Скрытая дизартрия у детей

Симптомы и лечение дизартрии у детей

02.06.2017 дети 4,959 Просмотры

Дизартрия – это нарушение произношения, встречающееся у пяти процентов детей. Особенностью патологии является то, что ребенок может знать много слов, уметь правильно строить фразы, но понять его сложно из-за невнятности речи.

Объясняется данный синдром ограниченностью подвижности органов речевого аппарата, что становится следствием поражений нервной системы. Проблемы имеются не с отдельными звуками – болезнь характеризуется полностью смазанной речью. О симптомах, причинах, видах аномалии, методах ее лечения читайте ниже.

Симптоматическая картина

Поскольку заболевание, как правило, бывает врожденным, симптомы дизартрии у детей проявляются очень рано. Каждый внимательный родитель может их распознать. Насторожить его должны такие признаки, приводимые в стандартной таблице симптомов:

  • крик младенца слаб;
  • глотать и сосать крохе тяжело;
  • у ребенка невыразительная мимика;
  • грудничок часто срыгивает, поперхивается.

Неречевая симптоматика имеет место и позже. Ребенок не спешить начинать ползать и ходить; он неуклюж и неловок; никак не может научиться завязывать шнурки и выполнять простейшие движения руками. Все это говорит о нарушениях его моторики (кстати, болезнь иногда называют моторной дизартрией). Таким детям гораздо труднее, чем сверстникам, дается письмо, рисование, лепка, работа с конструктором и тому подобные вещи.

Что касается речевой характеристики отклонения, то она заключается в следующем:

  • малыш позже своих сверстников начинает «гулить» и лепетать;
  • его голос звучит «в нос»;
  • научившись говорить, ребенок произносить неправильно большинство слов;
  • при дизартричной речи даже гласные произносятся неверно (вместо «и» — «е», вместо «а» — «э»);
  • малышу явно тяжело говорить – его голос к концу фразы становится слабым и тихим;
  • нарушения артикуляции проявляются медленной и невнятной речью.

Выраженность симптомов зависит от вида патологии и его степени. Если случай не очень тяжелый, то аномалия становится заметной только у ребенка 5 лет и даже чуть старше. В более серьезных ситуациях болезнь проявляет себя в полной мере уже в год-два.

Важно! Чем раньше родители заметят отклонение и обратятся к специалисту, который проведет коррекцию дизартрии, тем больше шансов на полное выздоровление.

Причины патологии

Конечно же, всех мам и пап интересуют причины речевой аномалии. Они бывают врожденными и приобретенными. К первой группе причин дизартрии относятся.

  • токсикозы во время беременности;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт нередко провоцирует развитие дизартрии у ребенка;
  • патологии соматического характера, которыми страдает мать;
  • сложные роды с травмами или асфиксией;
  • рождение раньше срока.

Замечание! Только в 20% случаев диагностируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием. Подавляющее большинство страдающих этим заболеванием – ребята с ДЦП.

Среди приобретенных факторов выделяют:

  • травмы головы;
  • менингит и ему подобные заболевания инфекционного характера;
  • «водянка» головного мозга (гидроцефалия) может привести к дизартрии у детей;
  • отит гнойного типа;
  • серьезные интоксикации организма.

Все вышеприведенные ситуации могут стать причиной нарушения речи. Поэтому если имеются факторы риска, нужно быть начеку и при первых же подозрениях обращаться к доктору. Болезнь нельзя запускать. Ранняя диагностика обычно дает право надеяться на то, что от проблемы не останется и следа.

Виды патологии

В зависимости от места поражения специалисты различают несколько видов дизартрии. Каждый из них имеет свои специфические проявления. Выделяют:

  1. Корковую форму. При ней поражены участки коры головного мозга, которые отвечают за артикуляцию. Характерный симптом: ребенок правильно доносит структуру слова, а произношение хромает.
  2. Бульбарную дизартрию. Затронуты точки в продолговатом мозге, из которых выходят подъязычный нерв, языкоглоточный, тройничный, блуждающий и лицевой. Ребенку зачастую трудно глотать. Разновидностью данной формы является скрытая дизартрия. Она характеризуется не слишком выраженной «скованностью» речевого аппарата. Выявить патологию непросто – требуется тщательное обследование.
  3. Псевдобульбарную дизартрию. При ней поражаются участки проводящих путей, в медицине называемые корково-ядерными. Характерная особенность – монотонная речь.
  4. Мозжечковую дизартрию. При данной разновидности патологии объектом поражения становится мозжечок.
  5. Подкорковую форму. Патология затрагивает подкорковые участки мозга, которые «курируют» формирование речи. При таком диагнозе ребенок говорит «в нос». Речь его смазана.
  6. Смешанный тип. Чаще всего становится следствием травм головы, полученных ребенком в раннем возрасте. Данный вид дизартрии речи объединяет в себе симптомы некоторых других.

Особняком стоят такие типы заболевания, как холодовая и паркинсоническая. Их мы не рассматриваем, поскольку данные формы дизартрии детям несвойственны. Они обычно развиваются у взрослых на фоне различных заболеваний.

Степени патологии

Успех борьбы с дизартрией зависит от того, на какой стадии находится болезнь. Степеней различают три. А именно:

  1. Легкая дизартрия. При ней грубых нарушений речи не имеется, но звуки произносятся нечетко и «в нос». Моторные проявления незначительны. Может немного подтекать слюна. Другое название этой стадии — стертая дизартрия.
  2. Средняя степень. Голос звучит очень тихо, речь крайне неразборчивая. Мимика практически отсутствует. Сильно подтекает слюна.
  3. Тяжелая, или дизартрия 3 степени. Ребенок не говорит вообще. Фиксируется повышенное слюноотделение, сложности с жеванием. Глотать и сосать ребенку тоже тяжело.

Иногда от специалистов можно услышать такое понятие, как дизартрический компонент. Это означает, что присутствуют незначительные отклонения в произношении звуков. О настоящей дизартрии речь не идет.

Диагностика заболевания

Особенности обследования детей с дизартрией заключаются в том, что родители могут самостоятельно выявить болезнь. Существует несколько методов. Один из них предполагает высовывание языка ребенком и его удерживание неподвижно в течение секунд двадцати. Если у малыша это не получается, значит, возможно, имеется дизартрия речи.

Другой метод заключается в отведении высунутого языка в разные стороны. Если малышу не удается такая «гимнастика», имеются основания подозревать болезнь. Ребята с отклонениями начинают вертеть головой, поворачивать шею – просто двигать языком у них не получается, Конечно, такая проба позволит определить недуг лишь у детей в 6 лет или немного младше. Ждать адекватной реакции от совсем крошечного ребенка нельзя.

Внимание! Начинать лечение дизартрии у детей можно лишь после выяснения точного диагноза. И поставить его должен врач.

К специализированным методам диагностики дизартрии в логопедии относятся:

  • электромиография;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография.

Если имеет место стертая форма заболевания, выявить ее можно лишь при помощи аппаратных способов. Совсем другое дело дизартрия средней степени тяжести и, тем более 3-я стадия. Здесь уже все симптомы налицо.

Лечение речевых отклонений

К утешению родителей, столкнувшихся с проблемой, следует сказать, что лечится дизартрия достаточно успешно. Но придется запастись терпением и помощь оказывать комплексную. Только лишь одно педагогическое или медикаментозное лечение большого результата не принесут.

Прием фармакологических препаратов позволит привести в норму тонус мышц, а также улучшить мозговое кровообращение. В назначениях у детей дошкольного возраста обычно фигурируют:

  • Актовегин;
  • Глиатилин;
  • Глицин;
  • Магне В6;
  • Пантогам;
  • Пантокальцин.

Ребенка с отклонениями обязательно должен вести хороший специалист. Коррекция логопеда ему необходима. И даже десятью занятиями тут не обойтись. Доктор будет:

  • проводить показанную при дизартрии артикуляционную гимнастику;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать правильную речь
  • улучшать речевую коммуникацию.

Существуют и другие методы коррекции, которые известны только профессиональным логопедам.

Совет! Тяжелые формы патологии лучше лечить на базе специализированных учреждений, поскольку ребенок постоянно должен находиться под медицинским наблюдением.

Лечение дизартрии в домашних условиях будет эффективно, если болезнь не слишком запущена. Но родителям придется пройти специальную подготовку. Посмотреть видео-примеры, почитать литературу, получить подробные инструкции от врача.

Главное требование в данном случае – регулярность занятий. Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен проводиться по нескольку раз в день. Длительные перерывы не допускаются.

Упражнения при дизартрии включают вибрации губами, движения языком, надувание щек, открывание и закрывание рта. Они достаточно просты, но очень эффективны. Сочетая при дизартрии массаж с приемом медикаментов, можно добиться хороших результатов. Желательно подключить еще дельфинотерапию, физиотерапию, иглоукалывание. Это позволит улучшить прогноз.

Итак, дизартрия – это речевые отклонения, проявляющиеся в раннем возрасте. Как правило, становятся спутником ДЦП, но не всегда. Причины зачастую уходят «корнями» еще в зародышевый период развития. Стертая форма дизартрии у детей трудно диагностируется, но легко лечится. На более поздних стадиях обнаружить болезнь – не проблема, а преодолеть ее непросто.

Лечением дизартрии должен заниматься профессионал. В тяжелых случаях рекомендовано пребывание в специализированных заведениях. Настойчивость, терпение, труд и грамотный подход почти всегда дают хорошие результаты.

Дизартрия у детей: как заметить болезнь на начальном этапе

Первые месяцы жизни ребенка – самые важные. Именно в начале жизни закладывается фундамент здоровья и развития. Родители обязательно должны контролировать рост ребенка. Ведь существуют заболевания, которые появляются в самом раннем возрасте и влияют на развитие основного средства коммуникации – речь. Узнайте, как не допустить дизартрию или оперативно вылечить ее, если заболевание все же наступило.

Читать еще:  Применение корня имбиря в лечебных целях

Дизартрия у детей: общие понятия

Дизартрия – тяжелое расстройство речи, которое сопровождается неправильным произношением, неверной интонацией, нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или пропасть вовсе.

Чаще всего дизартрия имеет в основе расстройства нервной системы (центральной и периферической). Поэтому кроме логопедов, лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.

Не так давно болезнь отмечалась, в среднем, у 4-5% детей, однако за последние годы наблюдается возрастание числа больных. Официальная статистика отдает дизартрии второе место среди логопедических заболеваний.

Причины возникновения

Часто дизартрия сопровождает такое заболевание как детский церебральный паралич. Причины возникновения расстройства речи те же, что и у детского заболевания мозга. Самые первые причины появления болезни могут проявиться в перинатальном периоде или в возрасте до 2 лет.

Среди этих причин могут быть:

  • Гипоксия плода (недостаток кислорода);
  • Асфиксия плода (удушение);
  • Тяжелые формы токсикоза будущей матери;
  • Конфликт крови матери и отца из-за резус-фактора;
  • Соматические болезни будущей матери;
  • Травматические состояния во время беременности;
  • Нетипичное течение беременности;
  • Желтуха новорожденного;
  • Недоношенность плода;
  • Энцефалит или менингит;
  • Тяжелое отравление;
  • Гидроцефалия;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Средний отит (гнойный).

Признаки заболевания

Практически все симптомы дизартрии проявляются в речи ребенка:

  • Синдром «каши во рту» — нечеткая, малопонятная и невнятная речь;
  • Ограничение движений лицевых мышц;
  • Изменение тональности голоса (резкое и непродолжительное);
  • Нарушения ритма дыхания;
  • Изменение скорости речи;
  • Проблемы с жевательной функцией;
  • Неуклюжесть;
  • Нарушения мелкой моторики: проблемы с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.

Классификация заболевания

Классическое разделение дизартрии происходит по очагу поражений участков головного мозга при данном заболевании. Современная медицина различает пять видов дизартрии:

1. Бульбарная. Причиной заболевания может служить опухоль или воспаление в продолговатом мозге. Помимо общих симптомов характерно сглатывание гласных звуков и смазывание согласных в шипящий звук.

2. Псевдобульбарная (спастическая). Чаще всего развивается на фоне различных повреждений головного мозга (после энцефалита, родовых травм или вследствие тяжелого отравления организма). При такой форме заболевания характерна дисфункция языка.

3. Подкорковая. При таком типе заболевания страдает артикуляция, темп речи, ритм и интонация. Характеризуется повреждениями в подкорковых узлах. Из дополнительных симптомов отмечается непроизвольные сокращения мышц.

4. Корковая. Заболевание часто путают с дислалией или алалией. Это происходит из-за схожих симптомов. Для ребенка произношение звуков по отдельности не представляет сложности, но при этом в словах звуки запинаются. Особенно, это заметно при произношении согласных звуков. Дополнительным признаком корковой дизартрии является атаксия – неловкость походки, шаткость.

5. Мозжечковая. Самый редкий вид заболевания. На практике встречается в смешанном состоянии с другими типами. Основной симптом – выкрикивание при разговоре отдельных звуков.

Смешанный тип дизартрии не выделяют в отдельный вид. Для него характерно сочетание причин и признаков двух или более видов болезни.

Также болезнь различается по степени тяжести протекания заболевания:

  • I степень. Характерна слабовыраженная симптоматика, «стертые» признаки заболевания. Дефекты обнаруживаются только при специальном обследовании у логопеда.
  • II степень. На этой стадии речь пациента понятна всем, но небольшие дефекты периодически слышны.
  • III степень. При такой ситуации речь ребенка понятная только членам его семьи и друзьям (как самым близким людям к ребенку). Посторонним понять речь сложно.
  • IV степень. Самая тяжело поддающаяся коррекции форма заболевания. В этой стадии речь практически не разобрать, даже близким людям и членам семьи.

Лечение дизартрии

Для лечения такого заболевания, его необходимо классифицировать. Для каждого конкретного случая проводятся несколько видов обследования:

  • Осмотр ребенка невропатологом;
  • Консультация у логопеда;
  • Электрофизиологические процедуры (например, электроэнцефалография);
  • МРТ головного мозга.

Невропатолог назначает лечение по своему направлению. Его задача вылечить или купировать заболевание, на фоне которого развилось нарушение речи. Основное направление лечения дизартрии задает логопед. Для постановки точного диагноза, ему необходимо провести несколько процедур:

  • Определение типов нарушений речи;
  • Оценка речи в целом (темп, ритм, произношение, разборчивость);
  • Отделение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • Оценивание работы мимических мышц лица;
  • У детей старше пяти лет оценивается письменная речь.

После всех проведенных обследований разрабатывается индивидуальная программа лечения. Среди этапов терапии можно встретить следующие процедуры и мероприятия:

  • Стимуляция и нормализация дыхания;
  • Применение дыхательной гимнастики для развития речевого дыхания;
  • Стимуляция речевого аппарата;
  • Коррекция произношения;
  • Стимуляция и развитие речевой коммуникации;
  • Стимуляция мелкой моторики;
  • Развитие голосовой системы;
  • Работа над тональностью и выразительностью.

Занятия с логопедом могут проводиться совместно с родителями ребенка или же индивидуально с маленьким пациентом. Помимо занятий с логопедом, терапия при дизартрии включает в себя:

  • Медикаментозное лечение. Лекарственные препараты назначаются в случае выявления неврологических расстройств. В первую очередь лечится основное заболевание, на фоне которого развилась дизартрия. Лечение проводится с помощью ноотропных средств. Самолечение в таких случаях недопустимо. Большинство препаратов помогают также улучшить мозговое кровообращение, память, а также повышают внимание и способность к обучению. Из медикаментов можно выделить глицин, Фенибут, Энцефабол и церебролизин.
  • Физиотерапия. В качестве основного метода хорошо зарекомендовал себя точечный массаж головы. Также высока эффективность лечебных ванн и лечебной физкультуры. Прекрасно помогает иглоукалывание. Все процедуры должен проводить опытный специалист, который не допустит ухудшения ситуации посредством своих манипуляций. Врачу-физиотерапевту следует проявлять огромную осторожность при работе с детским организмом.

В лечении дизартрии важно начать своевременную терапию. На начальных стадиях болезнь хорошо лечится. Пока симптомы стерты или слабо выражены, врачи могут добиться полного устранения дефектов речи и коррекции всех расстройств.

Большое внимание уделяется работе родителей и детей. Залог успеха при лечении дизартрии — совместная работа. Врач не сможет находиться рядом с ребенком постоянно и направлять терапию. Задача родителей – поддерживать достигнутый результат, по возможности развивать успех лечения и ни в коем случае не допускать потерю всех достигнутых успехов.

Профилактика

В первую очередь предупреждающие меры проводятся в период беременности. В обязательном порядке следует проходить все назначенные гинекологом процедуры и обследования. После рождения ребенка профилактика заключается в следующем:

  • Постоянный контроль действий ребенка (во избежание травм головы);
  • Своевременное выявление и лечение нейроинфекционных заболеваний;
  • Предупреждение отравлений детского организма.

Дизартрия может появиться у ребенка по разным причинам. Родителям важно следить за речью ребенка и своевременно проходить осмотры у врача. Постоянный и систематический контроль здоровья ребенка повышает шанс на обнаружение болезни на ранних стадиях. Чем раньше обнаружится дизартрия у ребенка, тем выше шансы на полное выздоровление.

Дизартрия у детей: причины, симптомы и лечение дизартрии

Дизартрия у детей.

Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы. Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать. Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.
Очень часто возникают противоречия между неврологами и логопедами по поводу дизартрии. Если невролог не видит явных нарушений в функции черепно-мозговых нервов, он не может назвать нарушение речи дизартрией. Данный вопрос является, чуть ли не камнем преткновения между неврологами и логопедами. Это связано с тем, что невролог после постановки диагноза «дизартрия» обязан проводить серьезную терапию по лечению стволовых нарушений, хотя таких нарушений (исключая дизартрию) вроде и не заметно.

Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных за артикуляцию. При неврологическом обследовании ребенок адекватно выполняет все пробы, но не может справиться должным образом с артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые движения, которые не под силу ослабленным мышцам.

Причины возникновения дизартрии

1. Органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным.

2. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору.

3. Несколько реже дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. Дизартрия нередко наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется в 65-85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии

Читать еще:  Синдром полости в легком

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Формы дизартрии

Бульбарная дизартрия

Подкорковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия

Корковая дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия — наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарному. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше.
В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица.

Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных» движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу.
Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Нарушение структуры слова почти не наблюдается: то же относится к грамматическому строю и лексике. Некоторое своеобразие можно выявить только при очень тщательном обследовании детей, и оно не является характерным. Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.
Дети с подобным нарушением, имеющие нормальный слух и хорошее умственное развитие, посещают логопедические занятия в районной детской поликлинике, а в школьном возрасте — логопедический пункт при общеобразовательной школе. Существенную роль в устранении этого дефекта могут оказать родители.

2. Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки » a» и «у» недостаточно четкие, звуки «и» и «ы» обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным «хлюпающим» призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения.
Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе. Наиболее благоприятные условия для их обучения и воспитания созданы в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

3. Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии — анартрия — характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

Характерным для всех детей с псевдобульбарной дизартрией является то, что при искаженном произнесении звуков, входящих в состав слова, они обычно сохраняют ритмический контур слова, т. е. число слогов и ударность. Как правило, они владеют произношением двусложных, трехсложных слов; четырехсложные слова нередко воспроизводятся отраженно. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка — «бека») или оба (змея — «ия»). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда — «посюся», ножницы — «носисы»).

Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе.

Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку.
Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук «с» следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар.
Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.

Лечение дизартрии

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия: логопедическая коррекция; лечение медикаментозное; массаж; дыхательная гимнастика; ЛФК.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ДИЗАРТРИИ

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения дизартрии проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Стертая дизартрия у детей

Логопедические нарушения у детей — это всегда определенные трудности и для родителей, и для самих детей. Особенно непросто обстоят дела с таким речевым нарушением, как дизартрия или стертая форма дизартрии. На первый взгляд, дети с дизартрией не сильно выделяются среди сверстников и не вызывают серьезных опасений. Однако со временем разница будет увеличиваться — не имеющие проблем ребята начинают бойко разговаривать, а вот ребята с речевыми трудностями продолжают «пережевывать во рту кашу». Как правило, у детей с дизартрией повышенное слюнотечение -. Читать далее →

Кому ставили такой логопедический диагноз? Как занимаетесь? Есть прогресс? Читать далее →

девочки,добрый день! Проходим сейчас врачей для Данной процедуры. В нашей поликлинике и не слыхивали, о каких то там формах специальных для ПМПК, сегодня сама звонила на ПМПК, узнать что нужно, какие врачи, на что мне было сказано «а я вам не скажу. Это решает внутренний консилиум поликлиники» . Читать далее →

Ох, девы, я в отчании, пишу наверное просто выговориться. Сыну вот вот исполнилось 6 лет. В 4,5 поставили диагноз стертая форма дизартрии, пошли в 5 лет в сад умышленно в группу зпр, чтобы он мог постоянно заниматься с логопедом, но через пару месяцев переехали из Москвы в Подольск, попали в сад обычный, на фабрике им. 1 мая, там есть штатный логопед, я показала все справки, что сыну положено заниматься, его после этого стала брать логопед, подтвердила, что да тонус языка. Читать далее →

Читать еще:  Слезится правый глаз что делать

У меня два ребенка и оба с логопедическими проблемами, у старшей была ОНР и стертая дизартрия, скажу сразу уже норма,, у младшего пока ЗРР. За три года занятий со старшей вот такие книжки нам помогли( советы опытных логопедов). Некоторые книжки пришлось ксерокопировать. Л.М. Козырева Знакомимся с гласными звуками изд ООО Академия развития, 2002 А.И. Богомолова Нарушения произношения у детей москва «просвещение» 1979 Ярмарка звуков дидактический материал для коррекции произношения л и р Токарь ЕИ сборник упражнений по предупреждению и устранению. Читать далее →

ОБРАЗОВАНИЕ 1. Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский социально-педагогический колледж №1, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием, по специальности специальное дошкольное образование. 2. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», присуждена квалификация учитель-логопед, по специальности «Логопедия». • Курсовая работа «Взаимосвязь работы логопеда с родителями в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи III уровня», отлично; • Курсовая работа «Особенности формирования диалогической речи у детей с. Читать далее →

ОБРАЗОВАНИЕ 1. Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский социально-педагогический колледж №1, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием, по специальности специальное дошкольное образование. 2. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», присуждена квалификация учитель-логопед, по специальности «Логопедия». • Курсовая работа «Взаимосвязь работы логопеда с родителями в подготовительной группе детей с общим недоразвитием речи III уровня», отлично; • Курсовая работа «Особенности формирования диалогической речи у детей с. Читать далее →

Леня молодец, очень меня радует. Скажу честно, на тхэквондо он занимается в группе лучше всех. Я иногда наблюдаю. Тренер сказал завести дневники, пишет там домашние задания и ставит Лёлику пятерки. Лёлик горд, доволен и готов заниматься каждый день)) Что. Читать далее →

Дислалия. Один из самых распространенных дефектов речи это ДИСЛАЛИЯ ( нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) и сложная (Нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж). Читать далее →

Всем привет! ситуация такая сыну 4,3 ходит в обычный сад в среднюю группу.сыну ставят ОНР2-3 уровня,стертая дизартрия и появилось заикание. Пьем нейромультивит и фенибут ,стало чуть лучше ттт. занимаемся в частном порядке с логопедом. думаю до школы будем заниматься. Вопрос вот в чем..нам предложили отдать сына в логопедический садик № 50 в Люберцах в группу для заикающихся детей ,а он на полном пансионе,т.е в понедельник привожу ,а в пятницу забираю. со следующего года,т.е ему будет 4,6. Я не знаю что делать? идти. Читать далее →

Лор-здоров.Аденоидов нет.Специально попросила их посмотреть.Чего рот открывает,когда мультики смотрит не понятно).Окулист-норма.Машинки разглядел на самых нижних строчках)))Невролог-стертая дизартрия( у логопеда переписала)Логопед очень тщательно и долго беседовала(благо я вчера с ним все повторила-овощи,фрукты,одежда,обувь,мебель,посуда) скороговорки просила его повторять-он их на ходу перевирал на свой лад)))Она смеялась. Сколько лет? Шесть(хоть убей его) на торте какую свечку задувал спрашиваю? четверку! а лет сколько? шесть! ))) Еще на картинках спрашивала антонимы высокий-низкий,широкий-узкий,сладкий-кислый и т.д. много прям картинок.Сказала нарушение звуков есть,но все остальное вполне нормально для начала. Читать далее →

С 1 сентября Макара берут в сад . Точнее это не совсем сад, я писала уже об этом, но расскажу еще раз. Читать далее →

Болели много осенью, Лев особенно. В октябре, ноябре и декабре по 2 недели. Выматывает это. То по поликлиникам, то по аптекам, да и оставлять не кем. Левушка поправился, без тренировок))) и ослаб конечно, водила вчера на самбо, смотрю, как тяжело ему. Умственные способности у него хорошие, логика , математика, хвалят все, читает так себе. А вот речь. Это ппц.. Стертая Дизартрия.. Занимаемся в саду с логопедом, домой приходит логопед, назначили медикаментозное лечение. Когда он торопится вообще ничего не понимаю. Ещё. Читать далее →

Дизартрия у детей. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. Причинами. Читать далее →

Особенно рекомендую ее для занятий с детьми со стертой дизартирией!Задания в основном ориентированы на старший дошкольный возраст, но можно что-то попробовать и в занятиях с малышами,например, упражнения на дыхание. Читать далее →

Сегодня мы ходили к неврологу с Никой и Рафаэлем.Записывались за 2 недели. В этот месяц нам прямо повезло — выписали кеппру (не заменитель), и трилептал — сразу 2 пачки на месяц. А то вечно говорят — одну пачку выписываем, а вторая через 2 недели может будет, может нет. Это Нике выписали. Еще опять назначила кортексин — я ей говорю — узнала, что колоть его детям с эпи нельзя. Доктор стала говорить, что нам можно. А я ей в ответ -. Читать далее →

Побывали с сыном сегодня в «Бонуме» у невролога. К слову, наблюдаемся у нее уже давно. О СДВГ речь шла, когда Саньке было еще около года. А в настоящее время СДВГ просто прет из Саньки во всю свою не малую силу. Читать далее →

Девочки, писала пост несколько месяцев назад, подозревая у сына аутизм, собирались к Осину, но решили подождать до весны. Напомню, у сына дизартрия стертая, нарушение тонуса лицевых мышц (гипертонус языка и гипотонус нижней челюсти), умеренный СДВГ. С сентября по настоящее время мы занимались (и занимаемся) у логопеда в саду. На момент поступления в сад (3, 8 месяцев) речь ребенка была скудной, фраз не было. Были отдельные слова типа «мама», «папа», не обращался по имени ни к кому, не обозначал свое «я». Читать далее →

Девочки, а есть такое понятие как «нормальная истерика» у ребенка? и на что нужно обратить внимание, скорее, как отличить нездоровую истерику от обычной детской? Сыну 4 года, ЗРР, стертая дизартрия, моторная алалия под вопросом. Сейчас благодаря саду и занятиям с логопедом-дефектологом ребенок стал потихоньку говорить, но вот начался период просто ужасных истерик. Он может устроить истерику «на ровном месте», по дороге из сада, например его заклинить на «хочу печенье», хочу туда, дай то. и мои слова о том, что у нас. Читать далее →

Очень часто в данном сообществе всплывают вопросы относительно речевых нарушений, речевых диагнозов и логопедических заключений. Трудно найти ребенка с особенностями развития, который бы не имел трудностей в овладении речью. Надеюсь, что мой пост будет актуален многим мамам. Читать далее →

Размышляю и пытаюсь подвести итоги: может я перегибаю палку слишком обращая внимание на ее здоровье или наоборот не до даю ей много, не могу понять. С одной стороны есть очень хорошие результаты, а с другой хоть плачь. С одной стороны я смирилась, что она отличается от » нормальных» обычных детей, а с другой все равно сравниваю. Читать далее →

Моему старшему сыну сейчас 6 лет. И чем старше он становится, тем яснее видно, как он отличается от других, и тем сложнее с ним. У него ВПС, СГДВ. Мы лежали и наблюдались с 3 лет в психоневрологическом диспансере, там ему кроме стертой дизартрии и задержки речевого и психического развития ничего не ставят, но меня давно точет мысль, что это не тот диагноз. Последней каплей стало то, что я прошла в интернете случайно найденный тест на аутизм и он мне выдал. Читать далее →

Девочки, все, больше не могу. Договорилась о консультации , жду доктора Осина к нам в гости в январе. В свои 4 года ребенок говорит хуже,чем двухлетний брат. Интеллект у него в норме, это видно, он мальчик умный, очень творческий, занимаемся с логопедом 4 месяца 3 раза в неделю, ходит в обычный детский сад, с самообслуживанием все хорошо. С чем плохо:-С моторикой, общей, мелкой-С артикуляцией. Благодаря занятиям с логопедом стало лучше-С речью. Ее почти нет. Точнее, есть прогресс, это видно, он. Читать далее →

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector