Содержание

Сестринское дело при пневмонии

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %.
Сестринский процесс при острой пневмонии
Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани.
Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма. Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк.
Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение. В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка.
Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом. Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
Типы острых пневмоний:
Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см.
Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.
Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры.
Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.
Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.
Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому».
Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.
Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

Этапы сестринского процесса при острой пневмонии:

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита.
Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.
Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений.
План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает:
Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния.
Организацию питания: молочно-растительную диету. При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости.
В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.
Независимые вмешательства:
— активное посещение больного ребенка до полного выздоровления:
— наблюдение за реакцией ребенка на лечение;
— динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания;
— обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции;
— консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья;
— проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.
Сестринский процесс при острой пневмонии
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке.
Мотивация:
Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты
2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей
3. Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье
Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым
6. Выполнять назначения врача
Реализация ухода:
Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры
Мотивация:
Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Ввиду того, что в большинстве случаев пневмония протекает с достаточно выраженным интоксикационным синдромом и другими проявлениями, которые в значительной степени приводят к ухудшению состояния больного, за пациентом требуется организовать медицинский (сестринский) уход. Да, безусловно, самое главное – это выполнение назначений лечащего врача, однако, при отсутствии должного контроля со стороны медиков (того самого сестринского процесса при пневмонии), многие пациенты нарушают график лечения. Как известно, в том случае, если график антибиотикотерапии (основного метода лечения воспаления легких) будет нарушен, то это, мало того, что приведет к неэффективности всего курса лечения, так еще и вызовет резистентность (устойчивость) у микроорганизмов к применяемому антибиотику. А это, в свою очередь, приведет к необходимости назначения более сильного антибактериального препарата (согласно принципам ступенчатой терапии воспаления легких). Так что сестринский процесс при пневмонии имеет очень большое значение.

Читать еще:  Светобоязнь при простуде

Осуществление сестринского ухода за больным пневмонией в стационаре

Безусловно, основная масса больных с пневмонией получает лечение в стационаре, где есть постоянное наблюдение со стороны медицинского персонала. Днем выполняет назначения манипуляционная медсестра, уход за больными – прерогатива палатной медсестры, ночью со всем этим должны управляться дежурная медсестра и санитарка. Стандартный план. Если у человека нетяжелая форма пневмонии, то сестринский уход сводится к введению (внутримышечно или внутривенно) антибактериальных препаратов, в случае необходимости – установки периферического катетера (обеспечении венозного доступа), выполнение инфузионной терапии (капельниц), введение препаратов согласно назначениям лечащего или дежурного врача.

План расписан в листе назначений. В случае, если заболел ребенок, то тогда все остальное, кроме вышеперечисленных процедур, выполняет мама, которая находится в палате для осуществления ухода за больным. Касательно питания – так оно не имеет особых отличительных характеристик от обычного рациона, тот же стол Д5, этим уход не усложняется. Да, рекомендуется увеличение калорийности рациона, но это уже должны обеспечивать больному родственники, а не больница. За питанием больных, которые могут себя по состоянию здоровья обслуживать сами, отвечает диетсестра, а не медицинский персонал. Однако же нередки случаи, когда пациент не может обслужить себя самостоятельно, по той или иной причине ему нужен уход медсестры. Зачастую в государственные (бюджетные) больницы попадают дети из домов-интернатов (то есть дети, лишенные родительской опеки, сироты), больные-инвалиды, которые не могут себя обслуживать, больные из дома престарелых, у которых нет родственников, готовых осуществлять за ними уход. Хорошо, если учреждение, направившее на лечение больного, выделяет дополнительно персонал, который будет этим всем заниматься и осуществлять уход, однако, в большинстве случаев (особенно в тот период, когда не наблюдается эпидемии респираторных заболеваний), подобных явлений не наблюдается и вся забота об обездоленных пациентах ложится на плечи медицинских сестер и младших медицинских сестер (санитарок, как у нас принято их называть). В этом случае, помимо того, чтобы вовремя сделать больному все уколы и капельницы, медицинская сестра отвечает за следующие вещи:

  1. Выдача и контроль приема таблетированных препаратов, сиропов и так далее.
  2. Кормление больного согласно порционному требованию (строго по плану).
  3. Измерение температуры тела, сатурации, частоты дыхания, сердцебиения, пульса – всех витальных показателей, которые, так или иначе, указывают на интенсивность процесса и наличие динамики от проводимого лечения.

Кроме всего вышеперечисленного, младшие медицинские сестры оказывают гигиенический уход за такими больными (меняют памперсы, моют, выносят утку и т.д.). Безусловно, объем работы, который возлагается на младший и средний медицинский персонал, никак не соответствует оплате их труда, но это уже совсем другая история.

Осуществление сестринского ухода за больным пневмонией на дому

Иногда больных пневмонией ведут в амбулаторных условиях (то есть лечат дома). В таком случае организовывается по плану так называемый стационар на дому. Это предусматривает возможность внутримышечного введения препаратов (как правило, в случае пневмонии медсестра вводит цефтриаксон, зинацеф или цефоперазон – доказавшие эффективность антибиотики). Кроме того, медсестра докладывает врачу о состоянии больного, динамики от оказываемого лечения и всего такого прочего. В случае необходимости можно будет оказать первую, догоспитальную помощь (если у больного вдруг разовьется аллергическая или же псевдоаллергическая реакция на вводимый препарат). Медсестра, которая ответственна за стационар на дому, ведет лист назначений, где ставит отметки о выполненных процедурах или же вмешательствах, регистрирует показатели жизненных функций (уровень артериального давления, пульса и частоты дыхания – последний показатель в условиях амбулаторного лечения пневмонии главный, так как позволяет оценить наличие или отсутствие дыхательной недостаточности).

Проведение инфузионной терапии и внутривенно введение препаратов на дому строго запрещено, ввиду того, что нельзя обеспечивать венозный доступ вне стерильных условий. Это чревато тем, что может развиться генерализованный воспалительный ответ на попадание болезнетворного возбудителя в ослабленный организм (выражаясь по-другому, возникнет сепсис). Это очень грозное осложнение с вероятным летальным исходом (в рассматриваемой ситуации особенно). В том, что бригада скорой помощи успеет приехать к больному и забрать его в стационар — уверенности нет никакой, от инфекционно-токсического шока умирают очень быстро. Другой момент, что в большинстве случаев стационар на дому организовывается неофициально, и несмотря на всевозможные предостережения, медсестры продолжают «капать» на дому. Верх безответственности – это те случаи, когда медсестра обеспечивает венозный доступ, ставит систему, проверяет ее исправность и уходит домой. А отключать систему поручает родственникам или же, что самое интересное, самому больному. Помимо инфекционных осложнений, подобного рода мероприятие опасно еще и развитием воздушной эмболии – ведь флакон с вводимым раствором может просто-напросто упасть с импровизированного штатива (им в большинстве случаев служит швабра) и несколько пузырьков воздуха могут стать причиной смерти больного.

Но даже если пациенту повезет и проблем с системой не возникнет – после того, как будет введен определенный объем жидкости, возникнет вполне естественный позыв к мочеиспусканию. Капельницу надо будет отключать, таким образом, гарантировав неэффективность проводимой терапии. Да, безусловно, человеку непосвященному в «особенности практического здравоохранения» все это покажется дикостью, однако, дела обстоят именно так. Поэтому лучше делать все правильно. Какие бы ни были предупреждения, подобная схема ведения очень удобна больному. Он находится дома, но одновременно с этим получает все необходимые манипуляции, уход и наблюдение медицинского персонала. Но для медицинского учреждения организация стационара на дому весьма накладна, хотя бы потому, что необходимо решать вопрос с транспортировкой персонала, выделением на все эти манипуляции рабочего времени и так далее. Поэтому в большинстве случаев врачи и медсестры не желают организовывать и планировать стационары на дому.

Осуществление сестринского ухода за больными пневмонией новорожденными детьми

Отдельно следует выделить уход за недоношенными новорожденными детьми, больными воспалением легких. Несмотря на то, что они находятся в стационаре, ухаживают за детьми в неонатальном отделении (отделении патологии новорожденных) медсестры.

Адекватный и грамотный уход за больным воспалением легких недоношенным новорожденным ребенком является не менее важным, чем назначенное лечение, так как при нарушении режима необходимой терапии или же графика питания может свести на нет все ранее достигнутые успехи в ведении больного, а это, в свою очередь, обернется самыми печальными последствиями. Поэтому младший и средний медицинский персонал лечебного учреждения, в котором оказывается помощь недоношенным новорожденным, должен выполнять основные задачи касательно организации ухода за больными детьми со слабой защитной системой организма:

  1. Обеспечение адекватной вентиляции помещения (выражаясь другими словами – проветривание). Палата, в которой находится больной воспалением легких новорожденный ребенок, должна постоянно проветриваться. Важное замечание – такой больной должен находиться в изолированном, боксированном помещении. Такое, на первый взгляд, несущественное замечание несет в себе очень большое значение – высокая концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе благотворно влияет на функционирование дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге, оптимизирует работу сердечно-сосудистой системы, оказывает выраженное седативное действие. Все эти изменения ярко отражаются на динамике общего состояния больного: изменяется цвет кожных покровов с бледного или землистого на светло-розовый, увеличивается глубина и снижается частота дыхательных движений, уменьшается периферический (периоральный) цианоз, а через некоторый промежуток времени ребенок благополучно засыпает.
    Очень важно понимать то, что чем более выражен патологический процесс, заключающийся в воспалении легочной ткани, тем интенсивнее должно быть проветривание палаты – важная составляющая ухода за ребенком, больным воспалением легких. Использование кондиционера вопрос не решает, так как он только может снизить температуру помещения. Однако важно следить и за тем, чтобы в палате было не менее 20°С. Обязательно надо следить за тем, чтобы была исключена вероятность переохлаждения ребенка. При всех проводимых гигиенических процедурах с детьми, больными воспалением легких, необходимо проводить дополнительный обогрев помещения с помощью специальных приборов, разрешенных к использованию.
  2. Возвышенное положение. Очень важно следить за тем, чтобы у больного пневмонией новорожденного верхняя часть туловища находилась в возвышенном положении, а голова была несколько запрокинута назад. Важная составляющая плана по уходу. Таким образом, обеспечивается некоторое необходимое положение внутренних органов, при котором кишечник, желудок, а из-за этого и диафрагма, опускаются вниз, что обуславливает расправление нижних отделов легких и увеличение площади дыхательной поверхности. Необходимое положение возможно обустроить путем разных устройств: в неонатальных отделениях имеются специальные подставки для ухода за больными, в случае же их отсутствия, возможно использование обычного валика, подложенного под головной отдел матраца. Особенно важно использовать этот прием при кормлении ребенка – он обеспечивает более легкое прохождение воздуха через верхние отделы респираторного тракта, что важно при осуществлении ухода за недоношенным новорожденным, даже если тот здоров.
  3. Если у ребенка диагностирована и рентгенологически подтверждена двусторонняя пневмония, то необходимо строго через каждые два часа переворачивать ребенка с одного бока на другой. Если же имеет место односторонняя пневмония (особенно если она сливная), то тогда необходимо сделать так, чтобы ребенок большее время находился на стороне здорового легкого – необходимо четко понимать все нюансы ухода за больными.
  4. Всю слизь и мокроту, которая будет в больших количествах скапливаться в респираторных отделах из-за слаборазвитого кашлевого рефлекса, необходимо несколько раз в день удалять с помощью назогастрального зонда и электроотсоса. Тоже очень важно для ухода за больными, так как позволяет предотвратить аспирацию.
  5. Должна проводиться адекватная регидратация ребенка, строго высчитанная исходя из патологических потерь и физиологической потребности ребенка в жидкости.
  6. Обязательно надо проводить профилактику вздутия живота, так как при усиленной пневматизации кишечника происходит подъем диафрагмы за счет увеличения брюшной полости и сдавливание нижних отделов легких, что приведет к снижению дыхательной поверхности и снижению перфузии органов и тканей недоношенного новорожденного кислородом, а гипоксия ему точно не нужна. Показано использование Эспумизана, в тяжелых случаях – установка газоотводной трубки, введение больному ребенку прозерина строго в возрастной дозировке (внутримышечно).
  7. Не следует избегать тугого пеленания.
Читать еще:  Проспан саше

Уход медсестры в восстановительном периоде

После перенесенного воспаления легких обязательно необходимо пройти курс реабилитации. Заключается он как в физиотерапевтических процедурах, так и в лечебной физкультуре. Основными назначениями, которые применяются для восстановления больных после пневмонии, являются:

  1. Ингаляции соляно-щелочные. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут трижды в день. Курс – 2 недели, не меньше.
  2. Ингаляции с амбробене. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут трижды в день. Продолжительность курса не менее двух недель.
  3. Ингаляции с диоксидином. Производятся через небулайзер, в течение пяти минут один раз в день. Продолжительность курса не менее одной недели.
  4. Электрофорез с растворами витаминов.

Важно отметить то, что временной промежуток между ингаляциями должен составлять не менее пятнадцати минут.

Подобного рода лечение позволит быстрее удалить мокроту из респираторных путей, улучшить вентиляцию бронхиального дерева. За проведением и правильностью выполнения всех этих процедур, как правило, следит медсестра физиотерапевтического кабинета.

Касательно лечебной физкультуры – она проводится в группах по несколько человек, с детьми-реконвалесцентами занимается специально обученный тренер, который обязательно имеет среднее медицинское образование. Программа эта подразумевает очень щадящую нагрузку, в первую очередь, это связано с респираторной патологией, которая так или иначе, но продолжает давать о себе знать. Даже после перенесенной пневмонии существует вероятность возникновения неблагоприятных последствий. Зачастую формируются участки фиброза легких, которые могут оставаться на рентгене всю оставшуюся жизнь и, более того, давать клинические проявления.

После перенесенного воспаления легких ребенку рекомендовано оформление спецгруппы по физвоспитанию; проводить занятия физкультурой только со специально обученным тренером (в лечебно-физкультурном комплексе).

Таким образом, из всего вышеперечисленного становится понятно то, что даже идеально правильно назначенное врачом лечение не принесет ожидаемого результата в том случае, если медсестра не будет выполнять адекватный уход за больным. Особенно сильно это видно у больных воспалением легких детей младшего возраста.

Видео: Жить Здорово! Пневмония — воспаление лёгких

Сестринский уход при пневмонии у детей: как помочь ребенку легче перенести болезнь

При любом заболевании важно не только сам процесс лечения, но и правильный уход за больным. Дети требуют специального ухода, особенно при тяжелых воспалительных процессах, таких как пневмония.

Сестринский процесс – это совокупность специальных мероприятий по уходу за больным, который состоит из нескольких последовательных стадий и зависит от степени сложности заболевания.

Если пневмония легкой степени, без осложнений и у детей старшего возраста, то лечить ее можно в амбулаторных условиях. Воспаления легких требуют стационарной терапии с постоянным наблюдением в случаях если:

  • заболевшими являются дети до 3-х лет;
  • имеются осложнения пневмонии (например, абсцесс или сепсис);
  • у пациента диагностирована крупноочаговая, сегментарная, долевая, тотальная пневмония;
  • в анамнезе имеются тяжёлые сопутствующие заболевания.

Качественная сестринская помощь подразумевает правильную этапность процесса с необходимыми мероприятиями на каждом из них. Так, сестринский процесс при пневмонии у детей состоит из 5 этапов.

1 этап. Обследование пациента. Первым делом медсестра должна наладить доверчивые отношение с пациентом, в данном случае с ребенком и его родителями.

Она должна провести:

  • внешний осмотр,
  • измерить температуру, давление, пульс,
  • сравнить полученные результаты обследования с предыдущими.

Также медсестра должна отслеживать сдвиги формулы общего анализа крови и динамику рентген-исследования. Она должна обратить внимание на возможные осложнения по таким симптомам, как:

  • высокая температура (больше 39);
  • кашель с гнойной мокротой;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • диффузный цианоз и акроцианоз;
  • вялость, сонливость;
  • боли в грудной клетке;
  • боль в спине и области груди при смене положения.

При наличии любого из симптомов, медицинская сестра должна это сообщить лечащему врачу.

2 этап. Оценка состояния пациента. На данном этапе нужно разобраться, какие симптомы ведущие, а какие имеют вторичное значение для этой болезни.

После постановки предыдущего диагноза назначается первичное лечение, которое медицинская сестра должна правильно исполнять (дозы, курс, прием медикаментов).

Эти мероприятия являются предварительными, окончательный диагноз ставится после всех диагностических мероприятий, которые могут занимать некоторое время (например, анализ мокроты).

3 и 4 этапы. Составление и реализация плана корректного лечения. Терапия заключается в правильном режиме, диете, физиотерапевтических процедур и фармакотерапии. Как правило, пациентам назначают постельный режим с полным покоем и специальное питание. Медсестра обязана следить за правильным приемом препаратов и за состоянием пациента.

Кроме того медперсонал должен оказать пособие и помощь при:

  • отхаркивании с помощью шпателя;
  • использовании ингалятора;
  • постановке клизмы;
  • проведении гигиенических процедур на коже во избежание пролежней.

Также в сестринский уход входит контроль за проветриванием палат и за проведением влажной уборки. Сестринский процесс считается эффективным, если у пациента нормализируются физиологические показатели, анализ крови, устраняется кашель и боль в грудной клетке. Лечащий врач ставится в известность при наличии любых осложнений у пациента.

5 этап. Результаты лечения. Ребенок поправится намного быстрее при правильно назначенном лечении и обеспечении максимального ухода за ним. Если за 2 недели состояния больного ребенка не улучшается, терапию корректируют вместе с диетой.

Если лечение эффективное, маленького пациента выписывают. Обычно после выписки на протяжении года ребенок наблюдается у участкового врача. В обязанности медсестры в постреабилитационном периоде входят:

  • дача рекомендаций родителям по дальнейшей реабилитации;
  • режиме питании и профилактике рецидивов пневмонии;
  • информирование об оздоровительных санаториях и спортивных секциях, посещение которых закрепит результат выздоровления.

Длительность и принципы лечения пневмонии у новорожденных описаны здесь;

Осложнения и восстановление после пневмонии ребенка младшего возраста: статья;

Питание: диета и правила формирования рациона

Обычно дети намного капризнее взрослых из-за чего им сложно объяснить зачем нужна диета и почему некоторые блюда нельзя кушать. Поэтому в обязанности медсестры входит контроль за своевременным приемом «правильной» пищи.

Питание для ребенка должно быть калорийным, свежим и своевременным. Продукты можно варить, парить, но нельзя жарить. Порции должны бить небольшими, хорошо измельченными, приемы пищи должны быть частыми. Рацион отличается в период пика болезни и после нее.

Читать еще:  Разрыв легкого симптомы

В период острого процесса с повышением температуры блюда должны включать большое количество воды. В такой период рекомендуется растительно-молочная диета, включающая в себя:

Когда температура понижается, рацион можно разнообразить кисломолочными продуктами, зерновыми, зелеными овощами, фруктами, а также диетическим мясом. Все они должны быть полезными, их можно комбинировать по индивидуальным предпочтениям.

Период выздоровления, как правило, характеризуется появлением аппетита. Все предыдущие правила формирования рациона должны по-прежнему соблюдаться, однако к ним могут добавляться некоторые группы продуктов:

  • крупы (гречка, овсянка, рис) в виде каш с молоком или без;
  • йогурты, кефиры и другие кисломолочные продукты для восстановления микрофлоры кишечника;
  • разнообразные овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды;
  • отварное или паровое мясо в виде котлет, тефтелей для восстановления запасов полезных веществ после болезни.

Многие считают, что лечебный массаж нужен только при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Это не так. Благодаря этой несложной манипуляции мышцы дыхательных органов укрепляются, кровообращение в паренхиме легких активизируется, нормализируется вентиляция и улучшается процесс отхождения мокроты.

Массаж назначают детям при пневмонии в комплексе с другими терапевтическими манипуляциями, но исполняют его разными техниками, исходя из индивидуальных назначений. Выделяют такие виды массажа:

  • дренажный. Такой массаж назначают даже грудничкам. Он помогает при отхождении мокроты;
  • баночный. Его действие направленно на улучшение циркуляции крови и нормализации теплообмена кожи;
  • точечный. Он дает общеукрепляющий эффект, повышая иммунитет;
  • перкуссионный. Способствует нормализации вентиляции легких и отхождению слизи;
  • медовый. Мед хорошо впитывается через кожу, заставляя сосуды в области легких работать активнее. Он также благотворно воздействует практически на все органы и ткани, насыщая их полезными веществами.

Положительного эффекта от массажа можно добиться только при правильном его проведении. Массаж проводится за 10-15 минут за 2 часа до приёма пищи, сна или после пробуждения. Курс массажа подбирается индивидуально для каждого ребенка, но в среднем составляет 8-10 посещений.

Видео о дренажном массаже:

Дыхательная гимнастика

Кроме массажа, важное значение в лечении и профилактики воспаления легких играют ЛФК и дыхательная гимнастика. Поскольку при пневмонии разрушается ткань альвеол, у больного ребенка развивается дыхательная недостаточность. Это ведет к нарушению нормального газообмена между альвеолами и эритроцитами крови, а значит к кислородному голоданию.

В процессе сестринского ухода медсестра учит родителей и детей правильному дыханию и расслаблению. Гимнастика включает в себя разминку, ходьбу, легкие физические нагрузки с постоянным контролем дыхания. Пациентам все это время нужно глубоко дышать через нос по 10-15 минут ежедневно. После выписки такие упражнения продолжаются дома самостоятельно в течение срока, рекомендованного врачом.

Дыхательная гимнастика у детей на примерах:

Заключение

Правильно организованный сестринский уход ускоряет процесс выздоровления ребенка. Немедикаментозные лечебные мероприятия (дыхательная гимнастика, физкультура, массаж, диета) должны проводится дома после выписки, а ребенок, перенесший пневмонию, должен находится на диспансерном наблюдении у участкового педиатра в течение срока, рекомендованного лечащим врачом стационара.

Особенности ухода при пневмонии

Воспаление легких или пневмония – вирусное или бактериальное заболевание, при котором поражается легочная ткань. Болезнь требует профессионального медицинского контроля и комплексного лечения, которое обычно проходит в стенах медицинского учреждения или в домашних условиях. Вне зависимости от места нахождения пациента, услуга сестринского ухода упрощает процесс оказания помощи больному и помогает ускорить выздоровление. Квалифицированный персонал контролирует соблюдение рекомендаций врача, параллельно наблюдая за самочувствием подопечного.

Когда необходим сестринский уход

Родственники и близкие не всегда способны организовать свое время так, чтобы все особенности ухода за больным с пневмонией соблюдались в полной мере: кому-то не позволяет состояние здоровья, кто-то не может оставить работу, кто-то должен присматривать за иждивенцами. Также врач может рекомендовать уход медицинской сестры в трех случаях заболевания:

  • Интерстициальная пневмония – течение болезни осложняется дыхательной недостаточностью, что требует постоянного контроля
  • Долевая или крупозная пневмония – поражение легочной ткани сопряжено с тяжелым состоянием больного
  • Очаговая – одна из видов острой пневмонии

Важно помнить, что болезнь очень быстро прогрессирует – поэтому время и скорость полного выздоровления пациента напрямую зависит от организованности ухода. Особого внимания заслуживает пневмония у маленьких детей и возможное развитие осложнений, которые всегда лучше предупредить, чем лечить.

Организация правильного ухода

В обязанности патронажной сестры, наблюдающей больного пневмонией, входит наблюдение за:

  • Режимом дня, гигиеной пациента
  • Приемом лекарств и выполнением предписанных процедур
  • Состоянием больного в процессе лечения

Медицинская сестра следит за тем, чтобы пациент полностью соблюдал постельный режим, иначе ослабленный организм не только не справится с болезнью, но и заработает осложнения. Пристального внимания требует и питание больного наряду с количеством потребляемой жидкости. Важная функция патронажной сестры заключается в том, что весь первый период заболевания пациент находится под ее контролем – а, значит, именно медсестра способна заметить изменения в состоянии больного и обратить внимание лечащего врача на улучшение или ухудшение самочувствия.

Особенности ухода за маленькими детьми при пневмонии

Течение болезни у детей осложняется чаще, чем у взрослых – именно поэтому сестринский уход должен быть внимательным и ответственным. Грамотно выстроенная система оказания помощи обеспечит быстрое выздоровление, а постоянное наблюдение медработника не упустит возможные изменения самочувствия ребенка. Сестринское вмешательство при воспалении легких у детей включает в себя:

  • Организацию постельного режима, изоляцию ребенка от других людей
  • Обеспечение необходимого питания и потребления жидкости
  • Наблюдение за общим состоянием больного и отдельными параметрами: температурой, пульсом, дыханием и т.д.
  • Поддержание чистоты и комфортного микроклимата в помещении
  • Проведение необходимых медицинских манипуляций и прием лекарственных препаратов
  • Консультирование родителей или их законных представителей о состоянии больного

Особенности уборки помещения

Помимо наблюдения за самочувствием пациента патронажная сестра следит за помещением, в котором находится больной. Больничная палата стационара (или комната, если пациент лечится в домашних условиях) нуждается в регулярном проветривании. Свежий и влажный воздух – один из факторов выздоровления при условии, что воздух теплый и в палате (комнате) нет сквозняков. В холодное время года удобно воспользоваться увлажнителем воздуха, либо выбрать менее затратный метод – поставить емкость с водой возле источника тепла. Испаряясь, жидкость будет увлажнять воздух без его охлаждения (как в случае с открытым окном).

Постельное и нательное белье пациента регулярно меняется. Как можно чаще проводится влажная уборка, предотвращающая скопление пыли и попадание ее в легкие. Если уборка проводится с помощью дезинфицирующих средств, следует выбирать щадящие составы, не имеющие резкого запаха.

Гигиена больного при пневмонии

В обязанности медицинской сестры входит обеспечение гигиены пациента, а также комфортного положения тела (если речь идет о тяжелых случаях). Больным пневмонией следует лежать с приподнятой головой – для этого медработник может приподнять изголовье кровати или просто подложить подушки. Воспаление легких может протекать настолько тяжело, что пациенту трудно передвигать ноги или переворачиваться с боку на бок – с этим тоже помогают приставленные люди. Правильное положение корпуса во время болезни обеспечивает отдых для мышечной системы, что благоприятно для самочувствия больного.

Сестринский уход незаменим для лежачих больных, ведь состояние пациента требует постоянного присутствия помощника. Следует ежедневно обмывать кожный покров теплой водой и проводить гигиенические процедуры после посещения туалета. Если мокрота отходит с трудом, то медсестра проводит постуральный дренаж, а также очищает ротовую полость дезинфицирующим раствором (во избежание воспаления). Протекание пневмонии нередко сопровождается повышением температуры, которую нужно отслеживать для предупреждения лихорадки.

Питание при воспалении легких

Грамотная организация питания может улучшить состояние больного: для этого необходимо придерживаться принципа «часто, но понемногу». Небольшие порции с интервалом в 2-3 часа не станут большой нагрузкой для ослабленной пищеварительной системы, но помогут ускорить обмен веществ. В рацион входит:

  • Отварное куриное филе или рыба
  • Бульоны
  • Овощи
  • Молочная продукция

Обязательное условия режима – обильное теплое питье, способствующее разжижению мокроты и ее последующему выведению из организма. Поить можно обычной водой, морсами, отварами ягод или минеральной водой без газа. Полноценное и сбалансированное питание помогает организму восстанавливать силы и бороться с заболеванием. На этапе выздоровления режиму питания и питья также уделяется большое внимание, чтобы избежать осложнений и других негативных последствий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector