Сестринский уход при пневмонии у детей

Важность диеты и сестринского ухода при пневмонии у детей. Что можно и что нельзя?

Организм ребёнка ослабевает во время борьбы с пневмонией. Иммунная система малыша подорвана антибиотикотерапией. Родителям важно помочь ему, включив защитные силы. Знания о правильном питании и режиме помогут им.

Кроме вопросов питания, в этой статье рассмотрим принципы сестринского ухода, что можно и что нельзя ребенку во время пневмонии. Также частый вопрос “можно ли гулять ребенку во время пневмонии” – тоже будет рассмотрен.

Питание при пневмонии у детей, организм которых борется с инфекцией, вызвавшей воспаление лёгких, должно быть правильно организовано – это поможет эффективно бороться с болезнью. В острой фазе заболевания нельзя заставлять больного есть. Но необходимо настаивать, чтобы ребёнок больше пил. Для восстановления электролитного баланса назначается Регидрон.

После того как температура снизится, пищу дают маленькими порциями, но с частыми интервалами. На начальном этапе на стол к ребенку вводятся: кефир, йогурт, протёртые слизистые каши. Затем – пюре, омлеты. Это нужно для исключения резкой нагрузки на пищеварительную систему. Сил у организма на переваривание пищи может не хватить.

А употребление продуктов, содержащих в своем составе некоторые вещества, которые могут вызывать усиленный, неадекватный ответ иммунной системы (например, салицилаты в апельсинах, специфические аллергены в красных ягодах) может привести к резкому изменению течения болезни и ухудшению состояния. Поэтому важно оговаривать возможность введения в рацион ребенка любого продукта с лечащим врачом.

Сильный аллергический ответ на столе ребенка может вызвать сдоба, сладкие продукты, приготовленные с большим количеством рафинированных масел, сахара.

Масла, вкусовые добавки и разрыхлители угнетают действие витаминов и микроэлементов, необходимых для выздоровления.

Давать витамины во время разгара болезни можно только по назначению врача. Витаминотерапия применяется наиболее широко и обязательно в реабилитационном периоде. Основа лечения в остром периоде заболевания — правильный прием антибиотиков.

При сильном и частом кашле со стола исключается пища, частицы которой могут попасть в дыхательные пути (аспирироваться). Например: сухари, ягоды с косточками и тому подобное. Калорийность пищи должна быть сбалансирована, направлена на восстановление азотного баланса, восстановление метаболизма углеводов. Но устойчивое мнение, что пациентам с заболеваниями дыхательной системы нужно есть больше белковых продуктов – опасный миф.

Терапию пневмонии нельзя сводить лишь к приёму лекарств и ингаляциям. Важно организовать правильный режим питания, двигательной активности. Приём лекарств — строго по времени, чтобы поддерживать нужный антимикробный фон в организме и исключить передозировку. За этим следят медицинские работники стационара или родные при лечении на дому. Рассмотрим сначала сестринский уход, затем домашний.

Сестринское наблюдение

Заболевшим пневмонией ослабленным детям дошкольного возраста, проживающим далеко от лечебного учреждения или имеющим сопутствующие заболевания, требуется госпитализация. Роль медицинской сестры в этой ситуации становится важной. Она выполняет назначения врача, и осуществляет уход за ребёнком. В целом, такой уход называют сестринским процессом или уходом.

Ребёнка ограничивают в движении лишь на время лихорадочного состояния. Высокая температура может вызвать у ребенка судороги, дать осложнения на сердечно-сосудистую систему. Для профилактики экссудативных явлений (развития плеврита), ребенку необходимо придавать полусидячее положение.

Воспаление лёгких происходит на фоне застойных процессов в бронхиальном дереве и в самих легких. Неподвижное положение лёжа может только усугубить состояние.

Сухой, тёплый воздух способствует высыханию слизи в бронхах и размножению болезнетворных бактерий. Задача медицинского персонала – обеспечить циркуляцию увлажнённого и прохладного воздуха в палате. Обильное питье помогает разжижать мокроту и выводить токсины из организма.

Пневмония – инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным и контактным путём. Поэтому больной ребёнок изолируется в боксированной палате. Медицинский персонал должен следить за цикличностью заполнения больничных коек. Нельзя в палату к выздоравливающему ребёнку госпитализировать больного в острой начальной фазе пневмонии из-за опасности реинфицирования.

Сестринский уход включает влажную уборку палат, она должна проводиться дважды за день. При ней запрещено применение хлорсодержащих дезинфицирующих веществ. Это мероприятие проводят младшие медицинские сестры (санитарки).

Домашнее ухаживание

Дома допустима терапия ребёнка с нетяжелым течением воспаления лёгких.

Правила ухода ребёнка на дому такие же, как в стационаре.

Ребёнку, старше младенческого возраста на протяжении всего лихорадочного периода назначают постельный режим. Он должен быть изолирован от остальных детей. Семье, желательно, соблюдать масочный режим.

Для выздоровления ребёнка проводят мероприятия по уходу:

  • Обеспечивают поступление прохладного чистого воздуха в комнату больного. Температура должна быть не больше 18 градусов. Ребёнка нужно тепло одеть. Никаких обогревателей. Горячие батареи можно накрыть влажными полотенцами при отсутствии специальных приборов для увлажнения воздуха.

  • Предупреждают высыхание слизистых носоглотки больного. Помимо увлажнения воздуха полезно полоскать рот отварами ромашки, душицы под присмотром взрослых.
  • Помогают ингаляции, помимо лекарственных, с минеральной щелочной водой.
  • Убирают из комнаты ковёр, мягкие игрушки, чтобы пыль не раздражала дыхательную систему.
  • Два раза в день проводят влажную уборку.
  • Разжижают мокроту – дают больше пить, особенно при высокой температуре.
  • Строго следуют назначениям врача в дозировках и времени применения терапии.

Когда спадёт лихорадка, и уйдут проявления токсикоза нужно сразу начинать проведение массажа и гимнастики. Это способствует отхождению мокроты, профилактике осложнений.

Если воспаление развилось в верхней доле легкого, ребёнка размещают на здоровом боку. В нижней доле – на животе. При помощи подушек придают ему положение вниз головой. Массируют грудную клетку. Поглаживанием, растиранием, поколачиванием разминают мышцы спины. Дренаж совершают по 30 минут 3 раза.

Дыхательные упражнения рекомендованы даже в острый период. Предупреждают застой жидкости в лёгочной ткани:

  • Малыша держат на руках в вертикальном положении. Передвижением ладони от шеи до нижней части спины проводят ритмичные надавливания. На конце выдоха.
  • Ребёнка укладывают на спину. Ритмично надавливают на передние и боковые поверхности грудной клетки в конце выдоха. Грудину не трогают.
  • Попеременно выполняют массирование боковой и задней поверхности грудной клетки, лежащему на боку малышу.

Можно ли гулять при воспалении легких?

Прогулки, если нет высокой температуры и на улице нет сильного мороза, врачи считают дополнительным мероприятием к лечению.

Гулять с малышом рекомендуют при температуре воздуха +15. Если температура на улице ниже – гуляют на веранде или хорошо проветривают комнату. При стабилизации состояния и нормализации температуры тела режим можно расширять в течение двух дней.

Длительность прогулок от 20 минут равномерно увеличивают через три дня.

Чего нельзя делать и что можно?

Нельзя при пневмонии:

  • делать банки и горчичники детям дошкольного возраста, а также при повышенной температуре и без назначения врача,
  • использовать для ингаляции протеолитические ферменты,
  • перегревать ребёнка,
  • применять высокочастотные электромагнитные приборы,
  • заставлять ребёнка лежать после завершения лихорадочного периода

В домашних условиях можно:

  • делать массаж и физические дренажные упражнения,
  • полоскать горло под контролем взрослых отварами трав,
  • после завершения острого периода по назначению врача применять средства для коррекции работы иммунитета (адаптогены, витаминотерапия: А, C, В5, 6, 15, 12).

Справочные материалы (скачать)

Кликните по нужному документу для скачивания:

Ввиду того, что в большинстве случаев пневмония протекает с достаточно выраженным интоксикационным синдромом и другими проявлениями, которые в значительной степени приводят к ухудшению состояния больного, за пациентом требуется организовать медицинский (сестринский) уход. Да, безусловно, самое главное – это выполнение назначений лечащего врача, однако, при отсутствии должного контроля со стороны медиков (того самого сестринского процесса при пневмонии), многие пациенты нарушают график лечения. Как известно, в том случае, если график антибиотикотерапии (основного метода лечения воспаления легких) будет нарушен, то это, мало того, что приведет к неэффективности всего курса лечения, так еще и вызовет резистентность (устойчивость) у микроорганизмов к применяемому антибиотику. А это, в свою очередь, приведет к необходимости назначения более сильного антибактериального препарата (согласно принципам ступенчатой терапии воспаления легких). Так что сестринский процесс при пневмонии имеет очень большое значение.

Читать еще:  Раннее прорезывание зубов у младенцев

Осуществление сестринского ухода за больным пневмонией в стационаре

Безусловно, основная масса больных с пневмонией получает лечение в стационаре, где есть постоянное наблюдение со стороны медицинского персонала. Днем выполняет назначения манипуляционная медсестра, уход за больными – прерогатива палатной медсестры, ночью со всем этим должны управляться дежурная медсестра и санитарка. Стандартный план. Если у человека нетяжелая форма пневмонии, то сестринский уход сводится к введению (внутримышечно или внутривенно) антибактериальных препаратов, в случае необходимости – установки периферического катетера (обеспечении венозного доступа), выполнение инфузионной терапии (капельниц), введение препаратов согласно назначениям лечащего или дежурного врача.

План расписан в листе назначений. В случае, если заболел ребенок, то тогда все остальное, кроме вышеперечисленных процедур, выполняет мама, которая находится в палате для осуществления ухода за больным. Касательно питания – так оно не имеет особых отличительных характеристик от обычного рациона, тот же стол Д5, этим уход не усложняется. Да, рекомендуется увеличение калорийности рациона, но это уже должны обеспечивать больному родственники, а не больница. За питанием больных, которые могут себя по состоянию здоровья обслуживать сами, отвечает диетсестра, а не медицинский персонал. Однако же нередки случаи, когда пациент не может обслужить себя самостоятельно, по той или иной причине ему нужен уход медсестры. Зачастую в государственные (бюджетные) больницы попадают дети из домов-интернатов (то есть дети, лишенные родительской опеки, сироты), больные-инвалиды, которые не могут себя обслуживать, больные из дома престарелых, у которых нет родственников, готовых осуществлять за ними уход. Хорошо, если учреждение, направившее на лечение больного, выделяет дополнительно персонал, который будет этим всем заниматься и осуществлять уход, однако, в большинстве случаев (особенно в тот период, когда не наблюдается эпидемии респираторных заболеваний), подобных явлений не наблюдается и вся забота об обездоленных пациентах ложится на плечи медицинских сестер и младших медицинских сестер (санитарок, как у нас принято их называть). В этом случае, помимо того, чтобы вовремя сделать больному все уколы и капельницы, медицинская сестра отвечает за следующие вещи:

  1. Выдача и контроль приема таблетированных препаратов, сиропов и так далее.
  2. Кормление больного согласно порционному требованию (строго по плану).
  3. Измерение температуры тела, сатурации, частоты дыхания, сердцебиения, пульса – всех витальных показателей, которые, так или иначе, указывают на интенсивность процесса и наличие динамики от проводимого лечения.

Кроме всего вышеперечисленного, младшие медицинские сестры оказывают гигиенический уход за такими больными (меняют памперсы, моют, выносят утку и т.д.). Безусловно, объем работы, который возлагается на младший и средний медицинский персонал, никак не соответствует оплате их труда, но это уже совсем другая история.

Осуществление сестринского ухода за больным пневмонией на дому

Иногда больных пневмонией ведут в амбулаторных условиях (то есть лечат дома). В таком случае организовывается по плану так называемый стационар на дому. Это предусматривает возможность внутримышечного введения препаратов (как правило, в случае пневмонии медсестра вводит цефтриаксон, зинацеф или цефоперазон – доказавшие эффективность антибиотики). Кроме того, медсестра докладывает врачу о состоянии больного, динамики от оказываемого лечения и всего такого прочего. В случае необходимости можно будет оказать первую, догоспитальную помощь (если у больного вдруг разовьется аллергическая или же псевдоаллергическая реакция на вводимый препарат). Медсестра, которая ответственна за стационар на дому, ведет лист назначений, где ставит отметки о выполненных процедурах или же вмешательствах, регистрирует показатели жизненных функций (уровень артериального давления, пульса и частоты дыхания – последний показатель в условиях амбулаторного лечения пневмонии главный, так как позволяет оценить наличие или отсутствие дыхательной недостаточности).

Проведение инфузионной терапии и внутривенно введение препаратов на дому строго запрещено, ввиду того, что нельзя обеспечивать венозный доступ вне стерильных условий. Это чревато тем, что может развиться генерализованный воспалительный ответ на попадание болезнетворного возбудителя в ослабленный организм (выражаясь по-другому, возникнет сепсис). Это очень грозное осложнение с вероятным летальным исходом (в рассматриваемой ситуации особенно). В том, что бригада скорой помощи успеет приехать к больному и забрать его в стационар — уверенности нет никакой, от инфекционно-токсического шока умирают очень быстро. Другой момент, что в большинстве случаев стационар на дому организовывается неофициально, и несмотря на всевозможные предостережения, медсестры продолжают «капать» на дому. Верх безответственности – это те случаи, когда медсестра обеспечивает венозный доступ, ставит систему, проверяет ее исправность и уходит домой. А отключать систему поручает родственникам или же, что самое интересное, самому больному. Помимо инфекционных осложнений, подобного рода мероприятие опасно еще и развитием воздушной эмболии – ведь флакон с вводимым раствором может просто-напросто упасть с импровизированного штатива (им в большинстве случаев служит швабра) и несколько пузырьков воздуха могут стать причиной смерти больного.

Но даже если пациенту повезет и проблем с системой не возникнет – после того, как будет введен определенный объем жидкости, возникнет вполне естественный позыв к мочеиспусканию. Капельницу надо будет отключать, таким образом, гарантировав неэффективность проводимой терапии. Да, безусловно, человеку непосвященному в «особенности практического здравоохранения» все это покажется дикостью, однако, дела обстоят именно так. Поэтому лучше делать все правильно. Какие бы ни были предупреждения, подобная схема ведения очень удобна больному. Он находится дома, но одновременно с этим получает все необходимые манипуляции, уход и наблюдение медицинского персонала. Но для медицинского учреждения организация стационара на дому весьма накладна, хотя бы потому, что необходимо решать вопрос с транспортировкой персонала, выделением на все эти манипуляции рабочего времени и так далее. Поэтому в большинстве случаев врачи и медсестры не желают организовывать и планировать стационары на дому.

Осуществление сестринского ухода за больными пневмонией новорожденными детьми

Отдельно следует выделить уход за недоношенными новорожденными детьми, больными воспалением легких. Несмотря на то, что они находятся в стационаре, ухаживают за детьми в неонатальном отделении (отделении патологии новорожденных) медсестры.

Адекватный и грамотный уход за больным воспалением легких недоношенным новорожденным ребенком является не менее важным, чем назначенное лечение, так как при нарушении режима необходимой терапии или же графика питания может свести на нет все ранее достигнутые успехи в ведении больного, а это, в свою очередь, обернется самыми печальными последствиями. Поэтому младший и средний медицинский персонал лечебного учреждения, в котором оказывается помощь недоношенным новорожденным, должен выполнять основные задачи касательно организации ухода за больными детьми со слабой защитной системой организма:

  1. Обеспечение адекватной вентиляции помещения (выражаясь другими словами – проветривание). Палата, в которой находится больной воспалением легких новорожденный ребенок, должна постоянно проветриваться. Важное замечание – такой больной должен находиться в изолированном, боксированном помещении. Такое, на первый взгляд, несущественное замечание несет в себе очень большое значение – высокая концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе благотворно влияет на функционирование дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, оптимизирует работу сердечно-сосудистой системы, оказывает выраженное седативное действие. Все эти изменения ярко отражаются на динамике общего состояния больного: изменяется цвет кожных покровов с бледного или землистого на светло-розовый, увеличивается глубина и снижается частота дыхательных движений, уменьшается периферический (периоральный) цианоз, а через некоторый промежуток времени ребенок благополучно засыпает.
    Очень важно понимать то, что чем более выражен патологический процесс, заключающийся в воспалении легочной ткани, тем интенсивнее должно быть проветривание палаты – важная составляющая ухода за ребенком, больным воспалением легких. Использование кондиционера вопрос не решает, так как он только может снизить температуру помещения. Однако важно следить и за тем, чтобы в палате было не менее 20°С. Обязательно надо следить за тем, чтобы была исключена вероятность переохлаждения ребенка. При всех проводимых гигиенических процедурах с детьми, больными воспалением легких, необходимо проводить дополнительный обогрев помещения с помощью специальных приборов, разрешенных к использованию.
  2. Возвышенное положение. Очень важно следить за тем, чтобы у больного пневмонией новорожденного верхняя часть туловища находилась в возвышенном положении, а голова была несколько запрокинута назад. Важная составляющая плана по уходу. Таким образом, обеспечивается некоторое необходимое положение внутренних органов, при котором кишечник, желудок, а из-за этого и диафрагма, опускаются вниз, что обуславливает расправление нижних отделов легких и увеличение площади дыхательной поверхности. Необходимое положение возможно обустроить путем разных устройств: в неонатальных отделениях имеются специальные подставки для ухода за больными, в случае же их отсутствия, возможно использование обычного валика, подложенного под головной отдел матраца. Особенно важно использовать этот прием при кормлении ребенка – он обеспечивает более легкое прохождение воздуха через верхние отделы респираторного тракта, что важно при осуществлении ухода за недоношенным новорожденным, даже если тот здоров.
  3. Если у ребенка диагностирована и рентгенологически подтверждена двусторонняя пневмония, то необходимо строго через каждые два часа переворачивать ребенка с одного бока на другой. Если же имеет место односторонняя пневмония (особенно если она сливная), то тогда необходимо сделать так, чтобы ребенок большее время находился на стороне здорового легкого – необходимо четко понимать все нюансы ухода за больными.
  4. Всю слизь и мокроту, которая будет в больших количествах скапливаться в респираторных отделах из-за слаборазвитого кашлевого рефлекса, необходимо несколько раз в день удалять с помощью назогастрального зонда и электроотсоса. Тоже очень важно для ухода за больными, так как позволяет предотвратить аспирацию.
  5. Должна проводиться адекватная регидратация ребенка, строго высчитанная исходя из патологических потерь и физиологической потребности ребенка в жидкости.
  6. Обязательно надо проводить профилактику вздутия живота, так как при усиленной пневматизации кишечника происходит подъем диафрагмы за счет увеличения брюшной полости и сдавливание нижних отделов легких, что приведет к снижению дыхательной поверхности и снижению перфузии органов и тканей недоношенного новорожденного кислородом, а гипоксия ему точно не нужна. Показано использование Эспумизана, в тяжелых случаях – установка газоотводной трубки, введение больному ребенку прозерина строго в возрастной дозировке (внутримышечно).
  7. Не следует избегать тугого пеленания.
Читать еще:  Стероидные и нестероидные препараты их отличие

Уход медсестры в восстановительном периоде

После перенесенного воспаления легких обязательно необходимо пройти курс реабилитации. Заключается он как в физиотерапевтических процедурах, так и в лечебной физкультуре. Основными назначениями, которые применяются для восстановления больных после пневмонии, являются:

  1. Ингаляции соляно-щелочные. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут трижды в день. Курс – 2 недели, не меньше.
  2. Ингаляции с амбробене. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут трижды в день. Продолжительность курса не менее двух недель.
  3. Ингаляции с диоксидином. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут один раз в день. Продолжительность курса не менее одной недели.
  4. Электрофорез с растворами витаминов.

Важно отметить то, что временной промежуток между ингаляциями должен составлять не менее пятнадцати минут.

Подобного рода лечение позволит быстрее удалить мокроту из респираторных путей, улучшить вентиляцию бронхиального дерева. За проведением и правильностью выполнения всех этих процедур, как правило, следит медсестра физиотерапевтического кабинета.

Касательно лечебной физкультуры – она проводится в группах по несколько человек, с детьми-реконвалесцентами занимается специально обученный тренер, который обязательно имеет среднее медицинское образование. Программа эта подразумевает очень щадящую нагрузку, в первую очередь, это связано с респираторной патологией, которая так или иначе, но продолжает давать о себе знать. Даже после перенесенной пневмонии существует вероятность возникновения неблагоприятных последствий. Зачастую формируются участки фиброза легких, которые могут оставаться на рентгене всю оставшуюся жизнь и, более того, давать клинические проявления.

После перенесенного воспаления легких ребенку рекомендовано оформление спецгруппы по физвоспитанию; проводить занятия физкультурой только со специально обученным тренером (в лечебно-физкультурном комплексе).

Таким образом, из всего вышеперечисленного становится понятно то, что даже идеально правильно назначенное врачом лечение не принесет ожидаемого результата в том случае, если медсестра не будет выполнять адекватный уход за больным. Особенно сильно это видно у больных воспалением легких детей младшего возраста.

Видео: Жить Здорово! Пневмония — воспаление лёгких

Сестринский процесс при острой пневмонии

Диспансерное наблюдение

Диспансерное наблюдение осуществляется врачом-педиатром детской поликлиники в течение 1 года после перенесенной пневмонии. Проводится противорецидивное лечение, санация очагов хронической инфекции (2 раза в год), освобождение от профилактических прививок до 2-6 месяцев. При необходимости консультируют пульмонолог, отоларинголог и т.д.

Возможные проблемы пациента:

· Неэффективное дыхание из-за гипоксии.

· Дефицит жидкости из-за лихорадки, гипервентиляции легких.

· Нарушение питания из-за интоксикации, кашля.

· Боль в грудной клетке.

· Нарушение формулы сна.

· Риск развития осложнений.

· Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания.

· Нарушение познавательной деятельности и игровой активности.

· Тяжелая реакция на госпитализацию.

· Страх перед манипуляциями.

Возможные проблемы родителей:

· Чувство тревоги, страх за исход заболевания.

· Изменение стереотипа жизни в семье.

· Дефицит знаний о заболевании и уходе.

· Неадекватная оценка состояния ребенка.

1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах развития заболевания, клинических проявлениях, особенностях его течения, профилактике и методах лечения, возможных осложнениях.

2. При тяжелом течении пневмонии, при развитии осложнений убедить родителей в необходимости госпитализации ребенка для оказания квалифицированной медицинской помощи и проведения эффективного комплексного лечения, для обеспечения благополучного исхода заболевания. Оказать помощь при госпитализации ребенка.

3. Создать для ребенка обстановку психологического комфорта, взаимного доверия, избегать громких звуков, яркого света, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

4. Создать оптимальный микроклимат в помещении, проветривать в любое время года до 5-6 раз в сутки, увлажнять воздух, поддерживать Т о воздуха в пределах 18-20 о С, для новорожденных – 23-24 о С.

5. На период лихорадки обеспечить ребенку постельный режим, возвышенное положение в постели. Грудного ребенка чаще брать на руки, менять положение в постели, поворачивать с одного бока на другой для предупреждения застойных явлений в легких. По мере улучшения состояния режим постепенно расширяется, но он должен оставаться щадящим с пролонгированным сном.

6. По мере улучшения состояния рекомендуется проводить дозированные прогулки на свежем воздухе с 10-15 минут.

7. Постоянно осуществлять мониторинг жизненно важных функций и документирование сестринского процесса: состояние, ЧСС, ЧДД, АД, цвет кожных покровов, наличие и характер кашля, мокроты, срыгивания, рвоты, характер дыхания, термометрия 2-4 раза в сутки, учет объема и состава получаемой жидкости и суточный диурез и т.д.

8. Своевременно осуществлять медикаментозную терапия, оценивать ее эффективность, сообщать врачу о побочных действиях препаратов.

9. Проводить оксигенотерапию увлажненным теплым кислородом по показаниям.

10. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко снижен и угнетена ферментативная функция пищеварительных желез.

11. Перед началом каждого кормления проводить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапывать физиологический раствор).

12. Обеспечить адекватный питьевой режим, при тяжелом течении пневмонии проводить оральную регидратацию или дезинтоксикационную терапию парентерально.

13. Помочь родителям правильно оценивать состояние ребенка, поддерживать их на всех стадиях заболевания, дать возможность выражать свои сомнения и тревоги.

14. Обучить родителей эффективным методам разжижения мокроты (прием теплого молока пополам с Боржоми, настои и отвары отхаркивающих трав, соляно-щелочные ингаляции).

15. Научить родителей приемам постурального дренажа, вибрационного массажа и дренажным упражнениям для улучшения отхождения мокроты и восстановления функции дыхательной системы.

16. Посоветовать родителям в периоде реконвалесценции осуществлять профилактику воспалительных заболеваний дыхательных путей: избегать контакта с больными детьми и взрослыми, рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков, ограничить посещение общественных мест, продолжить занятия ЛФК, проводить общеукрепляющие и закаливающие мероприятия, своевременно санировать хронические очаги инфекции.

17. Убедить родителей в необходимости диспансерного наблюдения за ребенком врачом-педиатром, по показаниям – пульмонологом и отоларингологом.

Бронхиальная астма— это хроническое заболевание, проявляющееся повторными эпизодами свистящего кашля, затрудненного дыхания и заложенности в груди.

Бронхиальная астма является одним из распространенных забо­леваний детского возраста. За последние 20 лет число детей с астмой увеличилось в 3 раза. Чаще бронхиальная астма реги­стрируется в районах с повышенной влажностью воздуха и в крупных городах с высоко развитой промышленностью (в том числе в Санкт-Петербурге).

Частота заболеваний астмой в Российской Федерации составляет 4-9 случаев на 1000 детей. У 80-90% детей пер­вый приступ развивается в возрасте до 5-ти лет. Мальчики до 10-ти летного возраста болеют в 2 раза чаще, чем девочки, с увеличением возраста, это соотношение выравнивается. Примерно у 40% взрослых людей, больных бронхиальной астмой, заболевание началось в детском возрасте.

Этиология:

Причины и факторы развития бронхиальной астмы:

· Пищевые аллергены (коровье молоко, рыба, цитрусовые, шоколад, клубника).

· Лекарственные аллергены (ацетилсалициловая кислота, антибиотики, витамины и т.д.)

· Аллергены клещей домашней пыли (присутствующие в постельном белье, коврах, подушках, в мягкой мебели, книгах).

· Аллергены шерсти животных, тараканов, пыльцы растений, плесени.

· Частые вирусные инфекции.

· Резкие перепады температур, атмосферного давления и т.д. (метеофакторы)

Читать еще:  Противовоспалительные препараты общего действия

· Неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение атмосферы выхлопными газами, химическими и производственными отходами и т.д.)

· Психические и физические перегрузки.

Механизм патологического процесса:

Хроническое воспаление дыхательных путей приводит к их повышенной чувствительности, нарушению проходимо­сти и ограничению воздушного потока за счет спазма бронхов, скопления слизи и воспалительного отека, в ответ на воздействие различных факторов риска. Обострения астмы возникают эпизодически, при этом воспаление дыхательных путей поддерживается постоянно. Приступы бронхиальной астмы могут угрожать жизни ре­бенка.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Важность диеты и сестринского ухода при пневмонии у детей. Что можно и что нельзя при болезни?

Организм ребёнка ослабевает во время борьбы с пневмонией. Иммунная система малыша подорвана антибиотикотерапией. Родителям важно помочь ему, включив защитные силы. Знания о правильном питании и режиме помогут им.

Кроме вопросов питания, в этой статье рассмотрим принципы сестринского ухода, что можно и что нельзя ребенку во время пневмонии. Также частый вопрос можно ли гулять ребенку во время пневмонии – тоже будет рассмотрен.

Питание при пневмонии у детей, организм которых борется с инфекцией, вызвавшей воспаление лёгких, должно быть правильно организовано – это поможет эффективно бороться с болезнью. В острой фазе заболевания нельзя заставлять больного есть. Но необходимо настаивать, чтобы ребёнок больше пил. Для восстановления электролитного баланса назначается Регидрон.

Справка. В стационаре детям назначают стол номер 13, который содержит мало жира, минимум рафинированных углеводов, побольше жидкости и витаминосодержащих продуктов.

После того как температура снизится, пищу дают маленькими порциями, но с частыми интервалами. На начальном этапе на стол к ребенку вводятся: кефир, йогурт, протёртые слизистые каши. Затем – пюре, омлеты. Это нужно для исключения резкой нагрузки на пищеварительную систему. Сил у организма на переваривание пищи может не хватить.

А употребление продуктов, содержащих в своем составе некоторые вещества, которые могут вызывать усиленный, неадекватный ответ иммунной системы (например, салицилаты в апельсинах, специфические аллергены в красных ягодах) может привести к резкому изменению течения болезни и ухудшению состояния. Поэтому важно оговаривать возможность введения в рацион ребенка любого продукта с лечащим врачом.

Сильный аллергический ответ на столе ребенка может вызвать сдоба, сладкие продукты, приготовленные с большим количеством рафинированных масел, сахара.

Масла, вкусовые добавки и разрыхлители угнетают действие витаминов и микроэлементов, необходимых для выздоровления.

Давать витамины во время разгара болезни можно только по назначению врача. Витаминотерапия применяется наиболее широко и обязательно в реабилитационном периоде. Основа лечения в остром периоде заболевания правильный прием антибиотиков.

При сильном и частом кашле со стола исключается пища, частицы которой могут попасть в дыхательные пути (аспирироваться). Например: сухари, ягоды с косточками и тому подобное. Калорийность пищи должна быть сбалансирована, направлена на восстановление азотного баланса, восстановление метаболизма углеводов. Но устойчивое мнение, что пациентам с заболеваниями дыхательной системы нужно есть больше белковых продуктов – опасный миф.

Осторожно! У больного пневмонией ребёнка пища с большим содержанием белка может ухудшить состояние, усилить интоксикацию и нарушение дыхания (вызвать одышку)Важно! Необходимо поддерживать нормальную частоту стула у ребенка и избегать запоров, особенно при приеме полужидкой и протертой пищи.

Терапию пневмонии нельзя сводить лишь к приёму лекарств и ингаляциям. Важно организовать правильный режим питания, двигательной активности. Приём лекарств строго по времени, чтобы поддерживать нужный антимикробный фон в организме и исключить передозировку. За этим следят медицинские работники стационара или родные при лечении на дому. Рассмотрим сначала сестринский уход, затем домашний.

Сестринское наблюдение

Заболевшим пневмонией ослабленным детям дошкольного возраста, проживающим далеко от лечебного учреждения или имеющим сопутствующие заболевания, требуется госпитализация. Роль медицинской сестры в этой ситуации становится важной. Она выполняет назначения врача, и осуществляет уход за ребёнком. В целом, такой уход называют сестринским процессом или уходом.

Ребёнка ограничивают в движении лишь на время лихорадочного состояния. Высокая температура может вызвать у ребенка судороги, дать осложнения на сердечно-сосудистую систему. Для профилактики экссудативных явлений (развития плеврита), ребенку необходимо придавать полу сидячее положение.

Воспаление лёгких происходит на фоне застойных процессов в бронхиальном дереве и в самих легких. Неподвижное положение лёжа может только усугубить состояние.

Сухой, тёплый воздух способствует высыханию слизи в бронхах и размножению болезнетворных бактерий. Задача медицинского персонала – обеспечить циркуляцию увлажнённого и прохладного воздуха в палате. Обильное питье помогает разжижать мокроту и выводить токсины из организма.

Пневмония – инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным и контактным путём. Поэтому больной ребёнок изолируется в боксированной палате. Медицинский персонал должен следить за цикличностью заполнения больничных коек. Нельзя в палату к выздоравливающему ребёнку госпитализировать больного в острой начальной фазе пневмонии из-за опасности реинфицирования.

Сестринский уход включает влажную уборку палат, она должна проводиться дважды за день. При ней запрещено применение хлорсодержащих дезинфицирующих веществ. Это мероприятие проводят младшие медицинские сестры (санитарки).

Домашнее ухаживание

Дома допустима терапия ребёнка с нетяжелым течением воспаления лёгких.

Правила ухода ребёнка на дому такие же, как в стационаре.

Ребёнку, старше младенческого возраста на протяжении всего лихорадочного периода назначают постельный режим. Он должен быть изолирован от остальных детей. Семье, желательно, соблюдать масочный режим.

Для выздоровления ребёнка проводят мероприятия по уходу:

  • Обеспечивают поступление прохладного чистого воздуха в комнату больного. Температура должна быть не больше 18 градусов по Цельсию. Ребёнка нужно тепло одеть. Никаких обогревателей. Горячие батареи можно накрыть влажными полотенцами при отсутствии специальных приборов для увлажнения воздуха.

  • Предупреждают высыхание слизистых носоглотки больного. Помимо увлажнения воздуха полезно полоскать рот отварами ромашки, душицы под присмотром взрослых.
  • Помогают ингаляции, помимо лекарственных, с минеральной щелочной водой.
  • Убирают из комнаты ковёр, мягкие игрушки, чтобы пыль не раздражала дыхательную систему.
  • Два раза в день проводят влажную уборку.
  • Разжижают мокроту – дают больше пить, особенно при высокой температуре.
  • Строго следуют назначениям врача в дозировках и времени применения терапии.

Важно! При проведении влажной уборки исключить добавление дезинфицирующих веществ, содержащих хлор и средства с резкими запахами. Наличие хлора может быть причиной ожога дыхательных путей! Резкий запах может вызвать спазм дыхательных мышц.

Когда спадёт лихорадка, и уйдут проявления токсикоза нужно сразу начинать проведение массажа и гимнастики. Это способствует отхождению мокроты, профилактике осложнений.

Если воспаление развилось в верхней доле легкого, ребёнка размещают на здоровом боку. В нижней доле – на животе. При помощи подушек придают ему положение вниз головой. Массируют грудную клетку. Поглаживанием, растиранием, поколачиванием разминают мышцы спины. Дренаж совершают по 30 минут 3 раза.

Дыхательные упражнения рекомендованы даже в острый период. Предупреждают застой жидкости в лёгочной ткани:

  • Малыша держат на руках в вертикальном положении. Передвижением ладони от шеи до нижней части спины проводят ритмичные надавливания. На конце выдоха.
  • Ребёнка укладывают на спину. Ритмично надавливают на передние и боковые поверхности грудной клетки в конце выдоха. Грудину не трогают.
  • Попеременно выполняют массирование боковой и задней поверхности грудной клетки, лежащему на боку малышу.

Можно ли гулять при воспалении легких?

Прогулки, если нет высокой температуры и на улице нет сильного мороза, врачи считают дополнительным мероприятием к лечению.

Гулять с малышом рекомендуют при температуре воздуха +15. Если температура на улице ниже – гуляют на веранде или хорошо проветривают комнату. При стабилизации состояния и нормализации температуры тела режим можно расширять в течение двух дней.

Длительность прогулок от 20 минут равномерно увеличивают через три дня.

Чего нельзя делать и что можно?

Нельзя при пневмонии:

  • делать банки и горчичники детям дошкольного возраста, а также при повышенной температуре и без назначения врача,
  • использовать для ингаляции протеолитические ферменты,
  • перегревать ребёнка,
  • применять высокочастотные электромагнитные приборы,
  • заставлять ребёнка лежать после завершения лихорадочного периода

В домашних условиях можно:

  • делать массаж и физические дренажные упражнения,
  • полоскать горло под контролем взрослых отварами трав,
  • после завершения острого периода по назначению врача применять средства для коррекции работы иммунитета (адаптогены, витаминотерапия: А, C, В5, 6, 15, 12).

Заключение

Следуя простым правилам, родители могут помочь своему малышу выздороветь. В первые два месяца после выздоровления следует соблюдать осторожность. Для предупреждения возвращения инфекции нужно лечить сопутствующие заболевания, чаще гулять и проводить гимнастику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector