Когда начинать давать антибиотики ребенку при температуре

Список антибиотиков для новорожденных и детей от 1 года при простуде – насморке и высокой температуре

Прием антибиотиков детьми вызывает у родителей массу вопросов и сомнений, так как распространено мнение, что сильнодействующие препараты негативно влияют на детский организм. Однако побочные эффекты имеют все лекарства, не только принадлежащие к антибактериальному ряду, в то время как последние являются быстрым и эффективным методом терапии. Важно понимать, в каких именно случаях необходимы антибиотики, а когда можно обойтись без их помощи, и как правильно использовать подобные средства.

В каких случаях детям назначают антибиотики?

Первый, и самый важный момент в применении антибиотиков – оправданность их назначения, особенно если это касается детей. Ни при каких обстоятельствах нельзя давать антибактериальные препараты ребенку без предварительной консультации с врачом. Лучше для начала сдать все анализы, чтобы убедится в обоснованности использования антибиотиков, ведь у организма вырабатывается устойчивость к препарату, и в будущем, когда лекарство действительно понадобится, оно может оказаться бесполезным.

Врачи назначают антибиотики только в случае бактериального происхождения болезни. Другими словами, если причиной патологического процесса является бактерия, и организм не справляется самостоятельно, то для лечения подбирается соответствующий препарат антибактериального ряда. Против вирусных инфекций такие средства неэффективны.

Антибиотики имеет смысл принимать только при бактериальной инфекции

К списку заболеваний, при которых однозначно нужно давать ребенку антибактериальные препараты, относятся:

  • острый синусит с гноем;
  • гайморит в острой форме;
  • острый отит;
  • острый тонзиллит, вызванный стрептококками;
  • ангина;
  • пневмония бактериального характера;
  • эпиглотит;
  • скарлатина;
  • инфекция мочевыводящих путей;
  • паратонзиллит;
  • острый пиелонефрит;
  • обострение хронического синусита.

Во всех этих случаях прием антибиотиков даст быстрый эффект. Иногда иммунная система в состоянии побороть недуг самостоятельно, но болезнь может протекать тяжело и долго, что чревато развитием осложнений и даже летальным исходом, поэтому начинать принимать лекарства следует с первого дня заболевания или с момента установления диагноза.

Как правильно давать антибиотики детям при температуре и других симптомах?

Чтобы антибактериальное лечение принесло максимальную пользу и не нанесло значительного вреда организму, важно правильно его проводить, следуя ряду рекомендаций:

  1. Выбор препарата и расчет дозировки. В подборе лекарства основную роль играет тип возбудителя. Дозы определяются в соответствии с весом и возрастом пациента.
  2. Прием бифидобактерий. В ходе терапии необходимо дополнительно пропить Линекс, Хилак Форте или другой препарат аналогичного назначения. Они нормализуют микрофлору кишечника, так как антибиотики уничтожают не только вредные, но вместе с тем и полезные бактерии.
  3. Полный курс терапии. Несмотря на улучшение состояния в первые дни после начала приема назначенного средства или даже полного устранения симптомов, нельзя прекращать прием, следует полностью пропить весь курс. Есть риск не до конца вылечить болезнь.
  4. Регулярность и соблюдение дозировки. На протяжении всей терапии нельзя уменьшать дозу лекарства и пропускать приемы, так как на протяжении 7-10 дней (обычная длительность использования антибиотиков) препарат должен циркулировать в кровеносной системе.
  5. Постоянство. Нельзя самостоятельно прерывать лечение или заменять препарат аналогом.
  6. Поддержание организма. В период терапии следует обеспечить ребенку обильное питье, можно пропить витаминный комплекс.
  7. Стационар для грудничков. Если антибактериальные средства назначают новорожденным или детям грудного возраста до 1 года, то лучше, чтобы их прием контролировался специалистами в условиях больницы.

Разновидности антибиотиков, назначаемых детям

Так как детский организм очень чувствителен, то безопасность лекарственных препаратов особенно важна. По этой причине маленьким детям разрешено принимать наименее токсичные варианты антибиотиков с минимальным количеством побочных эффектов.

Также огромную роль в этом вопросе играет форма выпуска препарата. Для детей до 5 лет специально выпускают сиропы и суспензии, которые готовят из порошка или гранул, разведенных теплой водой. Ребятам старшего возраста назначают растворяющиеся таблетки.

Существуют огромное число разновидностей антибактериальных препаратов, предназначенных для внутреннего применения, рассчитанных на детский организм:

  1. Пенициллины. Среди них «Амоксициллин», «Амосин», «Флемоксин солютаб». Они имеют широкий спектр действия и вызывают наименьшее количество негативных реакций.
  2. Защищенные пенициллины. Например, «Амоксиклав», «Флемоклав» или «Аугментин» (рекомендуем прочитать: как давать «Флемоклав Солютаб» детям?). Благодаря добавлению клавулановой кислоты, они устойчивы к ферменту бета-лактамазу.
  3. Цефалоспорины 4 поколений (рекомендуем прочитать: как использовать цефалоспорины в суспензии для детей?). Малотоксичны и имеют более широкий спектр воздействия. К ним относятся «Цефалексин», «Зиннат», «Супракс» (рекомендуем прочитать: как приготовить суспензию «Супракс» для детей?). Антибиотики этой группы противопоказаны для приема новорожденным детям до 1 месяца.
  4. Макролиды. Гипоаллергенные, но действуют медленнее. Эффективны, если возбудителями являются внутриклеточные хламидии, микоплазмы и легионеллы. В их числе «Мидекамицин», «Сумамед», «Кларитромицин» (рекомендуем прочитать: сколько дней принимать ребенку «Сумамед»?).
  5. Нитрофураны. Например, «Нифуроксазид», «Фуразидин», «Нифурател». Их прием целесообразен при кишечных, протозойных инфекциях и инфекциях мочевыводящих путей.

Лучшие препараты для детей разного возраста

При поднятии у ребенка высокой температуры, появлении насморка и других симптомов ОРВИ или простуды вирусного характера не нужно сразу давать детям антибиотики. На начальной стадии ОРВИ или простуды в этом нет необходимости. Только если процесс выздоровления затянулся, через 4-5 дней терапии улучшения не наступает и высокая температура продолжает держаться, то это означает что к вирусной инфекции присоединилась бактериальная и целесообразно переходить на антибактериальное лечение.

Новорожденным

Что касается новорожденных детей, то они особенно уязвимы, и, к сожалению, могут столкнуться с различными инфекциями и патогенными бактериями еще в роддоме. В зависимости от типа заболевания и тяжести течения болезни малышам могут назначать препараты из разных групп, прием которых нужно осуществлять под контролем врачей. В таблице приведены антибиотики, разрешенные с рождения, применимые при разных патологических процессах:

Читать еще:  Ингалятор небулайзер для чего нужен

Нужны ли антибиотики при температуре у детей

Автор: admin · Опубликовано 10.07.2017 · Обновлено 11.08.2017

Антибиотики – это лекарственные вещества со сложной химической структурой, которые способны воздействовать только на бактерии (останавливать их рост или уничтожать). Являются исключительно антибактериальными препаратами и на вирусы не влияют, что полностью исключает целесообразность их применения при любых вирусных заболеваниях, которые часто сопровождаются высокой температурой. Поэтому антибиотики при температуре у детей не используются и не помогут при ОРВИ, ОРЗ, гриппе, кори, оспе, краснухе и других заболеваниях, имеющих вирусную природу.

Если же высокая температура сопровождает бактериальное заболевание, приём антибиотиков не только желателен, но и в большинстве случае необходим, во избежание осложнений. Вирусы способна уничтожать иммунная система, а бактерии можно убить лишь при помощи антибиотиков. Поэтому, давая ребёнку антибиотики, нужно в первую очередь ориентироваться не на температуру, а на то, каким является заболевание – вирусным или бактериальным.

Как отличить вирусные заболевания от бактериальных

Для того, чтобы определить природу заболевания, необходимо:

  • оценить состояние ребёнка: выявить симптомы, обратить внимание на тенденцию протекания;
  • сдать кровь на анализ, желательно не единожды – для прослеживаемости результатов.

Необходимо помнить, что существуют определённые правила при сдаче крови, которым обязательно нужно следовать, чтобы не сделать ошибочных выводов на основе неверных результатов!

Основные признаки вирусной инфекции:

  • температура часто поднимается до высоких значений – 39-40 С, также её может не быть вообще, если ОРВИ протекает в слабой форме или организм ребёнка ослаблен;
  • наличие насморка (т.к. вирусы могут существовать только в клетках слизи) и кашля;
  • на 4 день обязательно должно быть улучшение состояния, а на 5 – 7 день температура обычно нормализуется.

Основные признаки бактериальной инфекции:

  • температура около 38 С, до высоких значений, в большинстве случаев, не поднимается;
  • отсутствие насморка (сухие слизистые), кашель, часто – жалобы на боли в горле;
  • состояние ребёнка – заметно тяжёлое;
  • улучшение состояния на 4 день не происходит, температура не снижается до нормальных значений.

Часто бактериальная инфекция возникает на фоне ОРВИ, присоединяясь к ней. Это происходит по причине слабой иммунной системы, когда бактерии, постоянно живущие в организме, при его ослаблении активизируются. В этом случае необходимо принимать антибиотики при температуре у детей.

Как определить по анализу крови: вирусное заболевание или бактериальное

В определении поможет лейкоцитарная формула, показывающая соотношение различных лейкоцитов (специфических белых клеток крови, представляющих собой систему иммунитета организма).

Существуют следующие виды лейкоцитов:

  1. Эозинофилы
  2. Нейтрофилы. Различают виды:
  • зарождающиеся – миелоциты и юные (происходящие от миелоцитов) – метамиелоциты;
  • молодые – палочкоядерные;
  • зрелые – сегментоядерные.
  1. Лимфоциты.
  2. Моноциты.
  3. Базофилы.

При вирусной инфекции – количество лимфоцитов увеличивается.

При бактериальной инфекции – количество нейтрофилов увеличивается.

По числу различных видов нейтрофилов можно проследить за протеканием бактериального заболевания. В результате подобной инфекции в организме в больших количествах начинают вырабатываться палочкоядерные нейтрофилы. По мере протекания заболевания, они превращаются в сегментоядерные – их высокое число говорит о том, что они справляются со своей функцией и организм находится под защитой. Миелоциты и метамиелоциты возможно обнаружить в крови только в самом начале тяжёлых заболеваний.

Антибиотики при температуре у детей – приносимый вред

При заболевании вирусного характера приём антибиотиков может быть опасен, особенно для детского организма, поскольку:

  • они наносят удар по иммунитету, мешают его правильной работе – при следующей вирусной инфекции ребёнок заболеет гораздо быстрее;
  • неизбежно появляются побочные эффекты – понос, воспаление кишечника, головная боль, высыпания, а последние исследования доказали, что антибиотикотерапия увеличивает риск развития астмы и может спровоцировать ожирение;
  • со временем возникает резистентность, т.е. формируется устойчивость бактерий к антибиотику и, когда в нём действительно возникнет необходимость, он может просто не подействовать.

Лихорадка (повышение температуры) является здоровой реакцией организма, направленной на его защиту. Микробы, попадающие в организм, оказывают влияние на определённый центр, который способствует повышению температуры, уменьшающей жизнеспособность микроорганизмов. Именно благодаря высокой температуре защитные силы организма активизируются, и иммунная система может нормально работать. При использовании жаропонижающих, организм перестаёт бороться с инфекцией, тем самым затягивая болезнь. Принимать антибиотики при температуре у детей при вирусной инфекции вообще нет никакого смысла – всё, чего этим можно добиться – это разладить работу иммунной системы.

Текст подготовил: Анатолий Куприянов

Когда можно давать антибиотики детям

  • Врачи
  • Лечение
  • Диагностика

Естественно предположить, что подходы к антибактериальной терапии отдельных инфекций дыхательных путей должны различаться.

Принципы назначения антибиотиков

Антибактериальные препараты следует применять только при инфекциях, вызываемых бактериями. В стационаре при тяжелых и угрожающих жизни инфекционных заболеваниях (например, менингите — воспалении оболочек мозга, пневмонии — воспалении легких и др.) ответственность за правильность выбора лекарства целиком лежит на враче, который основывается на данных наблюдения за пациентом (клинической картине) и на результатах специальных исследований.

При легких инфекциях, протекающих в «домашних» (амбулаторных) условиях, ситуация принципиально иная. Врач осматривает ребенка и назначает лекарства, причем иногда это сопровождается объяснениями и ответами на вопросы, иногда — нет. Нередко родители сами просят врача назначить антибиотик. В таких ситуациях педиатру иногда психологически легче выписать рецепт, чем подвергать риску свою репутацию и тратить время на объяснение нецелесообразности такого назначения.

В любом случае врач должен следовать двум основным принципам антибактериальной терапии:

  • Быстрое назначение наиболее эффективных препаратов в тех случаях, когда их эффект доказан.
  • Максимальное сокращение применения антибактериальных препаратов во всех других случаях.

Надежных внешних признаков или простых и дешевых лабораторных методов, позволяющих различать вирусную и бактериальную природу инфекций дыхательных путей, к сожалению, нет. В то же время известно, что острый ринит (насморк) и острый бронхит (воспаление слизистой оболочки бронхов) практически всегда вызываются вирусами, а ангина (воспаление небных миндалин и глотки), острый отит (воспаление уха) и синусит (воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух) в значительной части случаев — бактериями.

Естественно предположить, что подходы к антибактериальной терапии отдельных острых инфекций верхних дыхательных путей должны несколько различаться.

Читать еще:  Капли в нос лазолван рино

Насморк и бронхит

При остром рините (насморке) и бронхите антибактериальные препараты не показаны. На практике все происходит по-другому: один-два дня повышенной температуры и кашля у ребенка родители, как правило, не дают малышу антибактериальные препараты. Но затем они начинают опасаться, что бронхит осложнится пневмонией, и решают использовать антибиотики. Здесь стоит отметить, что такое осложнение возможно, однако оно практически не зависит от предшествовавшего приема антибактериальных препаратов. Основными признаками развития пневмонии служит ухудшение состояния (дальнейшее повышение температуры тела, усиление кашля, появление одышки). В такой ситуации надо немедленно вызвать врача, который решит, надо ли корректировать лечение.

Если же состояние не ухудшается, но и существенно не улучшается, то очевидной причины для назначения антибактериальных препаратов нет. Тем не менее, именно в этот период некоторые родители не выдерживают и начинают давать препараты детям «на всякий случай».

Особо следует отметить, что очень популярный критерий назначения антибактериальных препаратов при вирусных инфекциях — сохранение повышенной температуры в течение 3-х дней — ровным счетом ничем не обоснован. Естественная длительность лихорадочного периода при вирусных инфекциях дыхательных путей у детей значительно варьирует, возможны колебания от 3 до 7 дней, а иногда и больше. Более длительное сохранение так называемой субфебрильной температуры (37,0-37,5 0 С) вовсе не обязательно связано с развитием бактериальных осложнений, а может быть следствием совершенно других причин. В таких ситуациях применение антибиотиков обречено на провал.

Типичным признаком вирусной инфекции является сохраняющийся кашель на фоне улучшения общего состояния и нормализации температуры тела. Необходимо помнить, что антибактериальные препараты не являются противокашлевыми средствами. У родителей в этой ситуации есть широкие возможности по применению народных противокашлевых средств. Кашель является естественным защитным механизмом, и исчезает последним из всех симптомов заболевания. Однако если у ребенка интенсивный кашель сохраняется 3-4 и более недель, надо искать его причину.

При остром отите тактика антибактериальной терапии иная, поскольку вероятность бактериальной природы этого заболевания достигает 40-60%. Учитывая это, до недавнего времени антибактериальные препараты назначались всем заболевшим.

Как показывает практика, для острого отита характерны интенсивные боли в первые 24-48 ч, затем у большинства детей состояние значительно улучшается и заболевание проходит самостоятельно. Спустя 48 часов симптомы сохраняются лишь у трети маленьких пациентов. Существуют интересные расчеты, показывающие, что если антибактериальные препараты назначать всем детям с острым отитом, то некоторую помощь (сокращение лихорадочного периода и длительности болей) они могут оказать только тем пациентам, у которых не должно было произойти самостоятельного быстрого выздоровления. Таким может быть лишь 1 ребенок из 20.

Что же будет с остальными 19-ю детьми? При приеме современных препаратов группы пенициллинов, таких, как амоксициллин или аугментин, ничего особо страшного не произойдет. У 2-3 детей может развиться понос или появятся кожные высыпания, которые быстро исчезнут после отмены препаратов, но выздоровление не ускорится. Как и в случае с бронхитом, назначение антибактериальных препаратов при отите не предотвращает развития гнойных осложнений. Осложненные формы отита с одинаковой частотой развиваются как у детей, получавших, так и у не получавших антибактериальные препараты.

К настоящему времени выработана новая тактика назначения антибактериальных препаратов при остром отите. Антибактериальные препараты целесообразно назначать всем детям в возрасте до 6 месяцев даже при сомнительном диагнозе острого отита (выяснить, что у маленького ребенка болит именно ухо, не так просто).

В возрасте от 6 месяцев до 2-х лет при сомнительном диагнозе (или легком течении) острого среднего отита назначение антибиотиков можно отложить, ограничившись наблюдением за ребенком — так называемая выжидательная тактика. Естественно, во время наблюдения детям необходимо давать обезболивающие препараты и, по необходимости, жаропонижающие. Если в течение 24-48 ч его состояние не улучшится, то необходимо начать антибактериальную терапию.

Конечно, в этом случае к родителям предъявляются повышенные требования. Прежде всего, необходимо обсудить с врачом, когда давать антибиотики, и уточнить, на какие признаки заболевания следует обращать внимание. Главное, уметь объективно оценить динамику боли, ее усиление или уменьшение, и вовремя заметить появление новых признаков болезни — кашля, сыпи и др. У родителей должна быть возможность связаться с врачом по телефону, а также иметься в наличии выписанный рецепт на антибиотик.

У детей старше 2 лет выжидание и наблюдение в течение 48 часов является самой предпочтительной тактикой, за исключением случаев тяжелого течения (температура выше 39 0 С, интенсивные боли) болезни.

Воспаление легких

При диагнозе пневмония или серьезных подозрениях на эту патологию тактика антибактериальной терапии отличается от двух предыдущих случаев.

Для отдельных возрастных групп детей характерны некоторые особенности преобладающих возбудителей болезни. Так, в возрасте до 5-6 лет, по данным некоторых исследователей, до 50% случаев пневмонии могут вызываться вирусами. В более старшем возрасте вероятность вирусной природы пневмонии существенно снижается и возрастает роль бактерий (пневмококков) в развитии воспаления легких. Тем не менее, во всех возрастных группах частым возбудителем данного заболевания является пневмококк, который обуславливает тяжелое течение заболевания. Именно поэтому пневмония является безусловным показанием для назначения антибактериальной терапии.

Антибиотики и ОРВИ

Таких писем я получил уже сотни. Они как близнецы. Они приходят отовсюду, но содержание и вопрос совершенно не зависят ни от места жительства, ни от возраста ребенка, ни даже от благосостояния мамы и папы. Суть всегда одна: у нас (у нашего ребенка) не вызывающая никаких сомнений вирусная инфекция. Сопли ручьем, кашель, температура. Пришел врач, назначил пить антибиотик. ПОЧЕМУ. ЗА ЧТО. Мы же знаем, что вирусные инфекции антибиотиками не лечатся. Мы знаем!! А врач? Что нам, нормальным и, как оказалось, то ли сильно много, то ли что-то не то знающим делать?
Кстати, если в совершенно аналогичной ситуации вас с ребенком привезли в больницу, так меняется только одно — антибиотик назначается не в сиропе, а в уколах.

Описанная ситуация самым подробным образом проанализирована в книге «ОРЗ: руководство здравомыслящих родителей».

Понимая, что не каждый родитель может найти в толстой книге нужные слова, а также получив вчера 6 одинаковых писем с одинаковым вопросом, я решил разместить здесь, в блоге небольшой книжный фрагмент с разъяснениями. Надеюсь, вы сделаете правильные выводы…

Читать еще:  Клацид при пневмонии

Несмотря на научность, логичность и целесообразность выводов о недопустимости профилактической антибиотикотерапии при ОРВИ, она до настоящего времени используется очень широко.

Еще раз подчеркну:

окончить медицинский институт и не узнать о том, что антибиотики при ОРВИ не помогают, — невозможно. Т. е. любой детский врач, где бы он ни получил диплом о высшем образовании и где бы он ни практиковал, прекрасно информирован о том, что назначать антибиотики при ОРВИ не надо.

Тем не менее, антибиотики назначаются. И на дому, и в поликлиниках, и в стационарах. Врачами! При ОРВИ!! Профилактически.
.
Понять и оправдать это нельзя.
Объяснить — очень даже можно.
Возможности врача полечить ОРВИ «по-настоящему» чрезвычайно ограничены. Организация ухода за ребенком, все эти режим, одежда, питание, питье, воздух — вот, собственно, и все лечение. Возможны ли осложнения? Да. И возможны, и вероятны. А какова роль врача в этих осложнениях, что он может сделать для их профилактики? Фактически очень мало — терпеливо бороться с предрассудками и уговаривать: не кормить, поить, одеть, увлажнить, проветрить…
Но от врача ждут совершенно другого! Не лекций и увещеваний, не агитации и уговоров, а реальной помощи, реальных лекарств. А где ж их взять, эти лекарства? Как поступить, если от тебя требуют рецепта, но подавляющее большинство населения не видит никакой разницы между вирусами и бактериями, более того — видеть не хочет и не понимает, зачем вообще надо смотреть в этом направлении! На то вы, доктора, и поставлены, чтоб лечить и следить, чтоб помочь и предусмотреть, чтоб не навредить и предотвратить! Что делать врачу, если лекции-беседы не помогают? Если в комнате нечем дышать, поскольку три ковра и два обогревателя, если пол помыли хлоркой, если вместо питья — тарелка с куриными котлетами, если грудь покрыта сантиметровым слоем барсучьего жира, а вся спина в жутких синяках от вчерашних банок… А когда на пятый день все это закончится пневмонией, так виноват будет врач, который:

— лечить не умеет;

— три дня ходил и довел;

— ничего не назначил, поэтому опустилось.

Ну как объяснить, что никто и никуда не опускается! Ну не поили, ну было сухо и тепло, вот и накопилась в легких мокрота, вот и воспаление, и это предотвращается не антибиотиком, а компотом и увлажнителем воздуха… Но самое печальное в том, что объяснений никто не требует, более того, их в принципе никто слушать не хочет. Общественное мнение однозначно, и все уже давным-давно решено: если врач назначил антибиотик и возникли осложнения, так виноват не врач, который сделал «все, что мог», а ребенок, который «несмотря на своевременную помощь» все-таки не смог поправиться, поскольку маленький и слабенький. Но если осложнения возникли, а врач ходил вокруг и умничал со своими якобы ценными советами, так виноват врач, который… который… ну, в общем, который довел…
Вечером стало хуже. «Скорая помощь» отвезла в больницу. Доктор в приемном отделении послушал и вынес вердикт: воспаление легких.
-Как воспаление, откуда! Наша была сегодня утром, ничего не слышала, ничего не назначила, повторяла, как попугай, одно и то же «ах, как жарко, поите побольше, ах, как жарко, поите побольше», вот допоились…
Мы уже говорили о том, что поиск виновного (виновных) — специфическая ментальная игра, которая с неизменным успехом осуществляется на территории нашей Родины многие десятилетия. Хрестоматийный образ врача-вредителя — прекрасная иллюстрация этой игры. Что показательно в рассмотренном нами примере, когда «вечером стало хуже»? Прежде всего то, что врач, диагностировавший воспаление легких, уж точно, уж стопроцентно ни в чем не виноват. Более того, он выступает в роли умелого диагноста и спасителя, да так оно, собственно, и есть. Особенно когда налицо четкий контраст: «диагноз — лечение» в больнице, и «обычное ОРВИ — лекарства не нужны» дома.
Кто будет сознательно уменьшать свою значимость, рассказывая о том, что «ваш доктор все сделал правильно»?
Кто будет сознательно портить отношения с родителями пациента, перечисляя им их же ошибки, тем более, что виновный уже назван?
Кто будет рассказывать о том, что диагностировать и вылечить пневмонию, особенно пневмонию, до того(!) не леченную антибиотиками, — это вовсе не так уж сложно?
Не будет никто! И это в лучшем случае. А в худшем — вполне возможны комментарии по поводу того, что при лечении воспаления легких главное — вовремя назначить антибиотик, и что кто его знает, сколько дней длится все это безобразие, и что теперь нет никаких гарантий, но мы, конечно, изо всех сил постараемся…
Вариант развития событий, тактично названный «худшим», — на самом деле вполне обыденное, нередкое (мягко говоря) явление, которое распространяется на все области «обслуживания населения». В конце концов, любое обращение к электрику, сантехнику или автомеханику сопровождается получением информации о том, что предшественник «протянул не тот провод», «поставил не того размера прокладку» или «недотянул гайку»…
Диплом о высшем медицинском образовании профессиональные законы джунглей не отменяет, в конце концов, с врачами-вредителями с огромным энтузиазмом сами же врачи и боролись.
Что такое профилактическая антибиотикотерапия, с учетом специфики взаимоотношений детского врача с коллегами и с родственниками пациента?
Всего-навсего способ защитить себя. От нападок. От обвинений в невнимательности и непрофессионализме. От юридического преследования.
И замечательная идея о необходимости своевременного назначения антибиотиков приводит к тому, что мальчик Петя действительно получает антибиотик вовремя. Но тысячи Маш, Вань, Свет и Дим в принципе получают его напрасно…

Как же быть? Договариваться. Не искать виноватых. Поступать по совести. Дружить с врачами. В школах писать большими буквами: «Волга впадает в Каспийское море», «вирусные инфекции не лечатся антибиотиками».

Еще раз, для запоминания, большими буквами:

ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ НЕ ЛЕЧАТСЯ АНТИБИОТИКАМИ.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 31/10/2011 11:40
обновлено 13/10/2017
— Медицина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector