Комплекс лфк при бронхиальной астме

ЛФК при бронхиальной астме: комплекс упражнений. Какие задачи и противопоказания выставляет ЛФК?

В борьбе с бронхиальной астмой многие отдают предпочтение медикаментозному лечению. Однако мало кто знает о том, что это не единственный метод устранения заболевания. Правильное занятие физическими упражнениями позволит в короткие сроки побороть тяжёлую патологию дыхательной системы.

Спорт – надёжный путь к здоровью! Но многие скептически относятся к данной методике лечения, а иногда даже с опаской за ухудшение своего самочувствия. Пришло время разобраться, можно ли заниматься детям и взрослым физической культурой при бронхиальной астме.

Можно ли заниматься спортом

Те, кто вынужден делить свою жизнь с бронхиальной астмой, не понаслышке знают, что активные физические нагрузки вызывают бронхоспазм и приступ удушающего кашля. Именно по этой причине возникает серьёзное опасение к занятиям спорта в качестве лечебной методики. Но учёным удалось доказать, что регулярные тренировки, основанные на правильном выполнении ряда упражнений, помогают не только укрепить ослабленный организм, но и полностью устранить заболевание.

Бронхиальной астме подвержены не только взрослые, но и дети. Маленьким пациентам также разрешены занятия физической культурой, но по особой технологии.

Роль физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой неоценима! Грамотно выполняемые упражнения позволяют укрепить мышцы, значительно снизить спазмы в период обострения заболевания и адаптировать больного к гипоксии.

Регулярные занятия позволяют не только стабилизировать состояние здоровья больного, но и значительно уменьшить количество медикаментозных препаратов, применяемых для поддержания оптимального состояния здоровья астматика. Также грамотно проводимые занятия позволяют значительно увеличить промежуток времени между приступами и способствуют защите организма от появления тяжёлых осложнений.

Лечебная физическая культура для взрослых

Внедрение в работу организма должно сопровождаться соблюдением определённых правил:

  1. Лечебные занятия должны назначаться после консультации со специалистом, это позволит избежать негативных последствий и ухудшения самочувствия. Кроме того, наиболее эффективной станет комплексная терапия – сочетание приёма лекарственных препаратов и выполнения упражнений.
  2. Стремление выздороветь как можно быстрее не должно затмевать здравый рассудок! Важно помнить, что чрезмерно активная нагрузка на организм, пораженный бронхиальной астмой, категорически недопустима! Интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно, медленно и плавно.

Ознакомившись с основными правилами, можно приступать к выбору вида сорта для занятий. Преимущество лечебной физической культуры – в широком выборе разрешённых видов спорта. Можно отдать предпочтение плаванию или аквааэробике, футболу или теннису, восточным единоборствам или танцам. По мнению врачей, идеальным вариантом занятий при бронхиальной астме является дыхательная гимнастика.

Лечебная физическая культура для детей

Бронхиальная астма у детей протекает несколько по иному, чем у взрослых. Например, приступы удушающего кашля у маленьких пациентов отмечаются намного реже.

Для малышей, больных бронхиальной астмой, оптимальной является дыхательная гимнастика. Наиболее эффективной признана методика Стрельниковой, к тому же выполнять упражнения довольно просто. Возможны лечебные упражнения, которые не только стимулируют малыша к выздоровлению и активному образу жизни, но и в целом значительно улучшают его самочувствие.

Ребёнку, который болеет бронхиальной астмой, будут полезны такие спортивные нагрузки, как долгие прогулки на свежем воздухе (туристические походы не только улучшат дыхательную систему малыша, но и вызовут у него неподдельный интерес), футбол, катание на коньках и роликах.

Комплекс упражнений ЛФК

В таблице представлены эффективные упражнения, предназначенные для больных бронхиальной астмой (взрослой возрастной группы).

Комплекс лечебных упражнений и медикаментозной терапии дадут высокоэффективный результат.

ЛФК при бронхиальной астме у детей

В первую очередь стоит обратить внимание на дыхательную гимнастику. Выполняется она довольно просто и не вызовет у ребёнка никаких трудностей в исполнении.

  1. Гласные буквы, произнесённые на выдохе, улучшают работу дыхательной системы. Необходимо на выдохе протяжно произносить буквы «и», «а», «о», «у».
  2. Согласные буквы, произнесённые на выдохе, действуют более агрессивно, и благодаря вибрации, оказываемой на верхние дыхательные пути, провоцируют более активное выведение мокроты. На выдохе необходимо произносить такие буквы, как «р», «з», «г», «д».

Что касается лечебных физических упражнений, но их выполнение также не вызовет трудностей с выполнением у детей. Стоит отметить, что длительность занятия не должна превышать 15 минут!

К основным лечебным упражнениям относятся:

  1. Ребёнок садится на стул, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, затем на выдохе нужно вернуться в исходную позицию. Повторить пять раз.
  2. Ребёнок сидит на стуле, кисти рук кладёт на плечи. На вдохе необходимо наклониться вперёд, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить пять раз.
  3. Ребёнок сидит на стуле, ножки расставлены максимально широко друг от друга. Руки расставлены в разные стороны (на уровне груди). На вдохе нужно повернуть корпус направо, на выдохе вернуться в исходное положение. Затем на вдохе повернуть корпус налево, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить упражнение в каждую сторону по пять раз.
  4. Ребёнок находится в положении стоя, ножки вместе, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются в стороны, на выдохе опускаются вниз. Повторить пять раз.
  5. В позиции стоя, руки расставить в стороны. На вдохе необходимо приподнять правую ногу и согнуть в колене, на выдохе опустить ногу (выполнить 5 раз). Повторить упражнение с левой ногой.

Весьма несложная лечебная гимнастика, которая поможет ребёнку почувствовать себя значительно лучше.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основные задачи лечебной физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой выглядят следующим образом:

  • прежде всего задача состоит в том, чтобы обучить больного бронхиальной астмой правильному дыханию во время бронхоспазма и приступов удушья;
  • благодаря регулярной тренировке значительно уменьшаются спазмы дыхательных мышц;
  • немаловажным является улучшение общего самочувствия больного, повышение энергетического тонуса организма;
  • лечебная гимнастика помогает активному выведению мокроты;
  • лечебная физическая культура благотворно влияет на нормализацию психоэмоционального состояния больного и устранение нервного возбуждения, а следовательно – помогает снизить дыхательный процесс.

Регулярные тренировки помогают повысить подвижность грудной клетки и улучшают работу мышц, а также отлично стимулируют аэробную функцию.

Противопоказания лечебной физической культурой при бронхиальной астме

И все же, несмотря на неоценимую помощь физической культуры, есть ряд ограничений, при которых стоит воздержаться от данной лечебной методики воздействия на организм астматика. К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • лихорадочное состояние, высокая температура;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • наличие онкологических патологий злокачественной формы (локализующихся преимущественно в бронхо-легочной системе);
  • внутреннее кровотечение и опасность его возникновения;
  • ухудшение самочувствия, сильный дискомфорт и возникновение болевого синдрома при любых (даже минимальных) нагрузках.

Кроме того, лечебную гимнастику запрещено выполнять при общем тяжёлом состоянии больного.

Итак, лечебный комплекс упражнений при бронхиальной астме выполнять не только можно, но и нужно. Главное – выполнять их правильно и прислушиваться к своему самочувствию. При возникновении любых недомоганий необходимо временно прекратить выполнение упражнений и сообщить лечащему врачу о возникших ухудшениях в состоянии здоровья. Также важно помнить, что максимально эффективного результата можно достичь только в комплексном лечении. Поэтому о приёме лекарственных препаратов забывать не стоит.

Главное правило – любое внедрение в работу организма должно сопровождаться рекомендацией врача. Только опытный специалист сможет грамотно составить курс лечения, исходя из индивидуальных особенностей организма астматика.

ЛФК. Комплексы упражнений при бронхиальной астме

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Курс ЛФК начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше, в ряде случаев в отделении интенсивной терапии.

Задачи ЛФК: регулирующее воздействие на дыхательный центр; снижение МОД; снятие или уменьшение бронхоспазма; расслабление дыхательной мускулатуры; укрепление и развитие дыхательных мышц; профилактика эмфиземы легких; уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС, регуляция эмоционального состояния; снятие патологической кортиковисцеральной доминанты; улучшение оксигенации и газообмена; стимуляция кровообращения; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Противопоказания для назначения ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд/мин; одышка более 25—50 дых/мин; температура выше 38° С. Курс ЛФК при бронхиальной астме состоит из двух периодов —подготовительного и тренировочного.

Подготовительный период направлен на обучение методике управления дыханием, регуляцию продолжительности фаз вдоха и выдоха. Средства и формы ЛФК: дыхательные упражнения, упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; расслабления; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД по В. В. Гневушеву.

В начале обучения осваивают навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в с) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение ДО в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД. При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) выдох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание. Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4) — Д И (3:4) — ДИ (4:4) — ДИ (6:4) -ДИ (8:3) и т. д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» — «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы — наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей — звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики— выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности, например — бух, бот, бак, бех, бих.

Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40—50% общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2—3 раза в день. Длительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

Тренировочный период при бронхиальной астме начинается в стационаре и продолжается практически всю жизнь, так как специальные упражнения не обладают длительным действием. Если больной овладел в стационаре методикой дыхания, а на поликлиническом этапе не продолжает тренировку, через 3—4 недели вновь проявляются нарушения функции внешнего дыхания.

Задачи ЛФК: стабилизация механики дыхания; устранение бронхоспазма; развитие подвижности грудной клетки; тренировка дыхательных мышц; уменьшение или снятие патологических кортико-висцеральных рефлексов. Противопоказания к назначению ЛФК отсутствуют.

Средства и формы ЛФК. Задачи тренировочного периода решаются путем использования дыхательных упражнений статического и динамического характера, звуковой гимнастики, упражнений, снижающих МОД, гимнастических упражнений, нагрузок циклического характера аэробного типа, массажа и аутогенной тренировки. Формы ЛФК — утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур. Метод проведения занятий индивидуальный, малогрупповой, групповой. Продолжительность занятий в течение дня до 1,5 ч.

На поликлиническом этапе лечения необходимо продолжение перечисленных мероприятий (поддерживающая терапия). Кроме Л Г, рекомендуют дозированную ходьбу или бег «трусцой» до 5 км в день, со скоростью 120 шаг/мин при ЧСС 100—120 уд/мин.

Примерные комплексы упражнений для больных бронхиальной астмой

Комплекс 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

И. п. сидя на стуле, руки на коленях.

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  • 3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 5. Руками держаться за сидение стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить; на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  • 6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опускать вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  • 7 На вдохе руки на коленях; на выдохе’произносить звук ж-ж-ж
  • 8. Руки перед грудью, пальцы в «замок» На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета плох 1, 2- выдох 3, 4, 5, 6; пауза — 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30, 40 с

Комплекс 2. Упражнения для больного бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

И. п. сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; па выдохе вернуться в и. п.
  • 3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе руки вверх; на выдохе опустить со звуком ха.
  • 5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  • 6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».
  • 7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  • 8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук «уф».
  • 10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом — вдох. Правой — левой, правой — левой, вдох — вдох, вдох — вдох. А не вдох — выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов — вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед — назад, вперед — назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом — вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть — чуть приседайте на левой, поднимая левую — на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Повороты. Поворачивайте голову вправо — влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом — вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое — к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием — вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед — назад, вдох — вдох.

Каждое движение головы — повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха — движения головой каждое.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, — чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох — в крайней точке наклона. Кончился наклон — кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать . Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений — вдохов это — самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая — левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они — рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» — «обними плечи», «насос» — «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле — вдох, наклон назад, руки обнимают плечи — тоже вдох. Вперед назад, вдох — вдох, тик — так, тик — так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые — с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох — короткий, легкий. Делайте каждое движение — вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 — 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах — на уровне пояса, а в третьем — на уровне плеч.

Лечебная физкультура в случае астмы

Физические упражнения рекомендованы при заболеваниях дыхательных органов. Они помогают улучшить кровообращение, ускорить доставку кислорода к бронхам, вывести мокроту, поднять общий тонус организма. ЛФК при астме нормализует количество кислорода во всех органах, учит больного управлению дыхательными циклами, стабилизирует нервную систему, помогая предотвратить приступы удушья. Упражнения способствуют улучшению самочувствия и качества жизни.

Задачи ЛФК при астме

Выполнение упражнений является частью комплексного лечения астмы. Специальные программы ЛФК предназначены для достижения следующих целей:

  1. Укрепление мышечного корсета, улучшение общего самочувствия.
  2. Формирование и регулирование физиологического ритма дыхания, улучшение вентиляции легких.
  3. Вывод лишнего воздуха из дыхательных путей, стабилизация состава крови.
  4. Расслабление мышц, участвующих в дыхании.
  5. Предотвращение аллергических дыхательных проявлений.
  6. Укрепление гибкости и упругости грудной клетки.

При развитой мускулатуре груди легче справляться со спазмами бронхов. Укрепление сосудов помогает улучшить питание кислородом всех органов и предотвратить приступы удушья. Среди задач ЛФК при бронхиальной астме – укрепление веры в собственные силы и снятие психосоматических причин астматических реакций.

Занятия физкультурой показаны в период между обострениями астмы, их цель – уменьшить число и выраженность приступов. Среди противопоказаний к упражнениям:

  • регулярные приступы удушья;
  • острые состояния с воспалением и температурой выше 38°;
  • кровотечения или опасность их возникновения;
  • злокачественные новообразования;
  • сердечная и дыхательная недостаточность (пульс – выше 120, дыхание – больше 25 в минуту).

Упражнения выполняются регулярно, прерываются только при ухудшении состояния. В комплекс ЛФК при бронхиальной астме входит дыхательная гимнастика, которую можно делать при любом состоянии, а также звуковая, тренирующая связки, как часть дыхательных органов.

Механизм действия ЛФК

Болезнь и затруднение дыхания ослабляют организм. Это еще больше вредит дыханию, так как отсутствие сильных мышц и слабые сосуды ухудшают поступление кислорода.

Специально подобранный комплекс упражнений ЛФК при бронхиальной астме укрепляет мышцы спины, груди, диафрагму. За счет этого увеличивается эластичность мускулатуры грудной клетки, пресса и объем легких.

Дыхательная гимнастика воздействует на бронхи – ускоряет кровообращение и процессы обмена. За счет этого уменьшается отек, улучшается отток жидкости, слизистые выделения быстрее покидают бронхи. Просветы между бронхиолами становятся шире, в легкие попадает больше кислорода. Частота дыхания нормализуется.

Звуковая часть гимнастики укрепляет другие части мышечного комплекса дыхательной системы. Колебания голосовых связок передается в дыхательный аппарат и грудные мышцы, что стимулирует вентиляцию альвеол и тренирует дыхание.

Повышение двигательной активности приводит к выбросу адреналина, поднимается тонус мышц всего организма, улучшается настроение. Во время занятий ЛФК пациент приобретает навыки диафрагмального дыхания, учится контролировать приступы, приобретает уверенность в себе.

Правила выполнения

На начальных этапах занятия рекомендуется проводить в присутствии специалиста ЛФК. После того, как все правила будут усвоены, можно переходить к самостоятельным тренировкам. Комплекс упражнений ЛФК при астме может дополняться и изменяться в сторону повышения нагрузок по мере укрепления мышц.

При самостоятельных занятиях следует придерживаться следующих правил:

  1. Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении с открытым окном или форточкой. Рекомендованы занятия на улице.
  2. Во время обострений занятия не проводят (дыхание чаще 25).
  3. При ухудшении состояния ЛФК прекращают.
  4. Упражнения выполняют регулярно, при плохом самочувствии перед занятиями по совету врача принимают бронходилататоры.
  5. В дополнение к ЛФК полезны плавание и пешие прогулки на свежем воздухе, лучше в парковой зоне.

При самостоятельных занятиях без контроля врача предварительно проверяют возможности больного, уровень его физического развития, чтобы правильно выбрать нагрузку.

Комплекс упражнений

Начальный этап занятий готовит пациента к более интенсивным нагрузкам, которые нужно будет постоянно увеличивать по мере готовности и укрепления мышечного корсета.

Первые 5-7 дней выполняется дыхательная гимнастика, которая учит контролировать дыхание.

Упражнения в положении сидя:

  1. Поза свободная, спина прямая. Вдох носом, более длинный выдох ртом. Кратность – 4-8 раз.
  2. На вдохе поднять одну руку вверх, задержка дыхания на 1-2 сек, выдох длинный – руку опустить. Повтор – другая рука вверх. Число повторов – 4-8.
  3. Сидя на стуле одновременно сгибать стопы и кисти в суставах. Выполнять 10-12 раз.
  4. Вдох носом, задержать дыхание на 1-2 секунды, длинный выдох. Кратность – 6-8 раз.

Основной комплекс упражнений ЛФК при астме, стоя:

  1. При вдохе кисти фиксируют под мышками. На выдохе – поднимают вверх и опускают. 6-8 повторов.
  2. На вдохе руки поднимают вверх, при выдохе – наклон корпуса влево вместе с руками. Возврат в исходное положение, повтор – в другую сторону. 6-8 повторений.
  3. Вдох носом, на выдохе наклон корпуса вправо, рука движется вниз по ноге. Возврат в исходное положение. Повтор – влево. 6-8 раз.
  4. На вдохе поворот корпуса влево с одновременным разведением рук в стороны, ладони вверх. На выдохе – возврат в исходное положение. 6-8 повторов.
  5. На выдохе ногу сгибают в колене и поднимают к груди, на вдохе опускают и встают прямо. 6-8 раз.

Упражнения ЛФК сопровождаются дыхательной и звуковой гимнастикой. Разработано несколько видов дыхательных практик – метод Стрельниковой, Бутенко, которые улучшают вентиляцию легких, снимают спазм бронхов. Многие выбирают дыхательные упражнение из йоги.

Разогреть мышцы перед тренировкой помогает массаж или простое растирание груди. Правила проведения дыхательных упражнений:

  • не выполнять на холоде;
  • задержка дыхания не больше 5-7 секунд;
  • не увеличивать рекомендованную врачом нагрузку.

Результатом дыхательных занятий не должно быть удушье и затруднение дыхания.

Особенности дыхательной гимнастики для детей

Дыхательные упражнения полезны всем детям, а ребенку с астмой они необходимы. С детства полезно закрепить навыки правильного дыхания, которые не только облегчат течение астмы, но и помогут правильно говорить.

Вместе с дыхательной и звуковой гимнастикой они позволяют укрепить мышцы груди и дыхательных путей. У самых маленьких уходит больше месяца, чтобы полностью освоить выполнение комплекса.

Основные особенности занятий с детьми:

  1. Ребенку нужно объяснить, зачем проводится зарядка, зафиксировать в его сознании, что ему лучше после упражнений.
  2. Проводить занятия в удобное время, когда он не устал, не хочет есть или спать.
  3. Придумывать упражнениям интересные названия, увлекая ребенка игрой.
  4. Следить, чтобы он во время выполнения не двигал плечами, корпусом, не напрягал ненужные мышцы и не надувал щеки.
  5. Научить правильному методу речевого дыхания – короткий вдох носом, более длинный выдох через рот.
  6. Упражнение повторяют 4-6 раз, не больше.
  7. Задания нужно менять, чтобы сохранять у ребенка интерес.
  8. Упражнения легче выполнять под счет или с музыкой.
  9. Нельзя заниматься дыхательной зарядкой при насморке или общем недомогании.

Одним из основных правил является регулярность занятий, нужно находить время, чтобы заниматься каждый день, прерываясь только на время болезни.

Перед занятием нужно заготовить кусочки ваты, стакан с водой и соломинкой и использовать их для тренировки дыхания. Подручные средства будут разнообразить занятия, сделают их менее скучными. Ребенок, тем не менее, должен понимать, что это не игра, а серьезное дело, которое ему поможет легче дышать.

Дыхательные занятия у детей улучшают функции бронхов, формируют носовое дыхание, улучшают обменные процессы, успокаивают нервную систему, борются с деформациями позвоночника и грудной клетки.

Звуковая гимнастика

Упражнения на дыхание с одновременным произнесением звуков называют звуковой гимнастикой. Вибрация голосовых связок передается на горло и дальше на дыхательную систему, тренируя мышцы.

Правила звуковой гимнастики:

  1. Вдох в 2-3 раза короче выдоха.
  2. Звуки произносятся во время выдыхания воздуха.
  3. Начинают занятия с произношения гласных – у, е, и, о, позже подключают з, р, с, заканчивать следует шипящими – щ, ш,ж.
  4. В процессе занятий присоединяют слоги с буквами б,р,х,д – «бахх», «друхх» и другие.
  5. Произносимый на выдохе звук следует постепенно удлинять. Начальное время – 4 секунды, дойти можно до 30 секунд.

Такие занятия проводят коротким сеансом 2-3 минуты по несколько раз в день.

ЛФК при бронхиальной астме учит контролировать состояние, развивает и укрепляет мышцы, улучшает вентиляцию легких. Регулярные занятия, пешие прогулки поднимают и общий тонус организма, заряжают энергией. ЛФК повышает устойчивость нервной системы, ведь при астме многие обострения провоцируются нервными срывами.

Сочетание медикаментозного лечения с физиопроцедурами и ЛФК делает лечение астмы более успешным. Правильный выбор нагрузки, регулярное выполнение физических и дыхательных упражнений помогают избежать приступов, облегчают течение болезни.

Читать еще:  Лекарства от глоссита
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector