Слуховой анализ

Рыжов В.П. Рабочая программа курса «Слуховой анализ звукозаписи» для студентов специальности 051500 — Музыкальная звукорежиссура

В.П. Рыжов
доктор физико-математических наук, профессор Технологического института
Южного федерального университета в г. Таганроге и Ростовской государственной
консерватории им. С.В. Рахманинова, действительный член (академик)
Международной академии информатизации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Слуховой анализ звукозаписи»
для студентов специальности 051500 – Музыкальная звукорежиссура [1]

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Слуховой анализ звукозаписи» направлена на получение навыков анализа основных характеристик фонограмм, выполнение квалифицированных экспертных оценок, выявление содержательных сторон исполняемой музыки в связи с объективными акустическими характеристиками звука. Слуховой анализ звукозаписи необходим в качестве курса, синтезирующего представления фундаментальных дисциплин музыковедческого плана и специальных дисциплин технической направленности. Эта дисциплина также необходима для практической деятельности музыкального звукорежиссера.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «Слуховой анализ звукозаписи» студент должен:
— знать основные параметры и характеристики фонограммы;
— освоить оценочный протокол OIRT (Organisation International Radio and Television);
— производить слуховой анализ основных психоакустических характеристик звукозаписи;
— оценивать качество музыкального исполнения;
— понимать связь между объективными параметрами звука и характеристиками его восприятия;
— ориентироваться в распознавании звучания основных групп музыкальных инструментов и различных ансамблей и оркестров;
— выполнять слуховой анализ художественных и эстетических характеристик звукозаписей;
— уметь использовать полученные знания в практической работе.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

4. Содержание дисциплины

4.1. Тематический план

4.2. Содержание разделов дисциплины

Предмет и содержание курса. Основные задачи слухового анализа звукозаписи: художественные и технические. Изменение требований к характеристикам звукозаписи в процессе эволюции технических средств. Связь курса с задачами проведения звукозаписи, монтажа фонограмм, ремастеринга.

1. ОЦЕНОЧНЫЙ ПРОТОКОЛ

Две группы характеристик – художественные и технические. Зависимость художественных оценок от эпохи и стиля произведения, от состава исполнителей и художественных задач композиции.

Испытательный протокол для субъективной оценки качества записей на основе рекомендаций OIRTOrganisation International Radio and Television. Основные параметры: пространственное впечатление, прозрачность, музыкальный баланс, тембр, стереофоничность, помехи, искажения, исполнение, аранжировка, динамический диапазон. Шкала оценок для технических параметров. Специфика шкалы оценки искажений.

2. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПСИХОАКУСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЗВУКА

Определение частоты тонального сигнала и превалирующей частоты в реальном сигнале и шуме. Абсолютная высота музыкального строя и точность настройки интервалов. Нестабильность частоты.

Высотная интонация, ее характеристики и предельные параметры. Определение изменения высоты сигнала в центах. Выявление разностного тона. Обнаружение и оценка детонации скорости носителя записи звука.

Громкость звука и уровень громкости (в сонах и фонах, в децибелах). Уровнеграмма звучания. Динамический диапазон произведения и записи. Условность обозначение громкости и динамических оттенков в нотной записи. Оценка степени компандирования и экспандирования динамического диапазона.

Временные характеристики звучания. Точность воспроизведения ритма. Агогические оттенки. Неодновременность звучания отдельных голосов в ансамблях. Легато, портаменто и стаккато.

Объективная и субъективная оценка линейных искажений (изменение огибающей спектра, завал низких и высоких частот, паразитные резонансы и провалы в спектре). Использование эквалайзера для компенсации искажений огибающей спектра. Предискажения при записи.

Объективная и субъективная оценка нелинейных искажений. Выявление источника искажений. Допустимые значения нелинейных искажений. Комбинационные искажения и их оценка. Оценка влияния шумов, аддитивной и мультипликативной сетевой помехи и отношения сигнал/шум.

Пространственные характеристики сигнала и их субъективная оценка. Определение ближнего и дальнего планов в записи. Оценка ширины панорамы и точности пространственной локализации источника звука. Впечатление объемности помещения. Выявление искусственных пространственных эффектов.

3. ТЕМБРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ЗВУЧАНИЕ ТИПИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ И СОСТАВОВ

Классификация музыкальных инструментов. Принципы формирования звука в музыкальных инструментах различных типов.

Определение на слух звуков различных инструментов в ансамблевом и оркестровом звучании. Особенности аутентичных старинных инструментов. Выявление расстройки инструментов и недостатков тембрового, динамического характера и сопутствующих помех (скрип педали, стук клавишей, дыхание исполнителя и т.д.).

Камерные ансамбли: дуэты однородных инструментов, голоса и фортепиано, струнных и духовых инструментов и фортепиано, фортепианное трио, струнный квартет, ансамбли с большим числом участников.

Вокально-иснтрументальные ансамбли современных авторов. Джаз.
Симфонический оркестр (большой, камерный).
Оркестр русских народных инструментов.
Духовой оркестр.
Эстрадный и эстрадно-симфонический оркестры.
Хор, хор с солистами, хор с оркестром.
Композиции электронной и компьютерной музыки.
Тембровый диктант.

4. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАПИСЕЙ

Музыка как художественный феномен. Выявление музыкального стиля и жанра музыки (по исполнительским средствам, по содержанию). Особенности восприятия малых и крупных форм. Учет исторической эволюции музыкальных форм и стилей.

Слуховой анализ малых форм камерной музыки: сольные пьесы для фортепиано и других инструментов, романсы и песни, полифонические формы, пьесы для камерных ансамблей.

Слуховой анализ крупных форм: вариационные циклы, сюиты, сонаты для фортепиано и камерные сонаты, симфонии, концерты для фортепиано и других инструментов с оркестром.

Слуховой анализ музыки для театра: опера, балет, оперетта, мюзикл, музыка в кино и драматическом спектакле.

Слуховой анализ новых видов и форм музыки: серийной, микротоновой, спектральной, электронной, компьютерной.

Определение неточностей игры по нотному тексту и записи.

Составление развернутой рецензии на избранные концертные программы.

5. Лабораторный практикум не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

А) основная литература

1. Арановский М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.: Композитор, 1998.
2. Алдошина И.А. Основы психоакустики. – СПб.: Композитор, 2006.
3. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1971.
4. Казанцева Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры: Учебное пособие. – Астрахань: АГК, 2005.
5. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов. – М.: Легпромбытиздат, 1989.
6. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений.– М.: Музыка, 1986.
7. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений (цикл учебных изданий по отдельным музыкальным формам). – М.: Музыка, 1987-1990.

Б) дополнительная литература

1. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. – М., 1992.
2. Лоянич А.А. Компьютер в помощь музыканту. – М.: NT Press, 2006.
3. Ментюков А.П., Устинов А.А., Чельдиев С.А. Музыка, электроника, интонирование. – Новосибирск: НГК, 1993.
4. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. – М.: Музыка, 1990.
5. Соколов А.С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества. –М.: Музыка, 1992.
6. Степанова И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. – М.: МГК, 1999.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

— звуковоспроизводящая (усилители с акустическими колонками) аппаратура (для разных носителей звука);
— компьютеры с программами WINDOWS, AUDITION;
— аудиозаписи на компакт-дисках классической, народной и современной музыки.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

— Студия звукозаписи РГК;
— звукоусилительная аппаратура с акустическими колонками;
— компьютеры.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Слуховой анализ звукозаписи»
Для изучения дисциплины целесообразно использовать в качестве домашнего задания две экспериментальные работы, выполняемые на компьютере (домашнее задание № 1 и домашнее задание № 2).

Читать еще:  Ребёнок начинает заболевать что делать

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ по курсу «Слуховой анализ звукозаписи»

Цель работы – интеграция основных представлений об оценке параметров звукозаписи на примере произведения крупной формы и использование при прослушивании произведения основных понятий музыкальной акустики.

Объект анализа – 1-я часть (сонатное Allegro) симфонии (индивидуальные варианты).

1. Прослушать произведение и дать его анализ его музыкальной формы, указав по времени (или по тактам) границы основных разделов (экспозиции, разработки, репризы).
2. Дать оценку качества звучания и исполнения на основе оценочного протокола OIRT.
3. Оценить общий динамический диапазон звукозаписи и динамический диапазон разделов музыкальной формы, а также пределы изменения уровня в crescendo и diminuendo.
4. Определить пределы изменения темпа при агогических оттенках.
5. Определить на уровне — 40 дБ частотный диапазон записи.
6. Выделить участки солирования деревянных духовых инструментов, указать вид инструмента и оценить частоты их формант.
7. Сделать выводы по результатам анализа.

Работа выполняется с использованием программ Audition или Cool.

Варианты музыкальных произведений

1. Моцарт В. 40-я симфония;
2. Бетховен Л. 1-я симфония;
3. Чайковский П.И. 1-я симфония;
4. Чайковский П.И. 4-я симфония;
5. Чайковский П.И. 5-я симфония.

Работа оформляется на листах формата А4 с приложением необходимых распечаток фрагментов записей.
Срок сдачи курсовой работы – 17-я неделя.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 522500-01 Музыкальное искусство. Программа по специальности 051500 – Музыкальная звукорежиссура.

Составитель – доктор физико-математических наук, профессор Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге и Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, действительный член (академик) Международной академии информатизации В.П. Рыжов

1. Полный текст см. в издании: Слуховой анализ звукозаписи: Программа для музыкальных вузов по специальности 051500 «Музыкальная звукорежиссура» / Сост. В.П. Рыжов. – Ростов н/Д.: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2009. 16 с.

Рабочая программа по предмету «Сольфеджио» срок реализации программы 7 лет

Главная > Рабочая программа

Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.

Воспитание музыкального восприятия (Анализ на слух).

Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить обучающегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания для разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом).

Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.

Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:

целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков;

анализ отдельных элементов музыкального языка.

Основная задача этого вида анализа – научить обучающихся слушать музыкальные произведения.

При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.

При анализе многоголосной музыки обучающиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).

Решающую роль при этом играем подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическими особенностями. Это могут быть примеры из музыкальной литературы.

Желательно максимально использовать произведения, исполняемые обучающимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условия для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в аудио- записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным является в 1-3 классах, т.е. до начала занятий по музыкальной литературе.

Анализ элементов музыкального языка.

Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, отзвука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.

Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.

В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе на диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.

Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.

Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

Читать еще:  Ребенок кхыкает постоянно комаровский

Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Возможны и другие формы диктанта:

гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);

фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по памяти) и др.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).

Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.

Воспитание творческих навыков.

Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.

Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.

Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.

Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания обучающихся.

Творческие задания должны быть доступны обучающимся.

Творческую работу можно начинать с 1 класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:

допевание ответной фразы;

досочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;

сочинение мелодий на заданный текст.

К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.

Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.

Творческие приемы развития слуха особенно эффективны в младших классах.

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет 7 класс, где как бы проводится итог знаниям, приобретенным обучающимися к моменту окончания музыкальной школы.

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся. Это особенно относится к обучающимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 7 классе.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Диагностика слуха

В процессе написания вводной темы о тиннитусе (выложу сегодня-завтра), в завалах писем от клиентов я встретил один вопрос, который повторялся наиболее часто — как определить, связан ли тиннитус с нарушением слуха, какое исследование делать, как вообще провести диагностику слуха.

Начнем с термина «диагностика слуха» — он является этаким синтетическим, потому что по сути «диагностика слуха» это есть оценка слуховой функции человека, а не здоровья того или иного органа, и состоит из нескольких специальных тестов и измерений.

Это собственно, самое главное измерение, которое показывает именно состояниее слуха как функции и состоит в определении различных порогов слышимости, которые определяются на частоте от 125 Гц до 8 кГц. Данный вид диагностики осуществляется в помещении, защищённом от шума, с применением специального оборудования — аудиометра, а также при помощи слухового аппарата через вкладыш — т.н. InSitu, т.е. «на месте».

В аудиометре используются наушники со специальными телефонами TDH-39, которые обеспечивают изофонные характеристики звука, другие наушники использовать нельзя. Также при использовании аудиометра можно (и нужно) делать анализ костной проводимости при помощи костного вибратора — это позволяет определить тип потери слуха — сенсоневральный или контуктивный. Этот вариант предпочтительнее при первичном приеме и для диагностических целей. Применение слухового аппарата — проще, точнее с точки зрения оценки возможностей слухопротезирования, и проводится только после оценки остаточного объема уха (тест обратной связи), но не дает данных о костной проводимости, т.к. не используется костный вибратор.

Аппаратура генерирует звуки определенной частоты (от 125 Гц до 8 кГц), если клиент слышит какой-либо звук, он сообщает об этом при помощи нажатия на сигнальную кнопку или голосом. Т.о. даное исследование является субъективным, оно включает в себя осознанную реакцию на звук — для целей слухопротезирования это является важным аспектом.

Для целей полного исследования проводится снятие порогов:

— слышимости, т.е. минимальной громкости звука, на которую реагирует клиент;

— дискомфорта, т.е. уровень громкости, неприятный для пациента — нужно для определения наличия ФУНГа исоответственной настройки слухового аппарата, чтобы не навредить;

— комфорта, т.е. уровня громкости, при котором звук достаточно различим и приятен

— костной проводимости, т.е. звука, передаваемого непосредственно на волосковые клетки, минуя среднее ухо, за счет вибрации височной кости

Акустической импедансометрией называют способ, позволяющий обнаружить заболевания среднего уха (барабанная перепонка, косточки, овальное окно, евстахиева труба). При помощи импедансометра осуществляются две операции – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия. Полученные результаты позволяют определить состояние среднего уха, найти проблемы, связанные с барабанной перепонкой и цепью слуховых косточек, что помогает своевременно выявить такие распространённые заболевания, как отит, отосклероз и многие другие.

При помощи тимпанометрии оценивается подвижность барабанной перепонки. Кроме того, таким же образом можно оценить подвижность слуховых косточек и проходимость евстахиевой трубы, наличие перфорации перепонки, наличие жидкости в среднем ухе.

Акустическая рефлексометрия основана на регистрации изменений податливости звукопроводящей системы, происходящих при сокращении стременной мышцы. При подаче сигнала, интенсивность которого является пороговой для пациента, стременная мышца должна сократиться, что регистрируется импедансометром. При этом звук, поданный с одной стороны должен вызвать сокращение стременных мышц с обеих сторон, и в этом рефлексе принимают участи проводящие пути отделов слуховой системы, т.е. жто ииследование позволяет определить наличие нарушений функции VII и VIII пар черепномозговых нервов и стволомозговых слуховых проводящих путей.

Читать еще:  Причины бронхиальной астмы у детей

Рефлексометрия не требуется при проведение слухопротезирования, но практически всегда показана при кохлеарной имплантации, при диффдиагностике болезни Меньера, акустической невриномы и аудиторной нейропатии.

КСВП и ASSR, или «компьютерная аудиометрия», регистрация слуховых вызванных потенциалов

В ответ на звуковое воздействие в различных отделах слухового анализатора возникает электрическая активность, которая охватывает постепенно все отделы анализатора от периферии до центров: улитка, слуховой нерв, ядра ствола, корковые отделы. Эту электрическую активность и исследуют при проведении КСВП и ASSR.

Регистрацию КСВП проводят в состоянии бодрствования обследуемого или естественного сна, щелчковыми звуками. ASSR — более современная методика регистрации стационарных ответов мозга на модулированный тон — проводится в состоянии глубокого сна. Чаще всего проводят для детей, которые не имеют возможности контакта с исследователем (кооперативности) в силу возраста, сильного нарушения слуха или неврологических проблем.

Результаты регистрации слуховых потенциалов зависят от состояния рецепторов и центров в стволе мозга, и аномальные кривые могут быть обусловлены поражением и того и другого, электрические ответы дополняют или уточняют сведения о характере нарушений в слуховой системе. Для целей слухопротезирования используются редко (и только для детей), т.к. СВП возникают лишь на надпороговые стимулы, тогда как для подбора слухового аппарата нужно работать с минимальной интенсивности сигнала, при котором можно зарегистрировать ответ головного мозга.

Так как СВП-методы не зависят от кооперативности обследуемого, они могут использоваться для экспертизы слуха у испытуемого любого возраста. В этом смысле они объективны, по крайней мере, в той же степени, как и рефлекторные методики.

Кроме этих иследований, иногда показаны следующие:

Электрокохлеография – это регистрация самых ранних слуховых вызванных потенциалов – потенциалов улитки и внутриулитковой части слухового нерва, возникающих в пределах 2-3 миллисекунд после предъявления короткого звукового стимула, как правило щелчка. Электрокохлеография применяется в первую очередь как диагностика болезни Меньера и невриномы слухового нерва, слуховой нейропатии у детей.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — представляет собой очень слабые колебания звука, которые служат для подтверждения правильного функционирования слухового рецептора. Регистрация таких колебаний может быть осуществлена в наружной части слухового прохода благодаря высокочувствительному малошумящему микрофону. Данный вид обследования в основном используется для проверки слуха у детей, начиная с их рождения и заканчивая годовалым возрастом. В случае если ОАЭ была зарегистрирована, значит со слухом у ребёнка всё в порядке. В противном случае ребёнка необходимо отвезти на обследование в сурдоцентр. Данная процедура безболезненна, длится в течение нескольких минут и вполне может быть осуществлена во время сна.

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР — совокупность звукопроводящих и рецепторных элементов, а также структур ц. н. с., деятельность которых обеспечивает восприятие и анализ человеком и животными звуковых колебаний.

У человека Слуховой Анализатор состоит из периферического звена, включающего наружное ухо (см.), среднее ухо (см.) и внутреннее ухо (см.), и центрального — слуховых центров ц. н. с. и проводящих нервных путей (см. Слуховые центры, пути). Деятельность Слухового Анализатора исследуют электроакустическим (напр., импедансометрия), голографическим и электрофизиоло-гическим (импульсная активность нервных клеток, мембранные и рецепторные биопотенциалы, вызванные ответы) методами. Изучаются также нарушения при экспериментальном разрушении у животных различных участков ц. н. с. или при локальных (сосудистых, инфекционных и др.) поражениях у больных.

Восприятие звука начинается в наружном ухе. Ушная раковина способствует определению локализации источника звука в пространстве. Наружный слуховой проход выступает в роли резонсГтора, усиливающего звуковые колебания примерно на 10 дб в области собственной частоты резонанса, равной 3 пгц. Далее звуковая волна вызывает колебания барабанной перепонки, к-рые передаются через систему слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремя) овальному окну. Колебания слуховых косточек, вызывая смещение стремени в овальном окне, трансформируются в колебания жидкостных сред улитки, к-рые вызывают колебания базилярной мембраны (базилярной пластинки, Т.), осуществляющей первичный анализ звуковых сигналов (см. Кортиев орган). Возбуждение рецепторов вызывает возбуждение слуховой части преддверно-улиткового нерва (см.), по к-рому импульсация передается в слуховые центры. Частота звука (см.) кодируется благодаря частотной избирательности отдельных нервных элементов и тонотопической организации — упорядоченному расположению в центрах слухового анализатора нейронов, обладающих максимальной чувствительностью к определенной частоте тона. Частотный анализ в С. а. рассматривается как результат разложения сигнала на частотной оси базилярной мембраны с последующим возбуждением тонотопически организованных нейронов в центрах С. а. Интенсивность звука в С. а. кодируется количеством возбужденных элементов и частотой импульсации в отдельных нейронах. Увеличение длительности сигнала вызывает снижение порога реакции нейрона и увеличение числа импульсов. Начиная с уровня ядра верхней оливы, нейроны С. а. обнаруживают избирательную чувствительность к пространственному положению источника звука. Ряд нейронов корковых отделов С. а. (так наз. нейроны-детекторы) избирательно реагируют на сложные признаки звуковых сигналов (напр., направление частотной модуляции, направление движения источника звука). В этих центрах регистрируются также следовые реакции, возможно являющиеся коррелятами краткосрочной слуховой памяти.

Для оценки деятельности Слухового Анализатора у человека от поверхности черепа регистрируют и обрабатывают с помощью ЭВМ вызванные (вертексные) коротколатентные (скрытые периоды компонентов 0,5 —10 мсек; отражают деятельность стволовых центров С. а.) и длиннолатентные (скрытые периоды от 50 до 300—400 мсек; отражают деятельность ассоциативных слуховых структур) потенциалы малой амплитуды (единицы мкв). При экспериментальном разрушении внутреннего уха у животных или его поражении у человека наблюдается снижение слуха разной степени выраженности (см. Глухота, Слух, Тугоухость). Разрушение стволовых отделов у животных приводит к выраженному нарушению различения частоты и интенсивности, в то время как разрушение участков слуховой зоны коры головного мозга нарушает различение временных свойств стимула (напр., временных последовательностей), повышает порог слышимости на короткие (до 20 мсек) звуки и резко нарушает различение пространственного положения источника звука. При поражениях коры височной доли головного мозга (опухоль, травма, кровоизлияние и др.) наблюдаются сходные нарушения слухового восприятия (напр., повышение порогов слышимости при действии коротких звуков). В настоящее время установлена специализация правого полушария головного мозга к пространственному слуху — поражения этого полушария приводят к резким нарушениям пространственного слуха.

Библиография: Альтман Я. А. Пространственный слух, локализация неподвижных и движущихся источников звука, Усп. физиол. наук, т. 12, № 4, с. 28, 1981, библиогр.; Анализ сигналов на периферии слуховой системы, под ред. Я. А. Альтмана, Л., 1981; Бару А. В. Слуховые центры и опознание звуковых сигналов, JI., 1978; Вартанян И. А. Слуховой анализ сложных звуков, Д., 1978; Физиология сенсорных систем, под ред. Г. В. Гершуни, ч. 2, с. 130, JI., 1972; В ё к ё s у G. Experiments in hearing, N. Y. а. о., 1960; Handbook of sensory physiology, ed. by H. Autrum a. o., v. 5, pt 1—3, В. a. o., 1974—1976.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector