Группы инфекционных заболеваний

Все инфекции можно разделить на несколько групп, каждая из которых имеет свои особенности.

  • Кишечные инфекции. Передаются фекально-оральным путем, то есть возбудитель проникает в организм через желудочно-кишечный тракт.
  • Инфекции дыхательных путей. Передаются, как правило, воздушно-капельным путем.
  • Инфекции, провоцируемые укусами насекомых.
  • Инфекционные болезни кожи и слизистых. Передаются через контакт кожи с возбудителем.

Стать жертвой инфекций может и ребенок, и взрослый, и пожилой человек. Но правила ухода актуальны для всех пациентов.

Общие особенности

Уход за больными с инфекционными заболеваниями — это целый спектр диагностических, санитарных, гигиенических и психологических мероприятий. Важно не только оказывать помощь самому больному, но и не допустить распространения инфекции.

Особенный уход подразумевает знание основных характеристик болезни (ее возбудителя, симптомов, признаков течения, путей передачи инфекции).

Инфекционные заболевания из-за длительной интоксикации организма могут повлечь за собой психозы и другие неврологические проблемы. Очень важно понимать, что происходит с больным, для нормального диалога с ним и его родными. Позитивный настрой у пациента напрямую влияет на скорость его выздоровления.

Если инфекция протекает тяжело, могут быстро развиваться патологические изменения в состоянии больного. Специалист, осуществляющий сестринский уход за инфекционными больными, должен уметь вовремя распознать симптомы кризиса и правильно на них отреагировать.

Инфекционные больные зачастую чувствуют себя хорошо, не испытывают боль и считают себя совершенно здоровыми. Слепо верить этому нельзя: организм может ошибаться из-за воздействия токсинов на нервную систему и из-за природы самого заболевания. Следует убедить больного соблюдать постельный режим, пока врач не подтвердит полное выздоровление.

Правила сестринского ухода

Медсестра должна знать все особенности ухода за инфекционными больными, чтобы не допустить ошибки и не подвергнуть риску себя, пациента и всех, кто его окружает. Пациента нужно максимально изолировать, предоставить ему персональную посуду, которую необходимо тщательно мыть и обеззараживать.

Правила ухода включают в себя:

  1. Контроль чистоты постели и одежды пациента. Все белье должно меняться не реже одного раза в неделю, а лучше чаще. На постели не должно быть складок, белье должно быть мягким и удобным, чтобы у больного не появлялись пролежни.
  2. Гигиенические процедуры. При недостаточной гигиене возникает раздражение, опрелости, пролежни. Чтобы не допустить развитие этих процессов, необходимо регулярно осматривать тело, протирать кожу, применять медицинские препараты.
  3. Наблюдение за глазами. Многие инфекции провоцируют развитие глазных заболеваний, таких как конъюнктивит, кератит, склерит. Важно учитывать эту особенность: регулярно промывать глаза, закапывать антисептический раствор.
  4. Соблюдение режима. Инфекции негативно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы, во избежание тяжелых последствий необходимо соблюдать предписания врача: не давать больному делать резких движений, постоянно контролировать его пульс и общее состояние, при тревожных признаках немедленно направить пациента к врачу.
  5. Наблюдение за органами дыхания. Инфекционным заболеваниям часто сопутствует скопление слизи в органах дыхания. Поэтому необходимо обеспечить гигиену дыхательных путей, положение пациента, облегчающее дыхание, проводить специальные упражнения, делать ингаляции и другие лечебные процедуры для облегчения состояния.
  6. Контроль питания. Кормить тяжелого больного нужно в удобном положении, не спеша, аккуратно. При необходимости в процессе лечения (особенно при кишечных заболеваниях) делают очистительные и питательные клизмы.
Читать еще:  Промывать нос ромашкой при насморке

Преимущества профессионального ухода

Мало просто знать правила ухода за страдающими инфекционными заболеваниями. У человека, осуществляющего уход, должен быть опыт, желание помочь, сильный и при этом доброжелательный характер. Именно такими качествами обладают сотрудники нашего патронажного центра. Наши сиделки любят свою работу, с любовью и заботой относятся к каждому подопечному.

Вы можете вызвать сиделку с проживанием дома или в стационаре или приглашать человека только на определенное время — в зависимости от ваших потребностей.

Сестринский уход при инфекционных заболеваниях у детей

По данным ВОЗ ведущее место в патологии детского возраста занимают острые кишечные инфекции (ОКИ). Каждую минуту от них в мире погибает 10 детей, часть из которых умирают от некачественного ухода и ежегодно регистрируется в мире до 1,2 млрд. кишечных заболеваний. Поэтому от эффективности организации работы при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями средним медицинским персоналом при своевременной постановки диагноза зависит исход заболевания.

Цель работы — изучение теоретических и практических аспектов сестринской деятельности при уходе за детьми с острыми кишечными инфекциями.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Определить и охарактеризовать основные виды острых кишечных инфекций у детей;
  2. Изучить особенности ухода и наблюдения за детьми с ОКИ.
  3. Систематизировать основные принципы работы медицинских сестер отделения воздушно-капельных инфекций ДИБ города Краснодара.
  4. Проанкетировать родителей этих детей на предмет знаний особенностей ухода у данной категории пациентов.
  5. Исследовать мнение медицинских сестер о необходимости создания памятки по уходу за детьми с ОКИ.
  6. Сделать выводы и предложения по теме исследования.

Исследование показало, что в ЦРБ продолжает увеличиваться количество исследований на возбудителей острых кишечных инфекций в 1,3 раза или на 33%, по сравнению с 2011 годом.

Из проведенных лабораторных исследований по количеству выделенных культур неизменными лидерами остаются сальмонеллы и различные энтеропатогенные кишечные палочки, которые представлены. Как видно, в общее количество выделенных патогенных микроорганизмов изменилось не значительно, увеличение было лишь на 3,5%. В динамике рост превалирует у ЭТЭ и ЭИЭ. Особенно их количество сильно увеличились в 2012 году на 114% по сравнению с 2011 г. И сальмонеллез в 2014 г. примерно на 42,1%, кампилобактерии – на 216,7% по сравнению с 2011 г.

Как видно из приведённых данных большинство составляют Salm. гр. D 82%, 80% и 67% за три года.

Серологическая группа D оказалась доминирующей и была представлена только одним серологическим вариантом – Salmonella enteritidis. Частоту регистрации сальмонеллеза, в группе детей можно объяснить тесным общением детей этой возрастной группы в организованных коллективах и их низкой самоорганизацией. Заболевание протекает в локальной форме гастроэнтерита, ведущий синдром — диарейный.

Анализ нормативно – правовой базы деятельности ЦРБ и экономические показатели деятельности больницы показали, что поступления средств в 2014 году увеличились на 9% по субсидиям на выполнение государственного задания, а также на 15% увеличились доходы от оказания платных услуг, при этом целевые субсидии уменьшились на 74% — в связи с окончанием участия в программе «Модернизация здравоохранения».

Для проведения эмпирического исследования были выбраны два отделения инфекционное и педиатрическое. Мощность инфекционного отделения для взрослых -10 коек, а для детей -20, в педиатрическом отделении – 25 коек. Полученные данные говорят о большом потоке больных в данных отделениях. При этом показатель работы койки во взрослом инфекционном отделении соответствует норме, а показатель в детском и педиатрическом отделении – выше. Что говорит о повышенной нагрузке на мед. персонал и можно объяснить нехваткой коек для данного контингента пациентов.

Укомплектованность инфекционного отделения средним медперсоналом составляет 55%, младшим медперсоналом составляет 51,8%. Укомплектованность средним медперсоналом педиатрического отделения составляет 84%, младшим медицинским персоналом 91,3%. Укомплектованность врачами составляет 80,9%. В структуре преобладают высшая и первая категории, что показывает высокий профессионализм мед. персонала и значит высокое качество предоставляемых услуг.

Большинство респондентов медработников, участвующих в исследовании, в возрасте от 20 до 40 лет – 80%. При этом повышают свою квалификацию самостоятельно 70% сотрудников, путем чтения медицинской литературы: используя журналы «Сестринское дело», «Медицинская сестра», «Здравоохранение». У 30% причиной отсутствия тяги к знаниям названна причина «недостаток новых изданий по уходу за детьми с инфекционной патологией». Поэтому можно заключить, о необходимости создания памяток для медицинских сестер по уходу за больными. И с этим согласны 90% сотрудников.

С целью изучения проблем пациентов детского инфекционного отделения было проведено сплошное исследование на базе Усть-Лабинской РЦБ родителей детей находящихся в детском и инфекционном отделении. В анкетировании (анонимно) приняли участие n= 30 родителей детей.

Большинство детей респондентов, лежащих в отделениях, соответствуют возрасту от 1 года до трёх – 56,7% и дети первого года – 36,7%. По составу семьи: у 18 человек семья полная – 60%, остальных воспитывали один родитель или опекун. По условиям жилья: большинство 16 семей – 53,3% проживают в отдельной квартире остальные в коммунальной или общей квартире.

Проблему с тошнотой и рвотой имеют большинство детей 30 человек, из них 28 человек имеют сопутствующую лихорадку и 37 диарею. При этом страх и слабость испытывают 23 человека. Большинство 21 испытывают дискомфорт.

Опрошенные – 90%, удовлетворены ухо­дом и мед. помощью которую им предоставляют в отделение. Этот показатель так же говорит о хорошем качестве предоставляемых услуг.

Проблему связанные со стрессом, дефицитом знаний о заболеваемости, и уходом за ребенком отметили большинство – 26 человек.

В результате проведённого исследования полученные следующие результаты:

Анализ двадцати современных источников литературы выявил, что в настоящее время заболеваемость кишечными инфекциями в России остается достаточно высокой. Острые кишечные инфекции занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости, особенно среди пациентов детского возраста.

Особенности ухода и наблюдения за детьми с острыми кишечными инфекциями влияют на сестринский процесс в детском инфекционном отделении медицинская сестра должна знать анатомо — физиологические и психологические особенности детей, универсальные потребности ребенка в различные периоды детства, проблемы, возникающие при заражении кишечными инфекциями, и основные симптомы и синдромы, сопровождающие заболевание.

Систематизация основных принципов работы медицинских сестер отделения, проведённое исследование проблем пациентов с острыми кишечными инфекциями путем анкетирования родителей, мнения медицинских сестер позволило выявить, что основными особенностями сестринского ухода у детей с острыми кишечными инфекциями являются:

  • строгое выполнение врачебных назначений;
  • необходимая подготовка к лабораторным и инструментальным методам исследования;
  • разъяснение и убеждение в необходимости проведения исследований;
  • соблюдения всех врачебных назначений и динамическое наблюдение за ребенком;
  • соблюдение санитарно-противоэпидеми­ческого режима в отделении: обеспечение инфекционной безопасности для родителей, персонала пациентов;
  • оценка состояния ребенка при каждом контрольном посещении и поддержание его положительного эмоционального состояния;
  • установление с ребенком и его родителями доверительных отношений;
  • поддержка родителей на всех стадиях развития заболевания
  • восполнение дефицита знаний родителей о причинах заболевания, факторах риска, особенностях течения и др.
  • обучение родителей приемам профилактики кишечных инфекций формирование здоровых привычек не только ребенка, но и всей семьи.

Для улучшения качества оказываемой сестринской помощи необходимо ввести в штатное расписание отделения острых кишечных инфекций 4,5 ставки медицинской сестры процедурного кабинета.

Обеспечить отделение перфузорами для проведения инфузионной терапии с целью дозированного введения инфузионных растворов и соблюдения скорости инфузии.

Создать методические рекомендации с актуальными результатами исследований по проблеме ухода за пациентами детского возраста в инфекционном отделении.

Методическое пособие + практическое доклиническое занятие по теме: Сестринский процесс при болезнях новорождённых (болезни кожи, пупка, сепсис

Скачивание файла

Введите число с картинки:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ДОКЛИНИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Отделения: «Сестринское дело»

Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»

Тема: «Сестринский процесс при болезнях

новорождённых (болезни кожи, пупка,

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПРИ РАБОТЕ С МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ ПО ТЕМЕ:

«Сестринский процесс при заболеваниях новорождённых».

Практическое клиническое (родильный дом).

Цель занятия; после изучения темы будете знать:

— определение, нозологические формы, этиопатогенез, клинику, течение, осложнения, принципы лечения, профилактику данного заболевания. Этапы сестринского процесса.

— выявлять и решать проблемы ребёнка и родителей, составить план сестринского вмешательства для осуществления ухода и оказания доврачебной помощи;

— осуществлять сестринские вмешательства;

— обучить родителей больного ребёнка уходу за ним;

Читать еще:  Прогревание синей лампой при бронхите

— осуществить сердечно-лёгочную реанимацию новорождённому ребёнку;

— выполнять следующие манипуляции:

— ПРОВЕДЕНИЕ ТЕРМОМЕТРИИ НОВОРОЖДЕННОМУ;

— ОБРАБОТКА КОЖИ ПРИ ПИОДЕРМИИ, ПОТНИЦЕ, ОПРЕЛОСТИ, ПУПОЧНОЙ РАНКИ;

— ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ И ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ;

— ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРИМЫШЕЧНЫХ ИНЪЕКЦИЙ;

— ПРОВЕДЕНИЕ ТУАЛЕТА ГЛАЗ И ЗАКАПЫВАНИЕ КАПЕЛЬ ПРИ ГНОЙНОМ КОНЪЮКТИВИТЕ.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Получить задание у преподавателя по проведению сестринского обследования ребёнка. Познакомиться с ним и с мамой, провести по схеме сбор анамнеза и обследование, выявить настоящие и потенциальные проблемы, составить план сестринского вмешательства, заполнить лист сестринской оценки состояния ребёнка.

2. Выполнение сестринских

Выполнение манипуляций по уходу при данном заболевании; обучить элементам ухода за ребёнком в домашних условиях.

3. Терапевтическая игра с

4. Работа на посту или в

Выполнение назначений врача (раздача лекарств, выполнение инъекций).

5. Подведение итогов

Сдача преподавателю выполненных заданий, оценка эффективности и достижения поставленных целей.

6. Домашнее задание

Терминологический словарь к теме:

«Болезни новорождённых. Болезни кожи. Пупка. Сепсис».

Асептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания м/о в организм человека.

Бактериемия – наличие бактерий в циркулирующей крови.

Везикула – элемент сыпи в виде пузырька, наполненного серозным экссудатом.

Гиперемия – местное полнокровие.

Гипертермия – перегревание организма.

Дерматит – воспаление кожи.

Омфалит – воспаление пупочной ранки.

Пиодермия – гнойничковые заболевания кожи.

Пустула – элемент сыпи в виде пузырька, наполненного гнойным экссудатом.

Пузырь – элемент сыпи в виде тонкостенной полости, заполненной экссудатом.

Пузырчатка – воспаление кожи с высыпанием больших пузырей на не изменённой коже.

Стафилодермия – заболевание кожи стафилококковой этиологии.

Стрептодермия — заболевание кожи стрептококковой этиологии.

Сепсис – заражение кожи.

Септицемия – форма сепсиса, характеризующаяся бактериемией.

Септикопиемия — форма сепсиса, характеризующаяся бактериемией, и метастатическими абсцессами в различных органах и тканях.

Фунгус – грибовидное разрастание грануляции в пупочной ранке.

Флегмона – гнойное воспаление п/к клетчатки.

Эритема – ограниченная эритема.

Инфекционные заболевания новорождённых

Генерализованная гнойная инфекция

Больные: мать, персонал, дети

4) ПУТИ ПЕРЕДАЧИ

Болезни кожи новорождённых.

Предрасполагающие факторы: АФО кожи и иммунной системы, недоношенность, болезни новорождённых (асфиксия, родовая травма, ГКБ).

Причины: дефекты ухода и инфицирование кожи м/о.

Болезни кожи неинфекционного характера

Болезни кожи инфекционного характера

1) Склерема, склередерма – диффузное уплотнение кожи, подкожной клетчатки в области бёдер, ягодиц, живота, туловища, гипотермия, адинамия в результате переохлаждения, обезвоживание.

2) Потница – мелкоточечная сыпь на коже туловища, в естественных складках, на ягодицах гиперемия, мацерация эрозии.

1. Устранение причины, т.е. дефекты ухода.

2. Воздушные и лечебные ванны

3. Местно примочки, болтушки, мази, УФО.

Везикулопустулёз – на коже, в складках, голове. Пузырьки 1-3 мм в диаметре, наполненные серозно-гнойным содержимым, которые лопаются через 2-3 дня, затем образуются корочки. Умеренная общая интоксикация.

Пузырчатка — на коже наполненные серозно-гнойным содержимым, окружённые венчиком гиперемии. После вскрытия пузырей – эрозия, не покрывающаяся корочкой. Выражена общая интоксикация.

Некротическая флегмона – гнойное расплавление кожи и подкожной клетчатки. Заживает вторичным натяжением с формированием рубцов. Тяжелейшая интоксикация.

Паронихии – поражение ногтевых валиков в виде гиперемии, отёка, пузырей, эрозий.

Рожа – локальная гиперемия, инфильтрация кожи и подкожной клетчатки с фестончатыми краями, общая интоксикация.

Микотическая эритема – появляется у детей с молочницей. Ограничённое поражение в виде каймы вокруг выводных протоков потовых желёз и волосяных фолликулов в паховых и шейных складках, на ягодицах, на лице, затем появляются желтоватые чешуйки, м.б. скопления творожистого секрета.

Уход на основе требований асептики и антисептики.

Проведение текущей и заключительной дезинфекции.

Местно: лечебные ванны, УФО, мази, примочки, присыпки.

Предрасполагающие факторы: АФО кожи и иммунной системы, отягощённый акушерский анамнез, сопутствующие заболевания новорождённых, дефекты ухода.

Болезни пупка неинфекционного характера

Болезни пупка инфекционного характера

Кровотечение из пупка – наложить новую скобку Роговина; давящая повязка, уход за ранкой.

Пупочная грыжа – выпячивание округлой формы в области пупочного кольца.

— массаж передней брюшной стенки;

— раннее выкладывание на живот;

— направление грыжи в воде 36-37°С.

Фунгус – кожица на ножке – грибовидное разрастание грануляции из пупочной ранки.

— перетягивание шёлковой лигатурой;

Катаральный омфалит (мокнущий пупок) – серозное отделяемое из пупочной ранки, замедление эпителизации. Общей интоксикации нет.

Гнойный омфалит – бактериальное воспаление дна пупочной ранки, пупочного кольца, подкожной клетчатки, расширение сосудов брюшной стенки. Выражена общая интоксикация.

Язва пупка – изъявление дна пупочной ранки, серозно-гнойное или гнойное отделяемое. Умеренная интоксикация.

Уход на основе требований асептики и антисептики;

Лечение в отделении патологии новорождённых в детской больнице;

Антибактериальная терапия общая и местно;

Графологическая структура темы «Сепсис»

Сепсис – генерализованная форма бактериальной инфекции

Метастазы не образуются.

Снижается двигательная активность, серый оттенок кожи, метеоризм, срыгивание, одышка.

Образования метастастатических очагов в мозге, костях, лёгких. Акроцианоз, олигурия, увеличение печени и селезёнки, развитие гнойного менингита, энцефалита.

Антибиотикотерапия, инфузионная терапия, форсированный диурез, питьё, гемосорбция, плазмоферез.

Антибиотикотерапия 2-3 видами, детоксикационная терапия, иммунотерапия.

— инфекционное заболевание, возникающее при проникновении бактерий в кровь, характеризуется генерализованным поражением органов и систем, нарушение иммунитета.

Этиология: чаще встречаются стафилококки, но может быть различное сочетание м/о.

Эпидемиология: инфицирование внутриутробное, во время родов, после родов источник инфекции: больная мать, персонал, предметы ухода. Входные ворота: пупочная ранка, кожа, слизистые оболочки, ЖКТ, ВДП.

Клинические формы сепсиса.

Септицемия — Клиническая форма сепсиса, при которой ярко выражены признаки нарастающего бактериального инфицированного токсикоза при отсутствии метастатических очагов гнойного воспаления.

— Гнойное воспаление на месте входных ворот

— Снижение аппетита до анорексии

— Плоская кривая динамика или резкая потеря массы тела

— Вялость, постанывание, адинамия

— Срыгивание, вздутие живота, неустойчивый стул

— Кожа бледная с серо-землистым оттенком

— Периодически высокие температуры до высоких цифр

— Увеличение печени и селезёнки

Септикопиемия – клиническая форма сепсиса, при которой ярко выраженные признаки бактериального инфекционного токсикоза сочетаются с почти одновременно развивающимися множественными гнойными метастатическими очагами (остеомиелит, гнойный отит, абсцессы, флегмоны), геморрагическим синдромом анемией.

Диагностика: 1) Характерные клинические симптомы

2) Бактериологическое исследование крови, мочи, спинальной жидкости, кала, слизи из зева, гноя.

Организация ухода и лечение.

Госпитализация в отдельный бокс специализированного отделения

Уход по требованиям асептики, антисептики

Гигиеническое содержание ребёнка – систематический туалет кожи, слизистых оболочек глаз, носа, рта

Регулярное проветривание и обеззараживание воздуха бокса

Кормление сцеженным молоком через зонд или бутылочку чаще малыми порциями

Наблюдение за состоянием, регистрация t°, ЧД, ЧП, мочеиспускания, стула, массы тела

Строгое выполнение назначений врача: инъекции антибиотиков, в/в-капельные вливания инфузионных растворов, крови, антистафилококковой плазмы, антистафилококкового иммуноглобулина, местное лечение пиемических очагов.

Нарушение санитарно-гигиенического режима, дефекты ухода, отягощенный акушерский анамнез, недоношенность, заболевания кожи, глаз, пупка ЖКТ, ВДП.

Сестринский процесс при гнойно-септических заболеваниях.

Необходимо выявить настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности больного ребёнка и членов семьи.

Возможные проблемы больного ребёнка:

— нарушение питания вследствие интоксикации;

— нарушение двигательной активности;

— нарушение жизненно важных функций;

— высокий риск присоединения осложнений (менингита, пневмонии, отита и др.);

Возможные проблемы родителей:

— тревога за ребёнка, дефицит знаний;

— чувство вины перед ребёнком;

— неуверенность в благополучном исходе;

— неадекватная оценка случившегося.

Помочь родителям восполнить дефицит знаний о данном заболевании, убедить их в необходимости срочной госпитализации, помочь в её осуществлении, объяснить значение своевременного комплексного лечения для благополучного исхода заболевания, оказать психологическую поддержку.

Создать комфортные условия в палате: тёплое бельё, оптимальная t°, стерильные условия, соблюдение асептики и антисептики.

Осуществлять постоянное мониторирование состояния, регистрировать ЧДД, ЧСС, АД, массу тела, срыгивание, рвоту, стул, объём получаемой жидкости.

Несколько раз в день проводить осмотр кожи и слизистых, пупочной ранки, проводить обработку их антисептиками или по назначению врача – аэрозолями с антибиотиками, повязки с бактериофагами.

Обеспечить ребёнку адекватное питание с способ кормления в зависимости от состояния ребёнка грудью или грудным молоком из бутылочки, при тяжёлом состоянии – через зонд, парентерально. Кормить медленно, делать перерывы, давать кислород до и после кормления, регистрировать в истории болезни количество получаемого молока.

Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять назначения врача.

Обучить родителей уходу за проблемным ребёнком дома (оценивать состояние ребёнка, проводить контроль за t°, кожей, слизистыми, стулом и др.)

Научить проведению гигиенических и лечебных ванн, обработки кожи и слизистых. Посоветовать поощрять игровую деятельность с детьми. Рекомендовать профилактику интеркуррентных заболеваний.

Убедить родителей проводить динамическое наблюдение за ребёнком врачом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector