Слуховое внимание это

Селективное слуховое внимание у детей дошкольного возраста 1227

В современных нейрокогнитивных моделях онтогенеза познавательной деятельности вниманию заслуженно отводится важная (Baddeley, Hitch, 2000), а в некоторых даже ведущая роль (Im-Bolter et al., 2006). В когнитивной психологии процесс внимания тесно связывается с понятием «когнитивный ресурс». В онтогенезе внимания два когнитивных процесса играют ключевую роль: формирование произвольного внимания и возникновение и развитие способности к селективному вниманию. Селективное внимание (СВ) – это важная составляющая когнитивного развития человека. Основным отличием данной разновидности внимания (произвольного или непроизвольного) является его большая сфокусированность и узкая направленность на отдельные характеристики объекта наблюдения, а не на весь объект в целом. Кроме того, СВ существенно влияет на выполнение таких важных задач коммуникации, как обнаружение и распознавание звуковых образов. Возрастные особенности формирования селективного внимания изучены в большей степени в сфере зрительного внимания, и преимущественно у детей школьного возраста. По мнению Е. В. Крупской и Р. И. Мачинской, сензитивным периодом развития селективного внимания является возраст 7–8 лет (Крупская, Мачинская, 2010). Однако в последние годы появились сведения о том, что уже на первом году жизни и далее на протяжении дошкольного возраста отмечается значительная динамика в развитии СВ (Richards, Casеy, 1992; Bahrick et al., 2000). В возрасте 4–8 лет существенно возрастает способность к произвольной регуляции СВ (Akshoomoff, 2002). Однако в этот возрастной период состояние произвольного слухового внимания приобретает особую значимость, поскольку именно от него зависит созревание перцептивной базы фонологической системы ребенка, реализация завершающего этапа развития нормативных фонематических представлений (Бельтюков, 1977; Корнев, 2006), а следовательно, и успешность овладения метаязыковыми навыками, фонематическим анализом устной и письменной речи. Состояние функции СВ в дошкольном возрасте остается еще мало изученным, особенно это касается внимания при выполнении задач слухового восприятия речи.

В нейронауках внимание рассматривается как многокомпонентный процесс. Данные нейрофизиологических исследований свидетельствуют о том, что различные аспекты внимания обеспечиваются специализированными мозговыми системами (Coull, 1998; Posner, 1994). Исследования церебральной организации внимания (Батуев, 1981; Мачинская, Дубровинская, 2003; Brunia, 1999; Kahana et al., 2001) показывают, что в этом процессе можно выделить три взаимосвязанные составляющие: обеспечение оптимального уровня бодрствования (активационный компонент), поддержание необходимого уровня активности субъекта (мотивационный компонент) и избирательную модуляцию нейронной активности корковых областей, участвующих в обработке релевантного сигнала (информационный компонент).

Реализация первого компонента связана с функционированием систем активации, прежде всего ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга (Джаспер, 1962). Как компонент внимания общий уровень бодрствования, или активации, организма обычно исследуется с помощью тестов, включающих измерение времени простой реакции. Однако необходимость в течение продолжительного времени сохранять должный уровень внимания (sustained attention) делает эти эксперименты зависимыми и от мотивационной составляющей. Реализация информационного компонента внимания (селективности) осуществляется нейронными сетями ассоциативных зон коры (теменных и префронтальных) и таламуса (Сoull, 1998; Gazzaley et al., 2004; D’Esposito, 2007). Особая роль в обеспечении избирательных нисходящих влияний от лобных отделов мозга к другим структурам коры принадлежит фронто-таламической регуляторной системе (Батуев, 1981; Мачинская, Дубровинская, 2003; Brunia, 1999; Gazzaley et al., 2004).

Для исследования активационного компонента внимания был выбран тест простого обнаружения слухового стимула. Для исследования информационного компонента внимания – избирательная реакция на целевое слово, предъявление которого чередуется с нейтральными словами.

Как известно, селективное внимание представляет собой весьма динамичный процесс, который флюктуирует в определенных пределах на протяжении эксперимента (Хайдер, 1979). Степень выраженности такой флюктуации зависит как от устойчивости произвольной регуляции внимания, так и от индивидуальной мотивированности, работоспособности и успешности процесса врабатывания испытуемых, т. е от тех характеристик поведения, которые в ситуации психоакустического эксперимента могут служить показателями состояния процессов регуляции слухового внимания и адаптивных возможностей блока регуляции высших корковых функций.

Экспериментальная процедура, которая обычно используется для изучения слухового селективного внимания, заключается в совершении заданного действия (нажатие на кнопку) при предъявлении целевого слова и отсутствии реакции при предъявлении нейтральных слов. В зарубежной психолингвистике такого рода процедура обозначается как «словесный мониторинг» (Cutler, Swinney, 1987). Основными регистрируемыми показателями являются: время реакции (ВР), число правильных ответов и неправильных ответов (пропусков и так называемых «ложных тревог», т. е. положительных реакций на нейтральные слова). Как показано в ряде исследований, время реакции служит одним из основательных и надежных показателей состояния внимания и зависит от индивидуальных особенностей СВ. Задача настоящей работы состояла в исследовании возрастных проявлений селективного слухоречевого внимания у детей дошкольного возраста в условиях когнитивного эксперимента типа словесного мониторинга. Методика

Испытуемые. В исследовании приняли участие 62 ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, из которых были сформированы две экспериментальные группы: условно «младшая» – средний возраст 4 года 6 месяцев (32 человека: 15 девочек, 17 мальчиков) и «старшая» – 5 лет 6 месяцев (30 человек: 17 девочек, 13 мальчиков). Все дети не имели нарушений слуха и интеллекта, посещали детский сад общего типа. В исследовании использовались три типа экспериментальных ситуаций, различающихся как содержанием, так и условиями проведения. Подготовка стимулов, проведение опытов, регистрация и обработка ответов испытуемых осуществлялись с применением персонального компьютера и специализированного пакета программ, предназначенного для работы с речевыми сигналами. Аудиосигналы предъявлялись через два громкоговорителя, стоящих на столе перед испытуемым на расстоянии 1 м, через динамики Genius-SP-S115. Частотный диапазон динамиков составил 0.05–20 кГц, неравномерность амплитудночастотной характеристики ±5 дБ в диапазоне 0.1–10 кГц. Уровень предъявляемого аудиосигнала, регулируемый с помощью компьютера, составлял 65–70 дБ относительно уровня подавления, что соответствовало комфортным условиям прослушивания. На первом этапе работы проводились два психоакустических эксперимента, в ходе которых испытуемые должны были, прослушивая последовательность слов, обнаружить заданные целевые слова (ЦС), реагируя нажатием на кнопку «мыши». В качестве речевого материала использовался набор из 24 слов, произнесенных диктором – мужчиной (существительные единственного числа именительного падежа, двухсложные с ударением на первом или втором слоге, подобранные с учетом возрастной адекватности). Из них в случайном порядке формировались две тестовые последовательности. Процедура первой пробы (эксперимент 1, «медленный» – Э1) состояла в 125 предъявлениях слов, в которых целевое слово «дядя» встречалось 16 раз. Интервал между концом предыдущего слова и началом следующего (межстимульный интервал – МСИ) составлял 1500 мс, продолжительность опыта – 4–4.5 мин. Процедура второй пробы (эксперимент 2, «быстрый» – Э2) заключалась в 126 предъявлениях слов, в которых целевое слово «батон» встречалось 17 раз, МСИ=500 мс, продолжительность опыта – 3–3.5 мин. Количество фоновых слов между целевыми стимулами в случайном порядке менялось от 5 до 9. В ходе ознакомления с процедурой тестирования ребенок прослушивал звучание целевого слова, кроме того, в течение всего периода тестирования перед ним находилась картинка с соответствующим изображением. Ребенок должен был нажимать на левую клавишу «мыши» компьютера, когда он слышал целевое слово. Перед основным тестированием проводилось тренировочное прослушивание, при котором был использован тренировочный тест, состоящий из слов, не входящих в контрольный тест. На втором этапе проводился третий эксперимент – Э3 по измерению простых сенсомоторных реакций испытуемых – времени простой реакции на обнаружение звукового сигнала (ВПР). Тестовая последовательность состояла из 31 сигнала (тон 1000 Гц, длительность 500 мс). Каждый последующий стимул предъявлялся после фиксации реакции испытуемого – нажатия кнопки «мыши» – через интервал времени, изменяющийся в случайном порядке в пределах от 500 мс до 3500 мс. Средняя продолжительность всего эксперимента – 1–1.5 мин. Специальное программное обеспечение решало задачи по управлению подачей стимулов в заданном порядке, а также обеспечивало автоматическую фиксацию ответов испытуемых и времени реакции на стимул и запись их в текстовом формате.

Читать еще:  Сопутствующие заболевания при вич

При обработке результатов оценивались следующие показатели: время реакции на целевое слово (ВР), время простой реакции на обнаружение звукового сигнала (ВПР), количество пропусков целевых слов (КП), количество ложных реакций (так называемые «ложные тревоги»), а также динамика изменения этих показателей на протяжении опыта. Для этого проводилось сопоставление средних значений вышеперечисленных показателей в четырех последовательных временных отрезках – квартилях. ВР и ВПР измерялись от начала подачи стимула. В эксперименте 1 в каждом интервале содержалось по 4 ЦС, в эксперименте 2 – по 4 ЦС в трех первых интервалах и 5 ЦС – в четвертом интервале, в эксперименте 3 – по 8 стимулов в трех первых интервалах и 7 – в четвертом интервале.

Статистическая обработка получен ных данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS Statistics17 путем подсчета среднегрупповых показателей стандартного отклонения, достоверности различий средних по Т-тесту, коэффициента линейной корреляции по Спирмену.

Результаты

Полученные результаты свидетельствуют о том, что используемые методики были адекватны возрастным возможностям детей. Все дети старшей группы успешно справились с тремя экспериментальными задачами. В младшей группе 13 % детей не освоили процедуру опытов и либо отказались от участия в тестировании, либо прекратили работу в ходе эксперимента.

Результаты трех экспериментальных проб представлены в табл. 1.

Таблица 1. Среднегрупповые значения измеряемых параметров

При анализе данных ложные реакции и пропуски целевого слова были приняты нами за ошибочные ответы. Ложные реакции составляли незначительную долю от общего числа фоновых слов. В эксперименте 1 число ложных реакций было практически равным в младшей и старшей группах (средние значения по группе: 3.37 и 3.41 соответственно). В эксперименте 2 число ложных реакций в младшей группе в 2 раза превышало аналогичные показатели у детей старшей группы (0.9 и 0.44). В эксперименте 1 (целевое слово «дядя») ложные реакции допускали 67 % детей в обеих группах. Ошибочные реакции приходились на слова: «дятел», «булка», «весна», «зима», «глаза». В старшей группе на слово «дятел» приходилось 90 % ложных реакций, в младшей – 79 %. В эксперименте 2 (целевое слово «батон») ложные реакции в старшей группе встречались у 41 % детей, в младшей – у 64 %. Ошибочные реакции приходились в основном на слова: «балкон», «ваза», «вагон» (на каждое слово по 30 % от общего числа ошибок). Возможно, относительно большая величина ложных реакций в эксперименте с целевым словом «дядя» обусловлена наличием среди фоновых слов слова «дятел», близкого по звучанию в начальной части к основному слову. Количество пропусков целевого слова и в 1, и во 2 эксперименте выше в младшей группе (рис. 1), однако разница между группами по этому показателю статистически достоверна только для эксперимента 2 (p Скопировать

Слуховое внимание это

Началась пора отпусков. Самое время подумать, чем заняться с пользой. Многие поедут на дачу, к родственникам в деревню. Когда мои дети были маленькими, мы на целое лето выезжали в деревню. Сама деревня полна новых звуков.

Но мы начали с леса. Это другой мир — мир естественных звуков, замечательное место для путешествий, экспериментов, тренировки слухового внимания — основы фонематического восприятия и фонематического слуха.

Здесь красиво и тихо кругом. Но прислушаемся к этой тишине, и ухо различит множество звуков, таких непохожих на шум городских улиц. Попробуйте обратить на них внимание ребенка.

Что слышат городские дети?

Для начала проверьте, что услышат ребята, если им предложить во время прогулки внимательно послушать, а потом рассказать. Большинство городских детей различают только сильные звуки, не связанные с жизнью природы (поезд, грузовая машина на шоссе). Ребята сами часто крикливы, замечают в окружающем только громкие, резкие звуки, и это обедняет восприятие окружающего мира.

Тренируем слуховое внимание в лесу

Мне хотелось, чтобы дети глубже проникли в красоту природы, замечали не только ее формы и краски, но и звуки — иногда нежные и осторожные, иногда сильные и грозные. Обычно мы любовались этими удивительными красками, давая радость глазам, теперь же стали напряженно прислушиваться к звукам леса. Был ветер, и деревья шумели, каждое по-своему. Я сказала: «Послушайте внимательно, что говорит лес, потом каждый скажет, что услышал».

Все напрягли слух. Что же на этот раз, услышали дети? Прежде всего, они были крайне удивлены: оказывается, у всякого дерева свой голос.

  1. «Лес шумит ш-ш-ш», — сказал Павлик.
  2. «Это только сосны, а осина совсем не так шелестит», — уточнил Алеша.
  3. «Осина, как в ладошки хлопает, только тихонько так», — добавила Света и несколько раз осторожно похлопала ладошками.
  4. «Послушайте, как говорит березка. Бегите к ней», — предложила я.

Дети наперегонки кинулись к группе молодых березок, встали там и замерли, прислушиваясь.

  1. «Она шелестит и как будто немножко звенит», — удивленно сказала Света. «Правда звенит, если очень слушать», — подтвердили дети.
  2. «Видите, каждое дерево разговаривает по-своему, а вы до сих пор этого не замечали. Напрягите свой слух. Послушайте еще и, наверное, услышите что-нибудь новое, интересное».

Дети опять притихли.

  1. «Слышу, слышу, как шишка упала. Это ее ветер сорвал», — радостно воскликнула Света.
  2. «А я слышу, кто-то поет в лесу. Наверное, грибы собирают», – обрадовался Павлик.
  3. «Дятел, дятел! Слушайте, как стучит по дереву, наверно, близко. Пойдемте, посмотрим», – загорелся Алеша.
  4. «А я слышу еще другую птичку, она так тихонько поет, тик-тилик, тик-тилик», – проговорила Света.

Игры на слуховое внимание

Перед детьми открылся новый мир удивительных звуков. Оказывается и деревья в лесу разговаривают, и обитатели его поют, стучат, чирикают каждый на свой лад. Привычное место прогулки окрасилось новым интересом, и теперь каждый раз дети просили: «Давайте поиграем, кто больше услышит».

Я записывала ответы, и мы вместе обсуждали, кто выиграл. Эти ежедневные упражнения обостряли слуховое внимание и приносили новые открытия: синичка поет нежно, негромко; ворона каркает грубо, неприятно; а сороки трещат, как будто ссорятся; кузнечики стрекочут, будто сено косят. Мы предложили новую игру: «Угадай, чей голос». Дети подражали голосам птиц, шуму и шелесту деревьев, завыванию ветра и другим звукам.

Лето продолжалось. Зацвели кустарники, закуковала кукушка, лягушки стали давать свои концерты на пруду. На полянках зажужжали насекомые. Грянул первый гром. Появились у нас теперь и другие игры, связанные с новыми наблюдениями.

На полянке, например, мы играли в «Жуки», «Пчелки» вместе с деревенскими ребятами.

В первой игре дети делятся на две группы. Одна становится в круг, другая, изображающая жуков, бежит в середину круга со словами:

  1. Я жук, я жук,
  2. Я здесь живу.
  3. Всю жизнь жужжу: ж. ж. ж.

Дети, стоящие в кругу, ловят жуков. Если детей мало, в круг становится взрослый.

Игра «Пчёлки»

В игре «Пчелки» все дети образуют круг. Водящий – «пчела» – становится в середину круга. Дети говорят хором:

  1. Пчелы жужжат,
  2. Ужалить хотят,
  3. Пчелы зажужжали,
  4. Дети убежали.

Водящий при последних словах произносит звук «ж» и ловит детей.

У лесного пруда мы слушали, как кричали лягушки, как всплескивалась рыба. Играли в игру «Цапля и лягушка». Участники игры, присев на корточки, прыгают по полянке, изображая лягушек, и произносят звуки «ква, ква, ква». По сигналу взрослого: «цапля», дети замирают на месте и молчат – «цапля» забирает тех детей, которые пошевелятся.

Игра «Кто как поет» возникла после чтения книги В. Бианки «Кто чем поет». Я сказала: «В книге мы узнали, чем поют разные птицы. А мы с вами можем поиграть в игру «Кто как поет». Попробуйте ворковать, чирикать, петь, как синичка или другая птица, и, если будет похоже, мы сразу угадаем, кто так поет».

Читать еще:  Синтетические пенициллины препараты

Звукоподражание доставляло детям большое удовольствие, хоть и не всё получалось. Повторяя звуки, они лучше понимали и запоминали услышанное и тоньше различали их в окружающей жизни — такая своеобразная техника развития фонематического восприятия и слуха.

Так постепенно дети привыкали не только видеть красоту природы, но и слышать ее разнообразные звуки. Мы обычно мало развиваем слуховое внимание детей. А между тем оно расширяет кругозор: дети стали понимать значение слышанного, сравнивали, находили ответы на интересные вопросы. Мир для них стал шире, богаче.

Каковы результаты и как их проверить?

Было интересно проверить, насколько за это время развилось слуховое внимание детей. Приводим для примера некоторые ответы в начале и в конце нашей работы.

  1. 1-й ответ: «Поезд идет».
  2. 2-й ответ: «Ветер гудит, лес шумит шу-у, шу-у. На березе листочки звенят, шумят сосны, поют птички разные: пинь-пинь-пинь. Шумит тихонько трава, это ее ветерок перебирает. Еще ветки трещат, кто-то прыгает там. Поезд идет, только далеко. Еще дятел тукает тук-тук».
  1. 1-й ответ: «Ничего нет, только поезд».
  2. 2-й ответ: «Птичка поет, нежно так: тик-тилик; тик-ти-лик, и сосны шепчутся чего-то: ш-ш-ш, ш-ш-ш, наверно, разговаривают».

Постепенно исчезала крикливость. Умение слушать и слышать осторожные и тихие звуки природы не уживались с привычкой говорить громко. Часто дети сами останавливали друг друга: «Так кричите, что из-за вас и скворец перестал петь, а так красиво запел», – сердито говорит Павлик. «Помолчи, а то и леса не услышишь». «Вот кричал прошлый раз, когда мы птиц слушали, теперь и не угадаешь из-за тебя, кто это поет» (во время игры).

Радостно, что разнообразные и подчас нежные звуки природы доставляли детям эстетическое удовольствие. Ну разве можно не послушать соловья? Я сама его только недавно услышала. Так красиво!

Развитие слухового внимания и восприятия.

Слух — важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения.

Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени (!) раз меньше, чем аналогичная интенсивность света.

Слух – самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника.

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми.

Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Лепет ребенка — активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка.

В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.

Эти умения, отчетливо выговаривать слова и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух, понадобятся ребенку при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма — «как слышим, так и пишем».

В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:

— Чьи голоса слышны на улице? Детские или взрослые? Много ли детей гуляет во дворе? Какая сейчас погода на улице? А какая машина проехала (уехала), легковая или грузовая?

— Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?

— Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает, и т. д.?

— Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т. д.).

Взять набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Предложить ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Хлопни в ладоши». Воспитатель называет слова. Дети должны хлопнуть тогда, когда услышат определенное слово. Например слово стол или домашнее животное и т.д.

Игра «Отгадай загадки», где ответ будет в рифму:
Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха гуляет… (черепаха).
Можно в рифмы играть и вот так: взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трех предложенных слов:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные…(перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь — от меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ (суп)

Упражнение на повторение за взрослым пары слов. Ребенок должен определить, похожи ли они по звучанию: пень-день, топот-кубик, майка-байка, фантик-бантик, лифт-банан и т.д.

«Великаны и карлики». Дети должны показывать по команде воспитателя карликов (присесть) или великанов (поднять руки вверх и стать на носочки). Воспитатель начинает путать детей: говорит, например карлики, а показывает великанов. Дети должны выполнять только то, что слышат.

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

«Лови — не лови».
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

Игра «Сделай правильно».
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх — четырех раз.

Игра «Послушай и сделай как я».
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями — малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 — 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

Читать еще:  Ринит таблетки показания к применению

Задание №4«Запомни и нарисуй»:

• солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник.

• Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч.

Слова, говорятся один раз.

12. Задание №5 «Нарисуй, чего не стало».

Читается два варианта набора слов. Во втором варианте какое-то слово отсутствует. Ребёнок должен его определить и нарисовать.

Развиваем слуховое внимание

Развивать слуховое внимание очень важно: это необходимо, для того чтобы ребенок умел узнавать и различать новые звуки. Слуховая память (способность запоминать звуки) развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.

Приготовьте несколько игрушечных музыкальных инструментов и звучащих игрушек. Для начала пусть ребенок поиграет с ними, послушает, как они звучат. Конечно, не каждый малыш сможет произнести название источника звука, но определить, что именно звучало, когда предмет вне видимости, может попытаться.

Возраст 1,5–2 года

• Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет.

• Предложите ребенку отвернуться и поиграйте на инструменте или извлеките звук из игрушки. Затем попросите показать источник звука или назвать его.

• Сначала поиграйте на гармошке, затем подудите в дудку и, наконец, постучите в барабан. Спросите у ребенка, какой инструмент звучал первым, последним.

• Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем долгий. Попросите ребенка повторить.

• Постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить.

• Подудите в дудку: дважды извлеките долгий звук и один раз короткий. Попросите ребенка повторить.

Выполняйте такие упражнения с разными звучащими игрушками и музыкальными инструментами.

Учите ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки, поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.

• Подудите в дудку и попросите ребенка покружиться под музыку – быстрее и медленнее. Если малышу трудно, покружитесь вместе с ним.

• Попросите ребенка подпрыгнуть, когда раздастся звук трещотки.

• Предложите малышу похлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.

• Пусть ребенок вслед за вами два-три раза встряхнет тамбурин.

• Протяните звук «А-А-А», а затем быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.

• Попросите ребенка прокричать «АУ» издалека и рядом с вами.

Развиваем слуховое восприятие

Слуховое восприятие – это способность воспринимать звуки, различать их по продолжительности, силе и громкости.

Возраст 2–3 года.

• Покажите ребенку три-пять картинок с изображением животных и продемонстрируйте, как они «разговаривают». Попросите ребенка показать и (или) назвать того, кто кричал, по картинкам.

• Покажите ребенку три-пять картинок с изображением птиц и продемонстрируйте, как они «разговаривают». Попросите ребенка показать и (или) назвать того, кто кричал, по картинкам.

• Попросите ребенка идти медленно, когда вы будете медленно бить в барабан, и быстро, когда вы начнете бить в барабан быстро.

• Попросите ребенка хлопать в ладоши, когда вы будете дудеть в дудку, притопывать – когда вы заиграете на гармошке.

Развиваем фонематический слух

Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки речи. Без развитого фонематического слуха речь не будет полноценной.

Тренировать фонематический слух можно уже с годовалого возраста. Упражнения выполняются по принципу – от простого к сложному.

Задания на выделение первого звука, узнавание слов на заданный звук, договаривание рекомендуется выполнять с 4 лет.

• Попросите ребенка повторить за вами звуки:

• Попросите ребенка повторить за вами звукосочетания:

• Попросите малыш поднять руку, когда он услышит звук «А»:

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит звук «У»:

• Попросите малыш поднять руку, когда он услышит звук «Ы»:

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит звук «И»:

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит звук «Э»:

• Попросите ребенка назвать лишний звук:

• Попросите ребенка повторить за вами слоги:

• Покажите ребенку картинки: астра, арбуз, абажур, арка . Попросите сказать, на какой звук они начинаются.

• Покажите ребенку картинки: машина, майка, мак, муха . Попросите сказать, на какой звук они начинаются.

• Покажите ребенку картинки: кот, крыша, корабль, кружка . Попросите сказать, на какой звук они начинаются.

• Покажите ребенку картинки: шарик, шапка, шкаф, штаны . Попросите сказать, на какой звук они начинаются.

• Покажите ребенку картинки: дом, дверь, дог, кузнечик . Попросите сказать, какая картинка лишняя.

• Покажите ребенку картинки: носки, ножницы, топор, нож . Попросите сказать, какая картинка лишняя.

• Покажите ребенку картинки: яблоко, юбка, ящик, якорь . Попросите сказать, какая картинка лишняя.

• Покажите ребенку картинки: пальто, банан, дыня, бочка, бусы . Попросите показать предметы, названия которых начинаются на «б».

• Покажите ребенку картинки: сумка, рыба, танк, трусы, ваза . Попросите показать предметы, названия которых начинаются на «т».

• Покажите ребенку картинки: сапоги, зонтик, зоопарк, шляпа, замок . Попросите показать предметы, названия которых начинаются на «з».

• Попросите ребенка определить последний звук в названиях картинок: цветок, ананас, кот, ландыш, гном .

• Попросите ребенка определить первый звук в названиях картинок: лампа, автобус, варежки, самолет, груша, фартук .

• Покажите ребенку картинки: корова, замок, кот, курица, крючок . Попросите малыша сказать, где стоит звук «к» в названиях предметов – в начале или в конце слова.

• Покажите ребенку картинки: топор, самокат, пакет, туча, вертолет. Попросите малыша сказать, где стоит звук «т» в названиях предметов – в начале или в конце слова.

• Покажите малышу картинки: кувшин, ножницы, банан, носок, слон . Попросите малыша сказать, где стоит звук «н» в названиях предметов – в начале или в конце слова.

• Покажите ребенку картинки: флаг, шкаф, фартук, шарф, футболка . Попросите малыша сказать, где стоит звук «ф» в названиях предметов – в начале или в конце слова.

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит слог «МА»:

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит слог «КО»:

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит слог «ТЫ»:

• Попросите ребенка поднять руку, когда он услышит слог «БУ»:

Выполняя следующие упражнения, ребенку нужно будет договорить недостающий элемент (звук) в слове.

• Попросите ребенка договорить:

звук «т» пло-. паке-. самоле-. све -. пру -. автома – .

звук «н» бато – . зво – . кра – . бана – . ваго – .

звук «с» голо – . абрико – . воло – . плюю – . пала – .

звук «к» сыро – . звоно – . кула – . подаро – . шнуро – .

• Попросите ребенка договорить:

слог «па» ре – . лу – . шля – . ла – . ли – .

слог «ва» тра – . голо – . коро – . сли – . ре -.

слог «ши» у – . ка – . гру – . кры – . мы – .

слог «ги» но – . доро – . подру – . утю – . фла – .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector