Слуховые рецепторы расположены в

СЛУХОВАЯ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА

Общая характеристика

Слуховая система (слуховой анализатор) — это совокупность механических, рецепторных и нервных структур, которые воспринимают и анализируют звуковые колебания. Звук — это колебательное движение упругих тел, распространяется в различных средах в виде волн.

Звуковые волны характеризуются частотой, измеряемой в герцах (Гц), и амплитудой, от которых зависит интенсивность звука, измеряется в децибелах ( дБ ) по логарифмической шкале. Человек воспринимает звуки с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц.

Слуховая сенсорная система главные и вспомогательные структуры (рис. 7.26).

Главные структуры слуховой сенсорной системы обеспечивают ввод информации от слуховых рецепторов (механорецепторов спирального органа Корти),

РИС. 7.26. Структуры слуховой сенсорной системы и их роль в восприятии и проведении звука

которые расположены на основной мембране завитки внутреннего уха, на разные уровни ЦНС и ее обработку, следствием чего является формирование слуховых образов. Благодаря главным структурам возможно распознавание частоты и интенсивности звука, анализ сложных звуков, локализация источника звука в пространстве, выделение одного звукового сигнала на фоне второго с участием слуховых центров коры головного мозга.

Вспомогательные структуры обеспечивают передачу звукового сигнала волн с воздушного в жидкую среду внутреннего уха, а оттуда — на слуховые рецепторы.

К вспомогательным структурам относятся: наружное, среднее, внутреннее ухо, объединенных под общим названием «ухо» (рис. 7.27).

Внешнее — ушная раковина внешнего уха направляет звуковые волны в наружного слухового прохода, который ведет к барабанной перепонке и участвует в ототопици (определение локализации звука).

Среднее — состоит из трех полостей, заполненных воздухом, — барабанной полости, слуховой трубы и воздухоносных системы сосцевидного отростка. Барабанная полость начинается от барабанной перепонки , заполнена воздухом и имеет три слуховые косточки молоточек, наковальня и стремя . Молоточек присоединен к барабанной перепонке, а стремя входит в овальное окно преддверия внутреннего уха.

Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые, в свою очередь, передаются через слуховые косточки на овальное окно, благодаря чему возникает колебания перилимфы внутреннего уха. При значительной силе звука рефлекторно возникает сокращение стремин- ного мышцы и расслабление натяжного барабанной перепонки, имеет защитное значение.

Сила звуковой энергии, которая вызывает колебания барабанной перепонки, увеличивается в направлении мембраны круглого окна, что значительно меньшие размеры (в 17 раз), чем барабанная перепонка.

Внутреннее ухо. слуховые рецепторы

Внутреннее ухо расположено в пирамиде височной кости и содержит слуховые и вестибулярные рецепторы. Вестибулярные рецепторы расположены в мешочке и пестику преддверия и трех полукружных каналах, слуховые рецепторы находятся в завитков части лабиринта, который имеет три канала (лестницы) (рис 7.28):

■ верхние преддверии лестницы начинаются основой стремени овального окна и находятся между костной улиткой и вестибулярных (рейсснеривською) мембраной, которая отделяет этот канал средних лестницы. Верхние ступени заполнены перилимфой, имеющий высокую концентрацию ионов натрия и низкую концентрацию ионов калия, как внеклеточная жидкость

■ средние лестницы — улитковая пролив, образованные вестибулярных и базилярной (основной) мембраной, на которой расположены слуховые рецепторы органа Корти. Эта лестница заполнении эндолимфой, которая имеет высокую концентрацию ионов калия, как внутриклеточная жидкость

РИС. 7.27. Ухо человека и его структуры

РИС. 7.28. Перепончатый лабиринт человека со структурами, содержащих волосковые клетки

■ нижние барабанные лестницы находятся между костной улиткой и основной мембраной, заполненные пери лимфой, заканчиваются мембраной круглого окна.

На верхушке завитки вестибулярные и барабанные лестницы соединяются между собой через отверстие, которое называется геликотремы.

Спиральный орган (Корти) расположен на базилярной мембране завитки внутреннего уха. Он содержит слуховые рецепторные клетки — внутренние и внешние волосковые клетки. В улитке человека содержится 3500 внутренних клеток, которые являются главными рецепторными клетками, обеспечивают тонкое слуховое распознавания. Почти 90 % слуховых нервных волокон получают от них звуковую информацию. Внешние клетки (их у человека 20000), представленных тремя типами, имеют холинергическую иннервацию от верхньооливного комплекса ядер. Кончики волосков внешних клеток утоплены в покровную мембрану. Под влиянием ацетилхолина они гиперполяризуються и удлиняются, однако становятся ниже при деполяризации. От них поступает информация до 10% нервных волокон о наличии звука. Внешние волосковые клетки способствуют увеличению амплитуды вибрации базилярной мембраны и обострению ее пиков (рис. 7.29).

Слуховые рецепторы — это вторичные механорецепторы. Тела афферентных слуховых нейронов расположены в спиральном ганглии.

Слуховая сенсорная система: строение, функции

Слух является органом чувств человека, который способствует психическому развитию полноценной личности, ее адаптации в социуме. Со слухом связанны звуковые языковые общения. С помощью слухового анализатора человек воспринимает и различает звуковые волны, состоящие из последовательных сгущения и разрежения воздуха.

Слуховой анализатор состоит из трех частей: 1) рецепторного аппарата, содержащегося во внутреннем ухе; 2) проводящих путей, представленных восьмой парой черепно-мозговых (слуховых) нервов; 3) центра слуха в височной доле коры больших полушарий.

Слуховые рецепторы (фонорецепторы) содержатся в улитке внутреннего уха, которая расположена в пирамиде височной кости. Звуковые колебания, прежде чем дойти до слуховых рецепторов, проходят через всю систему звукопроводящих и звукоусиливающих частей.

Ухо — это орган слуха, который состоит из 3-х частей: внешнего, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Наружное ухо служит для улавливания звуков. Ушная раковина образована эластичным хрящом, снаружи покрыта кожей. Внизу дополнена складкой — мочкой, которая заполнена жировой тканью.

Наружный слуховой проход (2,5 см), где происходит усиление звуковых колебаний в 2-2,5 раза, выслан тонкой кожей с тонкими волосами и видоизмененными потовыми железами, которые вырабатывают ушную серу, состоящий из жировых клеток и содержит пигмент. Волоски и ушная сера выполняют защитную роль.

Среднее ухо состоит из барабанной перепонки, барабанной полости и слуховой трубы. На границе между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка, которая внешне покрыта эпителием, а изнутри слуховой оболочкой. Звуковые колебания, которые подходят к барабанной перепонке, заставляют ее колебаться с той же частотой. С внутренней стороны перепонки находится барабанная полость, внутри которой расположены слуховые косточки, соединенные между собой — молоточек, наковальня и стремя. Через системы слуховых косточек колебания барабанной перепонки передаются во внутреннее ухо. Слуховые косточки размещены так, что образуют рычаги, которые уменьшают размах звуковых колебаний и увеличивают их силу.

Барабанная полость соединена с носоглоткой с помощью евстахиевой трубы, которая поддерживает одинаковое давление извне и изнутри на барабанную перепонку.

На рубеже среднего и внутреннего уха является перепонка, которая содержит овальное окно. Стремя прилегает к овальному окну внутреннего уха.

Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатыми лабиринтами содержится жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа. В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального окна, есть еще круглое окно, которое делает возможным колебания жидкости.

Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре — преддверие, спереди от него улитка, а сзади — полукружные каналы. Внутри среднего канала улитки, в улитковом ходе содержатся звуковоспринимающий аппарат — спиральный или кортиев орган. Он имеет основную пластинку, которая состоит примерно из 24 тыс. фиброзных волоконец. На основной пластинке вдоль нее в 5 рядов расположены опорные и волосковые чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами. Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и контактируют с покровной пластинкой. Волосковые клетки охватываются нервными волосками улитковой ветви слухового нерва. В продолговатом мозге содержится второй нейрон слухового пути, дальше этот путь идет, в основном перекрещиваясь, к задним буграм четверохолмия, а от них в височную область коры, где расположена центральная часть слухового анализатора.

Читать еще:  Проблемы с легкими симптомы

Для слухового анализатора звук является адекватным раздражителем. Все вибрации воздуха, воды и другого упругого среды делятся на периодические (тоны) и непериодические (шумы). Тона бывают высокие и низкие. Основной характеристикой каждого звукового тона является длина звуковой волны, которой соответствует определенное количество колебаний в секунду. Длину звуковой волны определяют расстоянием, которое проходит звук в секунду, поделенную на количество полных колебаний, осуществляемых тело, которое звучит, в секунду.

Человеческое ухо воспринимает звуковые колебания в пределах 16-20 000 Гц, сила которых выражается в децибелах (дБ). Звуковые колебания частотой более 20 кГц человек не слышит. Это — ультразвуки.

Звуковые волны — это продольные колебания среды. Сила звука зависит от размаха (амплитуды) колебаний воздушных частиц. Звук характеризуется тембром или окраской.

Наибольшую возбудимость ухо имеет к звукам с частотой колебаний от 1000 до 4000 Гц. Ниже и выше этого показателя возбудимость уха снижается.

В 1863 году Гельмгольц предложил резонансную теорию слуха. Воздушные звуковые волны, попадая в наружный слуховой проход, обуславливают колебания барабанной перепонки, далее колебания передаются через среднее ухо. Система слуховых косточек, действуя как рычаг, усиливает звуковые колебания и передает их жидкости, содержащейся между костным и перепончатыми лабиринтами завитки. Звуковые волны могут передаваться и через воздух, содержащийся в среднем ухе.

По резонансной теории, колебания эндолимфы вызывают колебания основной пластинки, волокна которой имеют разную длину, настроенные на разные тона и составляют собой набор резонаторов, которые звучат в унисон различным звуковым колебаниям. Кратчайшие волны воспринимаются у основы улитки, а длинные у верхушки.

Во время колебания соответствующих резонирующих участков основной пластинки колеблются и расположенные на ней чувствительны волосковые клетки. Мельчайшие волоски этих клеток касаются при колебании покровной пластинки и деформируются, что ведет к возбуждению волосковых клеток и проведения импульсов по волокнам улиткового нерва в центральную нервную систему. Поскольку полной изоляции волокон основной мембраны нет, то одновременно начинают колебаться и соседние волокна, что соответствует обертонам. Обертон — звук, число колебаний которого в 2, 4, 8 и т.д. раз превышает число колебаний основного тона.

При длительном воздействии сильных звуков возбудимость звукового анализатора снижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость возрастает. Это адаптация. Наибольшая адаптация наблюдается в зоне более высоких звуков.

Чрезмерный шум не только ведет к потере слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Специальными опытами на животных доказана возможность появления «акустического шока» и «акустических коряг», порой смертельных.

6. Болезни уха и гигиена слуха. Профилактика негативного влияния «школьного» шума на организм школьника

Воспаление уха — отит. Чаще всего встречается отит среднего уха — опасная болезнь, потому что рядом с полостью среднего уха — головной мозг и его оболочки. Отит чаще всего возникает как осложнение гриппа, острых респираторныхзаболеваний; инфекция из носоглотки может перейти по евстахиевой трубе в полость среднего уха. Отит протекает как тяжелое заболевание и проявляется сильными болями в ухе, высокой температурой тела, сильной головной болью, значительным снижением слуха. При упомянутых признаках необходимо немедленно обратиться к врачу. Профилактика отита: лечение острых и хронических болезней носоглотки (аденоидов, насморка, гайморита). Если возник насморк, нельзя сильно сморкаться, чтобы инфекция через евстахиеву трубу попала в среднее ухо. Нельзя сморкаться одновременно обеими половинами носа, а надо делать это поочередно, прижимая крыло носа к носовой перегородки.

Глухота— полная потеря слуха на одно или оба уха. Она может быть приобретенной или врожденной.

Приобретенная глухота чаще всего является следствием двустороннего отита среднего уха, который сопровождался разрывом обеих барабанных перепонок или тяжелому воспалению внутреннего уха. Глухота может быть вызвана тяжелыми дистрофическими поражениями слуховых нервов, которые часто связаны с профессиональными факторами: шумом, вибрацией, действием паров химических веществ или с травмами головы (например, в результате взрыва). Частой причиной глухоты является отосклероз— болезнь, при которой слуховые косточки (особенно стремя) становятся неподвижными. Эта болезнь была причиной глухоты у выдающегося композитора Людвига Ван Бетховена. К глухоте может привести бесконтрольное применение антибиотиков, которые негативно действуют на слуховой нерв.

Врожденная глухота связана с врожденным нарушением слуха. причинами которого могут быть вирусные болезни матери во время беременности (краснуха, корь, грипп), бесконтрольное употребление ею некоторых лекарств, особенно- антибиотиков, употребление алкоголя, наркотиков, курения. Рожденный глухой ребенок, никогда не слыша речи, становится глухонемым.

Гигиена слуха — система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствует нормальному его развитию и функционированию.

Различают специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека. Специфическое действие проявляется в нарушениях слуха разной степени, неспецифическое — в различных отклонениях в деятельности ЦНС, расстройствах вегетативной реактивности, эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта. У лиц молодого и среднего возраста при уровне шума 90 дБ (децибел), который длится в течение часа, снижается возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшаются координация движений, острота зрения, устойчивость ясного видения, удлиняется латентный период зрительной и слухомоторных реакций. По такой же продолжительности работы в условиях воздействия шума, уровень которого составляет 96 дБ, наблюдается еще более резкие нарушения корковой динамики, фазовые состояния, запредельной торможения, расстройства вегетативной реактивности. Ухудшаются показатели мышечной работоспособности (выносливости, утомляемости) и показатели труда. Работа в условиях воздействия шума, уровень которого — 120 дБ, может вызвать нарушения в виде астенических неврастеническим проявлений. Появляются раздражительность, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе: нарушается тонус сосудов и ритм сердечных сокращений, возрастает или снижается артериальное давление.

На взрослых и особенно детей чрезвычайно негативное влияние (неспецифический и специфический) производит шум в помещениях, где включены на полную громкость радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и тому подобное.

Сильно влияет шум на детей и подростков. Изменение функционального состояние слухового и других анализаторов наблюдается у детей под влиянием «школьного» шума, уровень интенсивности которого в основных помещениях школы колеблется от 40 до 110 дБ. В классе уровень интенсивности шума в среднем составляет 50-80 дБ, во время перерывов может достигать 95 дБ.

Шум, который не превышает 40 дБ, не вызывает негативных изменений в функциональном состоянии нервной системы. Изменения заметны при воздействии шума, уровень которого составляет 50-60 дБ. Согласно данным исследований, решения математических задач требует при шумовой громкости 50 дБ на 15-55%, 60 дБ — на 81 -100% больше времени, чем к действию шума. Ослабление внимания школьников в условиях воздействия шума указанной громкости достигало 16%. Снижение уровней «школьного» шума и его неблагоприятного воздействия на здоровье учащихся достигается благодаря ряду комплексных мероприятий:строительных, технических и организационных.

Читать еще:  Синусит при беременности лечение

Так, ширина «зеленой зоны» со стороны улицы должна быть не менее 6 м. Целесообразно вдоль этой полосы на расстоянии не менее 10 м от здания посадить деревья, кроны которых задерживать распространение шума.

Важное значение в уменьшении «школьного» шума имеет гигиенически правильное расположение учебных помещений в здании школы. Мастерские, спортивные залы размещаются на первом этаже в отдельном крыле или пристройке.

Гигиеническим стандартам, направленным на сохранение зрения и слуха учащихся и учителей, должны отвечать размеры учебных помещений: длина (размер от доски до противоположной стенки) и глубина классных комнат. Длина классной комнаты, не превышает 8 м, обеспечивает ученикам с нормальной остротой зрения и слуха, которые сидят на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное видение того, что написано на доске. По первым и вторыми партами (столами) в любом ряду отводятся места для учащихся с ослабленным слухом, поскольку речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепот — от 0,5 до 1 м. Восстановить функциональное состояние слухового анализатора и предупредить сдвиги в других физиологических системах организма подростка помогают небольшие перерывы (10-15 мин.).

Орган слуха и равновесия

Слуховой анализатор

Состоит из трех отделов:

  • Периферического — слуховые рецепторы внутреннего уха
  • Проводникового — слухового нерва
  • Центрального — височной доли коры больших полушарий

Ухо человека состоит из 3 отделов: наружного, среднего и внутреннего. Давайте поговорим о каждом более подробно.

К наружному уху относится ушная (слуховая) раковина и наружный слуховой проход. Ушная раковина помогает улавливать звук — колебания воздуха, и направлять их в наружный слуховой проход, служащий резонатором, который усиливает звуковую волну.

В просвет наружного слухового прохода открываются протоки серных желез, вырабатывающих особый секрет — серу. Она необходима для защиты слухового прохода от грибов, бактерий и мелких насекомых. Схожую функцию выполняют волоски, покрывающие слуховой проход и препятствующие попаданию в него пыли.

На границе наружного и внутреннего отдела уха располагается барабанная перепонка, анатомически относящаяся к среднему уху.

Средний отдел уха представлен барабанной перепонкой, барабанной полостью, продолжающейся в евстахиеву трубу, которая соединяет барабанную полость и носоглотку. В барабанной полости находятся три самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко.

Слуховые косточки соединяются друг с другом подвижными суставами. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, вследствие чего колебания барабанной перепонки передаются последовательно на молоточек, наковальню и стремечко. Стремечко соединяется с овальным окном (часть внутреннего уха), колебания которого предаются жидкости внутреннего уха.

Евстахиева труба соединяет барабанную полость и полость носоглотки, уравнивая в них давление: в результате давление становится одинаковым по обе стороны барабанной перепонки.

Открытие глоточного отверстия евстахиевой трубы происходит в момент глотания (попробуйте глотнуть с усилием, и, возможно, услышите треск/щелчок — это открылось глоточное отверстие евстахиевой трубы, давление по обе стороны уравнялось).

Во время взлета давление в салоне и кабине самолета уменьшается, уши может «заложить» как раз из-за несоответствия давления в носоглотке и барабанной полости. Глотательные движения способствуют открытию отверстия евстахиевой трубы, и давление выравнивается: вот зачем на борту самолета перед взлетом раздают леденцы 🙂

Мы добрались с вами до самого древнего отдела (который возник еще у рыб), расположенного в глубине височной кости — внутреннего уха. Оно представляет собой костный лабиринт, внутри которого располагается перепончатый лабиринт. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом заполнено перилимфой, а полость внутри перепончатого лабиринта — эндолимфой.

Костный лабиринт включает в себя три отдела:

  • Преддверие — орган равновесия
  • Улитку — орган слуха
  • Трех полукружных канальцев — орган равновесия

Органы слуха и равновесия тесно связаны между собой, поэтому, как только мы закончим изучение внутреннего уха, мы приступим к органу равновесия, анатомически находящемуся очень близко.

Вернемся к органу слуха. Улитка представляет собой спирально закрученный костный канал, делающий 2.5 оборота вокруг своей оси. Именно здесь внутри перепончатого лабиринта, заполненного эндолимфой, находится орган слуха — кортиев орган.

Изучая среднее ухо, вы усвоили, что колебания стремечка передаются на овальное окно. С него колебания передаются перелимфе, а затем — эндолимфе, которая своим движением раздражает чувствительные волосковые клетки кортиева органа. Именно так, колебания, которые начались в барабанной перепонке, в конченом итоге достигают чувствительных волосковых клеток.

Восприятие звуковых раздражений

Ухо человека может слышать звук частотой от 16 до 20 000 Гц, верхняя граница с возрастом меняется, вследствие снижения эластичности барабанной перепонки.

Звук — колебания воздуха, которые орган слуха преобразует в нервные импульсы, поступающие в височную долю коры больших полушарий. Давайте еще раз разберем весь путь, который проходит звуковая волна:

  • Звуковые колебания улавливаются наружным ухом, проходят по наружному слуховому каналу и вызывают колебания барабанной перепонки
  • Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, которые усиливают их и передают на овальное окно, колебания которого приводят в движение перилимфу
  • Через стенки перепончатого лабиринта колебания перилимфы вызывают колебания эндолимфы
  • Колебания эндолимфы вызывают раздражение рецепторных клеток кортиева органа — волосковых, которые генерируют нервные импульсы, идущие по слуховому нерву в КБП (височную долю)

Попытайтесь сами, пользуясь схемой ниже, описать путь звуковой волны, вводите в лексикон новые термины. Также ответьте на мой вопрос: «Зачем нам нужна евстахиева труба»?

Гигиена и заболевания уха

Нельзя извлекать серу из уха острыми предметами — это может привести к повреждению барабанной перепонки. При заболеваниях носа не следует усердствовать с высмаркиванием: при резком, сильном движении воздуха микробы могут попасть в евстахиеву трубу, и затем — в полость среднего уха, приведя к отиту — воспалению уха (греч. ὠτός — ухо).

Следует избегать прослушивания громкой музыки в наушниках, особенно вакуумных — сильные раздражение переутомляют барабанную перепонку, ее эластичность снижается — слух притупляется.

Орган равновесия (вестибулярный аппарат)

Состоит из преддверия и трех полукружных канальцев, лежащих во взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружные канальцы внутри заполнены эндолимфой, снаружи них находится перилимфа.

Конец каждого из полукружных канальцев образует расширение — ампулу, все канальцы открываются в преддверие. В каждом расширении — ампуле — расположены чувствительные волосковые клетки, реагирующие на угловое ускорение, которое связано с изменением равновесия.

Преддверие содержит части перепончатого лабиринта — мешочки, которые заполнены эндолимфой. В мешочках находятся чувствительные волосковые клетки, волоски которых погружены в желеобразную мембрану с отолитами — кристаллами CaCO3.

За счет ускорения или замедления отолиты с мембраной смещаются соответственно кпереди или кзади. Перемещение отолитов с мембраной раздражает волосковые клетки, в которых генерируется нервный импульс. Таким образом, эти рецепторы реагируют на прямолинейное ускорение или замедление.

©Беллевич Юрий Сергеевич

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Слуховые рецепторы расположены в

Окружающий человека мир наполнен звуками. Щебетание птиц, шелест листьев, шум моря, речь человека, музыка – все это звуки. Человек их слышит. Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.

Читать еще:  Профилактика горла у детей

Строение органа слуха

Органами слуха являются уши. Каждое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Внутреннее ухо находится в пирамиде височной кости.

Наружное ухо — это часть преддверно-улиткового органа (органа слуха и равновесия), включающая ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку. Ушная раковина служит для улавливания звуковых колебаний, наружный слуховой проход — для проведения, а барабанная перепонка — для их передачи среднему уху. Дойдя до барабанной перепонки, звуковые волны приводят ее в механические колебания.

Ушная раковина — это часть наружного уха, образованная эластическим хрящом сложной формы, покрытым кожей. В нижней части ушной раковины хрящ отсутствует, вместо него имеется кожная складка с жировой тканью внутри — долька ушной раковины, или мочка уха.

Наружный слуховой проход — это часть наружного уха, которая представляет собой S-образную трубку длиной 35 мм и диаметром 6 — 9 мм. Состоит из хрящевой части (1/3 длины) и костной (2/3 длины). В коже хрящевой части прохода находятся сальные и специфические (видоизменённые потовые) церуминозные железы, вырабатывающие ушную серу.

Среднее ухо — это часть преддверно-улиткового органа (органа слуха и равновесия), которая включает в себя барабанную полость, слуховые косточки и слуховую (евстахиеву) трубу. Расположено среднее ухо в височной кости, между наружным слуховым проходом и внутренним ухом.

Колебания барабанной перепонки точно передаются жидкости внутреннего уха и слуховым рецепторам через перепонки овального и круглого окон, если давление в среднем ухе равно атмосферному. В противном случае барабанная перепонка будет выгибаться в сторону, где давление воздуха меньше, и звук исказится. Выравнивается давление благодаря слуховой трубе, которая соединяет среднее ухо с глоткой. Она открывается во время глотания, и давление в среднем ухе становится равным атмосферному.

Слуховая (евстахиева) труба — это часть среднего уха, соединяющая полость среднего уха (барабанную полость) с носоглоткой. Представляет собой остаток жаберной щели длиной около 35 мм и шириной около 2 мм. Слуховая труба способствует выравниванию давления воздуха внутри барабанной полости с внешним, что очень важно для нормального проведения звука: для работы барабанной перепонки и слуховых косточек.

Слуховые косточки — это части среднего уха, которые расположены в барабанной полости и являются самыми маленькими костями человеческого организма. Слуховых косточек у человека, как и у всех млекопитающих, три: молоточек, наковальня и стремя . Они являются частью звукопроводящего аппарата. В процессе эволюции произошли из жаберных дуг. Косточки соединяются друг с другом подвижно при помощи суставов и передают колебания барабанной перепонки лабиринту внутреннего уха через овальное окно преддверия.

Внутреннее ухо — это часть преддверно-улиткового органа, которая залегает в толще височной кости и состоит из трёх отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Внутреннее ухо представлено двумя лабиринтами: костным и перепончатым. Перепончатый лабиринт лежит внутри костного и повторяет его очертания. Костный лабиринт заполнен перилимфой, а перепончатый — эндолимфой.

Улитка — это часть внутреннего уха, которая представляет собой извитой спиральный канал, образующий 2,5 оборота, и содержит периферическую часть анализатора слуха — спиральный (кортиев) орган. Костная часть улитки заполнена перилимфой, а перепончатая — эндолимфой.

С преддверием улитка соединяется двумя окнами: овальным, которое закрыто стременем, и круглым, которое закрыто внутренней (вторичной) барабанной перепонкой. При звуковых колебаниях стремя передаёт колебания перелимфе, которая приводит в движение волокна, входящие в состав основной мембраны улитки. Основная мембрана включает в себя около 23 000 тонких коллагеновых волокон (струн). На этой мембране расположен спиральный (кортиев) орган, содержащий чувствительные волосковые клетки (каждая из которых имеет от 30 до 120 микроворсинок). Над волосками этих клеток нависает покровная мембрана. При распространении звуковой волны начинают колебаться волокна (струны) основной мембраны, на которой расположены волосковые клетки. При этом волосковые клетки, которые являются рецепторами, смещаются относительно покровной мембраны, что и приводит к возникновению нервного импульса. Чем ниже звук, тем большее количество волосковых клеток возбуждается, потому что при этом колеблется большее количество перилимфы.

Перилимфа и эндолимфа — это вязкая жидкость, заполняющая полость улитки и участвующая в проведении звуковых колебаний в органах слуха. Перилимфа заполняет пространство между костным и перепончатым лабиринтами внутреннего уха. Перилимфатическое пространство сообщается с подпаутинным пространством мозга. Эндолимфа заполняет перепончатый лабиринт. Перилимфа и эндолимфа близки по составу к спинномозговой жидкости, отличаясь от неё более высоким содержанием белка. От эндолимфы перилимфа отличается соотношением натрия и калия: в перилимфе много натрия, но мало калия, а в эндолимфе мало натрия, но много калия. Звуковые волны через систему слуховых косточек вызывают колебания перилимфы и эндолимфы, которые раздражают чувствительные клетки кортиева органа.

Таким образом, собственно органом слуха является спиральный (кортиев) орган, расположенный в улитке, а слуховыми рецепторами — волосковые (чувствительные) клетки.

Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, достигают по слуховому нерву и слуховым путям височной доли коры больших полушарий головного мозга, где находится слуховая зона. Там воспринятые звуки будут опознаны, проанализированы, оценены. Слуховой анализатор вступит в действие.

Звук — колебательное движение частиц, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В более узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Ощущение звука возникает, когда волны сжатия, вызванные колебаниями молекул воздуха, попадают в органы слуха. Волны из чередующихся участков сжатия (высокой плотности) и разряжения (низкой плотности) молекул воздуха распространяются от источника звука наподобие ряби на поверхности воды. Звук характеризуется двумя основными параметрами — силой и высотой. Высота зависит от частоты, или числа волн за одну секунду (измеряется в герцах — Гц). Чем больше частота, тем звук выше. Человек слышит звук с частотой от 16 до 20 000 Гц. Физическое понятие о звуке охватывает как слышимые, так и неслышимые звуки. Звуки с частотой ниже 16 Гц называется инфразвуком, выше 20 000 Гц — ультразвуком. Звуки речи имеют частоту колебаний от 150 до 2500 Гц. Наибольшая чувствительность уха приходится на диапазон 1000 — 4000 Гц.

При некоторых заболеваниях (грипп, ангина, скарлатина) микробы могут проникнуть по слуховой трубе в среднее и внутреннее ухо и вызвать воспаление, что иногда приводит к глухоте. Поэтому при болях в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение и невыполнение предписаний врача недопустимы!

Вредно влияет на орган слуха шум. Постоянно действующий шум притупляет слух, утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека. Абсолютная тишина так же вредна для человека, как и сильный шум. Помещение считается в шумовом отношении благополучным, если уровень шума колеблется от 20 до 40 децибел (дБ). Имеет значение и характер шума: высокие тона переносятся хуже низких. Об этом надо знать и помнить каждому человеку. Нужно заботиться не только о себе, но и о здоровье и спокойствии окружающих. Воспитанный человек не станет громко разговаривать в общественных местах, включать радио, телевизор или магнитофон на полную мощность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector