Слабость у подростка причины

Причины слабости и сонливости у ребенка без температуры

Родителей беспокоит любая угроза здоровью малыша, поэтому они обращают внимание на все неприятные симптомы. Когда у ребенка слабость и сонливость без температуры — это тревожный сигнал. Он может свидетельствовать о серьезных неполадках в работе организма.

Основные симптомы

У детей первого года жизни определить такое состояние сложно. Чаще всего оно проявляется отсутствием аппетита, вялостью и чрезмерной сонливостью. Симптомы иногда наблюдаются при прорезывании нижних и верхних зубов.

Признаки легко спутать с началом простуды или инфекционного процесса. Точную причину может определить только педиатр, внимательно изучив физическое состояние малыша и проанализировав его поведение.

Когда ребенок начинает ходить и умеет разговаривать, выявить симптомы патологической слабости проще. Упадок сил проявляется:

  • отказом от подвижных игр в дневное время;
  • излишней возбужденностью и раздражительностью;
  • капризностью, беспричинными слезами;
  • сонливостью.

Нередко дети с трудом засыпают по вечерам, беспокойно спят, но утром их сложно поднять с кровати.

Слабость и усталость пагубно влияют на защитные силы организма. Иммунная система не способна отражать атаки вирусов, поэтому малыш чаще простужается.

Возможные причины

Предпосылки для развития хронической усталости у ребенка можно условно разделить на две группы. В первую входят физиологические причины, влияние которых просто откорректировать:

  • умственное или физическое перенапряжение;
  • чрезмерные нагрузки в школе;
  • неправильный режим дня;
  • несбалансированный рацион;
  • гормональная перестройка организма;
  • нехватка витаминов.

Ко второй группе относятся патологические состояния, опасные для здоровья и вызывающие серьезные осложнения. На них лучше остановиться подробнее.

Инфекционные заболевания

Воспалительный процесс — распространенная причина упадка сил. В первые дни заболевание может протекать без температуры, проявляясь:

  • сонливостью в светлое время суток;
  • головными болями;
  • отказом от пищи;
  • темными кругами вокруг глаз;
  • плохим настроением и раздражительностью.

Постепенно развитие инфекции вызывает интоксикацию организма. У ребенка повышается температура, он жалуется на мышечные боли, ломоту в костях.

Отличительной чертой респираторного заболевания является заложенность носа, кашель, увеличение лимфоузлов.

Сонливость — один из симптомов:

После окончания ОРВИ и гриппа признаки усталости проходят не сразу. Восстановительный период зависит от состояния иммунной системы.

Патологии крови

Детские болезни крови опасны для здоровья, поэтому нужно внимательно присматриваться ко всем изменениям в состоянии ребенка, чтобы не пропустить начало патологического процесса.

Некоторые болезни, например, лейкоз, поражают органы кроветворения и костный мозг. Нарушается развитие лейкоцитов, организм страдает от нехватки кислорода. Болезнь проявляется:

  • вялостью, усталостью;
  • плохим аппетитом;
  • бледностью;
  • увеличением лимфоузлов;
  • ломкостью ногтей и волос;
  • чрезмерной чувствительностью кожи;
  • учащенным сердцебиением;
  • простудами.

Еще одна опасная патология крови — анемия, или нехватка эритроцитов и гемоглобина. У детей часто диагностируется железодефицитная анемия, спровоцированная недостатком железа. Основной причиной болезни считается неправильное питание. Ее можно распознать по таким признакам:

  • быстрая утомляемость;
  • частые обмороки;
  • капризность;
  • раздражительность;
  • сонливость.

Причины анемии нужно срочно устранить. Длительная нехватка железа в организме отрицательно влияет на работу сердца и может привести к дистрофии миокарда.

Болезни щитовидной железы

Нарушение функции щитовидной железы ухудшает метаболические процессы, работу нервной системы и других органов. Развитию заболевания способствуют плохая экология, недостаток йода или селена в организме, инфекции.

Врачи выделяют общие симптомы патологии:

  • нарушение сна;
  • слабость;
  • отечность;
  • перебои сердечного ритма;
  • подавленное настроение;
  • раздражительность;
  • утомляемость;
  • ожирение.

Дети, страдающие заболеваниями щитовидной железы, хуже усваивают информацию в школе, плохо едят, нередко мочатся в кровать по ночам.

Наиболее опасны для детей:

  • первичный и вторичный гипотиреоз;
  • диффузный и узловой зоб;
  • тиреоидит.

Нейроциркуляторная дистония

Патология чаще встречается у школьников. Нейроциркуляторную дисфункцию называют вегетососудистой дистонией. Это рецидивирующие головные боли. Они могут стать следствием психоэмоциональных расстройств и нервного напряжения.

Боль локализуется на затылке или на лбу. Нередко симптомы появляются на фоне солнечной активности или изменения погодных условий. В большинстве случаев боль успокаивается после сна, но иногда отдых не помогает и ребенку необходимы медикаментозные препараты.

Симптомы нейроциркуляторной дистонии сопровождаются:

  • головокружениями;
  • тревожностью;
  • нарушением сна;
  • упадком сил;
  • апатией;
  • учащенным пульсом;
  • потливостью;
  • скачками давления.

Электролитные расстройства

Нарушение электролитного баланса происходит по разным причинам. Частыми предпосылками являются нехватка жидкости и неправильный рацион, ограничивающий употребление калия и кальция.

В некоторых случаях электролитный обмен ухудшается по вине заболеваний желудочно-кишечного тракта. Тогда недомогание сопровождается поносом, рвотой и сонливостью.

Нехватка жидкости в организме проявляется:

  • онемением тела;
  • отсутствием аппетита;
  • тошнотой;
  • редким мочеиспусканием;
  • постоянной жаждой;
  • аритмией;
  • усталостью;
  • апатией.

Аутоиммунное заболевание, характеризующееся слабостью мышц и патологической усталостью, называется миастенией. Оно протекает без температуры и часто является врожденным. Начальные симптомы могут проявиться в конце первого года жизни, когда начинают резаться зубы. У малышей наблюдаются:

  • ухудшение функции жевательных мышц;
  • невнятность речи;
  • сильная утомляемость мышц тазового дна;
  • двигательные расстройства.

Если болезнь не лечить, симптомы усиливаются. Нервно-мышечные связи нарушаются. Могут появиться проблемы с дыханием, несущие серьезную угрозу ребенку.

Нарколепсия

Редкая патология центральной нервной системы, отличительным признаком которой является упадок сил,— нарколепсия. Этиология болезни точно не выяснена, но считается, что она обусловлена наследственным фактором.

Ученым известно, что нарколепсия развивается при нехватке гипокретина. Вещество ответственно за процесс засыпания и пробуждения человека. Заболевание часто сопровождается синдромом апноэ.

Свидетельствовать о наличии патологии может:

  • вялость и апатия ребенка;
  • жалобы на слабость мышц;
  • частые падения на ровном месте;
  • немотивированная агрессия;
  • сонливость днем;
  • трудности с засыпанием по вечерам;
  • заторможенность;
  • нарушение памяти;
  • ухудшение внимания.

Главный признак нарколепсии — постоянное желание спать. Ребенок проваливается в сон по несколько раз в день и с трудом просыпается.

При нарушениях психоэмоционального характера у ребенка может возникнуть депрессия. На ее развитие часто влияют:

  • ночной энурез;
  • ссоры родителей;
  • проблемы со сверстниками.

Депрессия вызывает апатию у ребенка. Он перестает интересоваться окружающим миром, становится безучастным и замкнутым. Ярким симптомом нарушения считается беспокойный сон по ночам, кошмары и сонливость в дневное время. Сопутствующими признаками являются:

  • перепады настроения;
  • слабость;
  • отказ от еды;
  • нежелание играть с друзьями;
  • головные боли;
  • раздражительность;
  • высыпания на коже.

Чтобы помочь ребенку, необходима помощь психолога. Депрессия, особенно у подростков, очень опасна и может привести к серьезным последствиям.

Когда следует обратиться к врачу

Любое изменение в состоянии ребенка — повод проконсультироваться с педиатром. Болезнь проще лечить на начальной стадии, поэтому важно вовремя выявить патологический процесс.

Нужно вызвать скорую помощь, когда сонливость и упадок сил наблюдаются после травмирования головы, позвоночника или сопровождаются:

  • расстройством стула;
  • запором;
  • редким или частым мочеиспусканием;
  • бледностью кожи;
  • заторможенностью;
  • повышением температуры;
  • нервным тиком;
  • тошнотой, рвотой.

Каждый из этих симптомов — признак нарушений, поэтому медлить нельзя.

Слабую активность днем, мышечные боли и желание спать не стоит оставлять без внимания. Лучше перестраховаться, пройти обследование и оградить малыша от осложнений после болезни и других неприятностей.

Почему у детей возникает слабость и что с этим делать

Доброго времени суток, дорогие родители. В данной статье вы узнаете, по каким причинам может наблюдаться слабость у ребенка без температуры. Выясните, каковы сопутствующие симптомы могут при этом присутствовать. Поговорим о том, что предпринимать в подобных ситуациях. Также вам станет известно, к каким мерам профилактики необходимо прибегнуть, чтобы предупредить появление данного состояния.

Возможные причины

Важно понимать, что наличие слабости у малыша не должно оставаться без внимания взрослых, ведь данное проявление может указывать на наличие отклонений в психологическом или физическом состоянии карапуза. Давайте же рассмотрим, какие факторы могут влиять на появление постоянной усталости.

  1. Последствия перенесенного ОРВИ или другого вирусного заболевания.
  2. Результат наличия пониженного артериального давления.
  3. Отсутствие правильного образа жизни: малоподвижность, недостаток физической нагрузки, длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера, отсутствие прогулок на свежем воздухе, нехватка сна — негативно воздействует на весь организм в целом.
  4. Неправильное питание, отсутствие ценных витаминов и микроэлементов в рационе. Нередко слабость является проявлением сниженного гемоглобина в крови. Также на ее возникновение может влиять нехватка витаминов группы B, в частности B6, B12 и фолиевой кислоты, а также недостаток цинка и меди. В общем, на ухудшение самочувствия оказывает влияние дефицит белков в пище и нехватка йода.
  5. Наличие инфекционного заболевания, хронических недугов. Болезней, которые могут проявляться подобным симптомом, множество. Сюда относят и паразитарные инфекции, и патологию эндокринной системы, заболевания печени, патологии сердечно-сосудистой системы.
  6. Постоянный стресс, наличие психологических перегрузок. Ситуации, когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, имеет родителей алкоголиков, или присутствует при частых скандалах, или же у него имеются проблемы в школе, которые приводят к нервному истощению. Не всегда родители понимают, как негативно на детскую психику воздействуют подобные факторы, а они зачастую имеют разрушительное влияние.
  7. Переходной возраст. Это может быть и кризисный период трех лет, и подростковый период, когда в организме происходит гормональная перестройка, приводящая к эмоциональной нестабильности, возникновению депрессии и апатии, ухудшению физического состояния.
  8. Патологические процессы в крови, в частности лейкоз – заболевание, которое поражает костный мозг и органы кроветворения. Организм страдает от недостатка кислорода, в развитии лейкоцитов наблюдаются нарушения.
  9. Нейроциркуляторная дистония. Чаще диагностируется у детей школьного возраста. Второе название — вегетососудистая дистония. Может являться последствием нервного напряжения или психоэмоциональных расстройств.
  10. Нарушение электролитного баланса. Происходит чаще всего из-за неправильного рациона, в котором не хватало употребления кальция и калия, и недостатка жидкости. Также может появляться из-за наличия патологий пищеварительной системы.
  11. Миастения — аутоиммунное заболевание, сопровождаемое слабостью мышц и постоянной усталостью.
  12. Нарколепсия — патология ЦНС, развивающаяся при недостатке выработки гипокретина.
Читать еще:  Стакан молока на ночь

Также важно знать о существовании группы риска. В нее входят:

  • подростки;
  • недоношенные малыши;
  • эмоциональные дети с повышенной чувствительностью;
  • малыши, имеющие ограниченные возможности здоровья;
  • детки, которые в первый раз посещают школу или сад (так как данное событие является стрессом для их организма);
  • школьники в момент сдачи экзаменов.

Сопутствующие признаки

Предположить о наличии того или иного заболевания можно по присутствию определенных симптомов, которые наблюдаются помимо слабости.

  1. Если имеет место инфекционная патология, то кроме слабости будут присутствовать:
  • сонливость;
  • боли в голове;
  • снижение аппетита;
  • появление темных кругов вокруг глаз;
  • раздражительность;
  • плохое настроение.

Со временем инфекция приводит к интоксикации организма, наблюдается рост температуры.

  1. Если имеет место лейкоз, то присутствует:
  • бледность кожных покровов;
  • усталость;
  • вялость;
  • плохой аппетит;
  • ломкость волос и ногтей;
  • увеличение лимфоузлов;
  • тахикардия;
  • повышенная чувствительность кожи.
  1. Если у малыша анемия, то имеются также такие признаки, как:
  • повышенная потребность во сне;
  • раздражительность;
  • капризность;
  • обморок;
  • быстрая утомляемость.
  1. Если имеет место патология щитовидки, то присутствуют еще такие признаки:
  • отечность;
  • проблемы со сном;
  • перебои в сердечном ритме;
  • раздражительность;
  • ожирение;
  • подавленное настроение;
  • утомляемость.
  1. Если имеет место вегетососудистая дистония, то присутствуют:
  • головная боль рецидивирующего характера с локализацией на лбу или на затылке;
  • тревожность;
  • апатия;
  • скачки давления;
  • упадок сил;
  • проблемы со сном;
  • тахикардия;
  • повышенная потливость;
  • головокружение.
  1. Если присутствует электролитное расстройство, то характерно наличие таких симптомов:
  • проблемы с аппетитом;
  • аритмия;
  • онемение тела;
  • тошнота;
  • редкое мочеиспускание;
  • апатия;
  • постоянное чувство жажды;
  • усталость.
  1. Если у ребенка нарколепсия, то будут такие проявления:
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • заторможенная реакция;
  • длительный дневной сон;
  • падение на ровном месте;
  • апатия и вялость;
  • немотивированная агрессия;
  • слабость в мышцах.
  1. Если имеет место миастения:
  • двигательные расстройства;
  • проблемы с жевательными мышцами;
  • появление невнятной речи;
  • повышенная утомляемость мышечной массы тазового дна.
  1. Если у ребенка депрессия, то дополнительно могут проявляться такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • боли в голове;
  • отказ от приема пищи;
  • перепады настроения;
  • слабость;
  • исчезновение интереса к бывшим увлечениям;
  • нежелание общаться с другими людьми.

Родители должны осознать, что появление такого признака, как слабость у ребенка, нуждается в обязательном посещении врача. Необходимо понимать, что определенные моменты нуждаются в экстренной консультации и вызове бригады скорой помощи, в частности, если, кроме слабости, особенно возникшей после травмы позвоночника или головы, присутствуют следующие признаки:

  • запор;
  • заторможенность;
  • расстройство стула;
  • редкое или наоборот частое мочеиспускание;
  • нервный тик;
  • бледность кожных покровов;
  • тошнота или рвота;
  • рост температуры.

Что делать

В первую очередь, необходимо выявить первопричину, приведшую к появлению слабости. Бесспорно, лучше всего с этим вопросом справиться врач, так как родителям далеко не всегда удается точно определить, что именно провоцирует упадок сил у их ребенка.

  1. Если всему виной постоянные стрессы, психологические перегрузки, то малышу могут прописать успокоительные препараты с седативным действием, например, Новопассит или Глицин.
  2. Если имеет место вегетососудистая дистония, то будет назначен, например, Тонгинал.
  3. Если у ребенка проблемы с недостатком витаминов и минералов, то ему пропишут витаминный комплекс.
  4. Если у карапуза в семье негативная обстановка, то задача родителей исправить эту ситуацию, не допускать скандалов в присутствии малыша.
  5. Если причиной слабости является малоподвижный образ жизни и недостаточное время нахождения на воздухе, то ситуацию нужно исправить изменением дневного распорядка. Нужно начать водить ребенка на ежедневные прогулки, отдать на спортивную секцию или приучить делать по утрам зарядку.
  6. Если проблема с щитовидной железой, то необходимо обратиться к врачу эндокринологу, который сумеет назначить нужное лечение с учетом конкретного заболевания.
  7. Если проблемы с клетками крови, то нужно наблюдаться у гематолога, также следовать его назначениям.
  8. Если у ребенка сложности в школе, со сверстниками, то необходимо проконсультироваться с психологом.
  9. Если всему виной инфекционное заболевание, то необходимо соответствующее лечение. При начавшейся интоксикации, расстройстве, рвоте, повышенной температуре — обильное питье, чтобы не допустить обезвоживания организма.
  10. Если ребенок в данный момент находится в подростковом возрасте и слабость является единственным симптомом, вероятно, что это возрастное и нужно просто перерасти.

Когда я училась в десятом классе, столкнулась с ощущением постоянной слабости и периодически возникающими головными болями. Обратилась к врачу. Оказалось, что имеет место вегетососудистая дистония по гипотоническому типу, то есть, сопровождаемая пониженным артериальным давлением. Доктор выписал мне препараты на растительной основе, которые помогли успешно справиться с упадком сил, восстановить резервы моего организма.

Меры предосторожности

Безусловно, вы уже знаете, что любое заболевание легче предупредить, чем потом лечить его последствия. Однако, не все недуги мы можем предупредить, но все же в силах родителей снизить риск возникновения такого симптома, как слабость.

  1. Обязательными являются ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Важно, чтоб в помещении, где находится ребенок, проветривалось.
  3. При наличии хронических заболеваний, важно их своевременное лечение.
  4. При появлении каких-либо предпосылок к патологии определенных систем организма, современное обращаться к врачу, следовать его рекомендациям.
  5. Не допускать конфликтные ситуации на глазах ребенка.
  6. Интересоваться жизнью малыша. При появлении каких-либо проблем, сразу оказывать ему поддержку, при необходимости консультироваться с психологом.
  7. Обеспечить ребенку полноценное питание, включающее в рацион все необходимые витамины и минералы.
  8. Позаботиться о том, чтобы у ребенка присутствовал полноценный сон.

Теперь вы знаете, если малыш жалуется на ощущение слабости, по какой причине это может происходить. Важно понимать, что некоторые из способствующих факторов могут негативно воздействовать на здоровье ребенка и слабость может являться тревожным звоночком, об этом нужно помнить и своевременно обращать внимание, при необходимости посещать врача, начинать лечение.

Нередкая проблема подростков — головокружение. Причины возникновения у девочек и мальчиков, меры помощи

Большинство людей хотя бы единожды испытывало головокружение. У подростков данное явление наблюдается чаще, чем у взрослых, поскольку в их организме протекает множество процессов, связанных со взрослением.

Физические, умственные и эмоциональные скачки способны повлиять на общее состояние подростка, вызвав головокружение. В статье описана нередкая проблема подростков — головокружение. Также подробно описаны причины головокружения у девочек и мальчиков, меры помощи.

Из-за чего кружится голова?

Головокружение нельзя оставлять без внимания. Даже при единичном случае рекомендуется установить точную причину, чтобы обезопасить себя.

Физиологические причины

Существует ряд физиологических причин, связанных с переходным возрастом подростков или с особенностями человеческого организма.

  1. Выработка адреналина в организме. Во время экзамена или любой другой волнительной ситуации в кровь человека выбрасывается гормон под названием адреналин. Он активно сужает сосуды и препятствует поступлению кислорода в мозг, что вызывает головокружение.
  2. Укачивание. В данной ситуации головокружение связано с тем, что мозг не соотносит показания вестибулярного аппарата и окружающей обстановки. Сосуды у подростка, расположенные в головном мозге, развиваются, следовательно, их работа может быть неточной. Как правило, подобное возникает при длительной поездке на транспорте или на водном средстве передвижения.
  3. Голодание/обезвоживание. Среди девочек-подростков распространены диеты, однако из-за активного роста организму необходимо повышенное количество питательных элементов. Из-за голодания или обезвоживания они не поступают в организм, вызывая головокружение.
  4. Чрезмерные физические нагрузки. Во время тренировок организм тратит большее количество полезных элементов для поддержания общего состояния. Если истраченной энергии больше, чем потребляемой, у подростка может начаться головокружение.
Читать еще:  Рассасывающий компресс

В возрасте 14-15 лет развивается вегето-сосудистая дистония. Возникает она на фоне функциональных изменений, свойственных каждому ребенку. При должном лечении заболевание проходит и в более зрелом возрасте уже не беспокоит.

В 15-17 лет

В данном возрасте у подростков появляются вторичные половые признаки, что вызвано гормональной перестройкой. Подростки активно растут и набирают в весе. В совокупности эти факторы могут привести к головокружению.

Лекарственные препараты

Подросткам сложнее подбирать лекарственные препараты, нежели взрослым, поскольку в этом возрасте в организме происходит ряд изменений, которые необходимо учитывать. При лечении должен выдвигаться комплекс средств:

  • лекарственные препараты;
  • лечебная физкультура для тренировки вестибулярного аппарата.

Особенности недуга у девочек

Девочки-подростки имеют почти такие же причины головокружения, что и мальчики. Единственное отличие — менструация. Ежемесячно в организме девочек происходит гормональный сбой, который может вызывать плохое самочувствие и, что закономерно, головокружение.

Симптомом каких болезней могут быть частые недомогания?

Головокружение само по себе не является заболеванием. Необходимо помнить, что если голова у подростка кружится постоянно, то это лишь отдельный симптом, который может указывать на серьезную или не очень патологию. Заболевания, имеющие в симптоматике головокружение:

  1. Болезнь Меньера. Это заболевание внутреннего уха, которое характеризуется плохим слухом, звоном в ушах и головокружением. Является хронических, возможно лишь смягчение симптомов.
  2. Вирусный менингит. Это заболевание, характеризующееся воспалительным процессом в области мембран. Иногда наблюдается головокружение, что свидетельствует о воздействии на центральную нервную систему.
  3. Вестибулярная мигрень. Заболевание, характеризующееся сильной головной болью. Примерно у 40% больных оно сопровождается головокружением.
  4. Вегето-сосудистая дистония. Заболевание, для которого характерно нарушение в кровообращении. В большинстве случаев частое головокружение является симптомом данного недуга.
  5. Гипертония и гипотония. Заболевания, указывающие на повышение или понижение давления. В каждом из случаев нарушается приток крови и кислорода к мозгу, что вызывает головокружение.
  6. Гайморит. Если заболевание в хронической форме, то к мозгу поступает меньшее количество кислорода, что приводит к головокружению.
  7. Отит. При заболевании нарушается слуховой аппарат, появляется шум в ушах, что вызывает головокружение.

Подробнее о том, симптомом каких недугов является головокружение, узнайте тут, а о том, почему бывают частые головокружения, опасны ли они, читайте в этом материале.

Методы диагностики

При жалобах на головокружение лечащий врач направляет пациента на следующие процедуры:

  • типовой осмотр;
  • общий анализ крови;
  • рентген слухового прохода и грудной клетки;
  • МРТ.

Если существует необходимость, специалист направляет на другие обследования.

Что делать для лечения?

От головокружения необходимо избавляться в любом случае, поскольку оно приносит множество неприятностей его обладателю. Подробнее о лечении головокружения читайте тут.

Первая помощь в домашних условиях

Если ближний жалуется на сильное головокружение, следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Уложить человека на горизонтальную поверхность спиной.
  2. Голова, плечи и шея находятся на возвышении (не обязательно, но желательно).
  3. Исключать любые резкие движения головой, наклоны или повороты.
  4. Положить на лоб влажную ткань (если есть возможность, смешать уксус с водой в пропорции 1:1).
  5. Открыть окно, чтобы в комнату поступал свежий воздух.
  6. Измерить пульс.

К какому врачу обращаться?

Первостепенно рекомендуется обратиться к педиатру, он направит на все необходимые обследования. В случае необходимости лечащий врач выпишет направление к неврологу или невропатологу.

Медикаментозная терапия

Если головокружение накатывает на человека регулярно, он должен иметь при себе лекарственные препараты, чтобы не ждать помощи от окружающих.

  • При проблеме с гипертензией человек носит с собой блокаторы или диуретики. Например, «Клонидин» или «Фентоламин».
  • При проблеме с кровеносной системой назначают антиагреганты. Например, «Тиклид» или «Бетасерк».
  • Если головокружение не является последствием какой-либо патологии, применяют антигистаминные препараты. Например, «Димедрол» или «Пипольфен».

Все медикаменты необходимо принимать после консультации со специалистом.

Головокружение может свидетельствовать о ряде опасных заболеваний. При обнаружении данного симптома необходимо немедленно обратиться к врачу, чтобы тот смог диагностировать недуг и выписать лечение. Берегите свое здоровье!

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео о причинах головокружения у подростков и методах профилактики данного недуга:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВО3РАСТ

— период с 12—13 до 16—18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12—14 лет и заканчивается к 16—18 годам; у мальчиков продолжается с 13—15 до 18— 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3—5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14—15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек — грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8—9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,’бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Читать еще:  Сколько по времени должен работать увлажнитель воздуха

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок — основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы — источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10—15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400— 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14—15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3—5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15— 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5—7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10—15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34—35°, затем через каждые 6—7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22—24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2—3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10—12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.— один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться . под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector