Коррекция слуха

Нарушение слуха

Нарушение слуха – это полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Страдать таким расстройством может любой живой организм, который способен воспринимать звуки.

Возникает снижение слуха в результате поражения звуковоспринимающего либо звукопроводящего отдела. Чаще всего это происходит при возрастных изменениях, примерно к 60 годам почти у каждого человека наблюдается ухудшения восприятия звуков, продолжая постепенно прогрессировать.

Однако нередко нарушение слуха замечается и у детей. Очень важно вовремя обратиться к врачу, чтобы выявить причину недуга и остановить процесс.

Различают несколько разных типов нарушения слуха:

  • кондуктивное (возникает из-за разного рода блокировок в среднем или во внешнем ухе, которые препятствуют нормальному прохождению звуков);
  • сенсорное (является результатом проблем с волосковыми клетками, расположенными во внутреннем ухе, из-за которых улитка не имеет возможности правильно воспринимать звук);
  • невральное (происходит, когда мозг утрачивает способность обрабатывать электрические импульсы или же не может их правильно интерпретировать);
  • сенсоневральное (когда одновременно существует искажение при обработке звука мозгом и проблемы с волосяными клетками);
  • смешанное (представляет собой комбинацию сенсоневральной и кондуктивной потери. Звук не только не передается от внешнего или среднего уха к внутреннему, но и наблюдаются проблемы с невральными частями слуховой системы и внутренним ухом).

Причины нарушения слуха

Существуют факторы, которые приводят к снижению слуха еще до возникновения расстройств, обусловленных возрастными изменениями. Одним и самым опасным из них является повторяющееся воздействие сильного шума, который измеряется большим количеством децибел (шум мотора, звуки выстрела, ударные музыкальные инструменты и т.д.). В результате его влияния происходит постепенное отмирание нервных окончаний барабанной перепонки, которые отвечают за возможность воспринимать звук.

Разрыв барабанной перепонки приводит к временной потере слуха. Это может произойти в результате перенесенной тяжелой ушной инфекции, во время занятий спортом, при погружении под воды, прыжке с парашютом или поднятии тяжести, т.е. когда в ухе происходит сильный перепад давления.

К сожалению, нарушение слуха не во всех случаях является обратимым. Временное ухудшение может возникнуть при:

  • попадании в ухо воды,
  • наличии инородного предмета в ухе (наиболее часто наблюдается у детей),
  • образовании серной пробки,
  • отите (воспалении среднего уха), наличие фурункула в слуховом проходе.

Также потеря слуха может происходить в результате:

  • прорастания клеток кожи в полость среднего уха в виде опухоли (холестеатома),
  • врожденного или приобретенного сужения слухового прохода,
  • перенесенных инфекционных заболеваний (менингит, грипп, свинка),
  • болезни почек,
  • врожденных инфекциях (герпес, сифилис и др.),
  • травмы головы.

Нарушение слуха у детей также может быть обусловлено генетически обусловленной тугоухостью. Причиной раннего нарушения слуха у детей также могут быть:

  • беременность с высокой степенью риска,
  • различные инфекции,
  • прием определенных медикаментов, алкоголя или наркотических веществ во время беременности,
  • наследственные аномалии,
  • перенесенный в младенчестве менингит.

Симптоматика

Нарушение слуха может сопровождаться:

  • болезненными ощущениями в ухе,
  • наличием выделений в ухе,
  • ощущением переливания жидкости и другими шумами,
  • насморком,
  • тошнотой и рвотой,
  • головокружением,
  • нистагмом,
  • повышением температуры,
  • головной болью,
  • ослаблением мимических лицевых мышц,
  • нарушением походки (заваливание на одну сторону, неустойчивость).

Проверить слух стоит, если вы заметили у себя следующие признаки:

  • трудно следить за разговором,
  • собеседнику приходится часто повторять слова,
  • создается ощущение, что окружающие вас люди говорят очень тихо,
  • в шумной обстановке вы не можете разобрать речь (в парке, на совещании, в кафе),
  • приходится увеличивать громкость телевизора,
  • ощущается звон в ушах.

При этом эмоциональное состояние больного напряженное, он постоянно пытается расслышать, что ему говорят и раздражается на собеседника.

Диагностика

Поскольку нарушения слуха могут быть спровоцированы целым рядом заболеваний, для установления более точного диагноза следует обратиться к отоларингологу. Врач проведет оценку слуховых функций, проанализирует аудиологические и акустические показатели. Обязательным является проведение камертональной пробы и запись тональной пороговой аудиограммы.

Более информативным методом, который позволит уточнить тип нарушения, является аудиометрия, которая выполняется в диапазоне частот выше 8000 Гц. Также важно произвести исследование вестибулярного аппарата, которое включает в себя стабилографию.

Методы лечения

При наличии какого-либо препятствия для прохождения звука (пробка, инородное тело и т.п.) его необходимо устранить. При среднем и наружном отите производят регулярное промывание уха специальными антибактериальными каплями.

Если нарушение слуха произошло из-за фурункула наружного слухового прохода, необходимо произвести вскрытие фурункула. Операция проводится под местной анестезией. Хирургическое вмешательство также необходимо при хроническом среднем отите, чтобы восстановить целостность барабанной перепонки.

Экссудативный средний отит устраняется путем удаления жидкости из среднего уха с последующим введением в него противоотечных медикаментов.

При повреждении слуховых рецепторов или самого слухового нерва назначается прохождение курса лечения гормональными препаратами.

Если вылечить нарушение слуха невозможно, лечение направлено только на профилактику дальнейшего ухудшения состояния. Можно подобрать слуховой аппарат, который создан для того, чтобы усиливать звук. Таких аппаратов существует множество, есть даже практически незаметные, что является очень актуальным для молодых людей, которые страдают тугоухостью.

Профилактические меры

Поскольку потеря слуха может иметь необратимые последствия, такие как глухота, нарушение качества жизни, стойкое нарушение трудоспособности, очень важно применять профилактические меры, препятствующие снижению восприятия звуков. В комплекс этих мер входят:

  • своевременно лечить заболевания уха, горла и носа,
  • при авиаперелете во время насморка рекомендуется воспользоваться сосудосуживающим назальным спреем перед посадкой и взлетом, также не рекомендуется спать,
  • ограничить контакт с больными ОРВИ, использовать индивидуальные средства защиты,
  • незамедлительно заняться лечением хронических заболеваний носоглотки,
  • следует отказаться от использования ватных палочек для чистки ушей,
  • стараться максимально защищать уши от попадания в них любых раздражающих веществ (например, лака или краски для волос),
  • обязательно использовать плавательную шапочку во время купания в бассейне, наполненном хлорированной водой,
  • промывать уши только чистой пресной водой после купания в море или в бассейне,
  • просушивать уши полотенцем,
  • вести здоровый образ жизни, а именно: отказаться от вредных привычек, регулярно совершать прогулки на свежем воздухе, соблюдать режим дня и ночи, питаться рационально и сбалансированно,
  • избегать травм головы,
  • ограничить длительное воздействие громких шумов и вибрации,
  • не слушать музыку в наушниках на высокой громкости,
  • своевременно обращаться к врачу при первых же признаках нарушения слуха.

Коррекция слуха

По мнению большинства авторов (П. Л. Демидов, М. М. Эфрусси, Я. С. Темкин, А. Г. Лихачев), у взрослых тугоухих целесообразно использование слуховых аппаратов при потере слуха в речевой области частот свыше 40 дб. Соответственно считается необходимым слуховое протезирование, если разговорная речь воспринимается без слухового аппарата на расстоянии, не превышающем 1—2,5 м. В некоторых случаях (для собраний, театра и т. д.) рекомендуется слуховой аппарат и при меньшей потере слуха (восприятие разговорной речи на расстоянии 3—4 м).

Читать еще:  Использование дарсонваля

В отечественной литературе аналогичных данных о слуховом протезировании детей не имеется. В то же время Ф. Ф. Pay, Л. В. Нейман и В. И. Бельтюков, P. M. Боскис указывают, что при потере слуха свыше 20 дб у детей возникают затруднения в восприятии речи.

Bentzen, Morgon, Dupon-Tersen рекомендуют применять слуховые аппараты у детей при потере слуха в речевой зоне частот свыше 30 дб. Но тот же Bentzen допускает возможность их использования и при меньших потерях слуха (с 20 дб).

Siegenthaler установил, что в слуховых аппаратах нуждаются дети со средней потерей слуха в области частот 500, 1000, 2000 гц свыше 16 дб (в среднем свыше 22,5 дб). Используя слуховые аппараты, дети могут продолжать обучение в обычной школе.

Наши наблюдения показывают, что уже при средних потерях слуха в речевой области частот свыше 20 дб и ограничении разборчивого восприятия разговорной речи расстоянием в 3,5 м у детей при общении и на занятиях в школе ощущается дефект слуха. Это вынуждает обращаться к врачу за специальной помощью. Некоторых детей с подобными нарушениями слуха направляли логопеды, чтобы выявить причины дефектов речи.

У детей с преимущественным поражением звуковоспринимающей части слухового анализатора слуховой аппарат улучшает речевой слух при I степени тугоухости в среднем на 23,3 дб, при II степени — в среднем на 32,2 дб, при III степени — в среднем на 36,7 дб. Значительную компенсацию средних потерь слуха обеспечивают слуховые аппараты у глухих детей. У детей с глухотой IV группы эти аппараты улучшают восприятие в среднем на 45,5 дб, при III — в среднем на 31,4 дб.

Из этих данных следует, что при больших потерях слуха требуется большее усиление слухового аппарата. Однако пределы усиления ограничиваются порогом неприятных ощущений. Поэтому у детей с глухотой III группы при наибольших по сравнению с Другими категориями потерях слуха величина компенсации меньшая, чем при глухоте IV группы и тугоухости III степени.

Изучение возможности применения слуховых аппаратов у глухих детей является чрезвычайно важным. Большинство авторов считает необходимым использовать слуховые аппараты даже при наличии незначительных остатков слуха у глухих детей, что расширяет возможности учебной работы с ними (Bourguet et al., Schlorhaufer, De Reynier). Однако в этих работах не уточнен диапазон частот остаточного слуха, при котором возможен эффект слухового протезирования.

Наши наблюдения показали, что слуховые аппараты с диапазоном эффективно усиливаемых частот 400— 3000 гц могут быть использованы максимально лишь при остатках слуха, характерных для глухоты III группы. При меньших остатках слуха нельзя ожидать эффекта от таких слуховых аппаратов.
Для детей с глухотой I—II группы должна быть разработана специальная конструкция слуховых аппаратов.

У больных с преимущественным поражением звукопроведения слуховые аппараты с костным телефоном улучшают восприятие тонов речевых частот при I степени тугоухости в среднем на 27 дб, при II степени — в среднем на 40,9 дб, при III степени — в среднем на 49,7 дб. Сравнение этих данных с соответствующими по степеням тугоухости поражениями звуковоспринимающего характера, когда применялся воздушный телефон, показывает, что при тугоухости, обусловленной поражением звукопроводящей системы, слуховые аппараты с костным телефоном дают больший слухулучшающий эффект. Особенно выражена эта разница при больших потерях слуха. Так, у больных с тугоухостью III степени звуковоспринимающего характера компенсация дефектов слуха составляет в среднем 36,7 дб, а при звукопроводящей тугоухости III степени — в среднем 49,7 дб.

Эффект компенсации тугоухости, обусловленной поражением звукопроводящей системы, определяется способностью слухового аппарата с костным телефоном ликвидировать костно-воздушную разницу.

У больных с тугоухостью I степени, когда средняя костно-воздушная разница в области речевых частот равна 30,9 дб, со слуховым аппаратом она уменьшается до 3,9 дб, при тугоухости II степени — с 47,6 до 6,7 дб. При III степени тугоухости средняя костно-воздушная разница составляет 47,7 дб. Слуховой аппарат, давая улучшение слуха в среднем на 49,7 дб, не только ликвидирует эту разницу, но и дополнительно улучшает слух в среднем на 2 дб.

Сопоставляя величины средних квадратичных отклонений результатов исследования слуха через аппараты у тугоухих и глухих детей, можно отметить увеличение дисперсии с ростом потерь слуха. Это свидетельствует об увеличении неоднородности эффекта компенсации дефектов слуха аппаратами по мере его понижения.

Анализ данных, полученных при исследовании порога восприятия речи, показывает, что использование слухового аппарата создает возможность снижения этого порога при I степени тугоухости, обусловленной нарушением звуковосприятия, в среднем на 19,7 дб, а при нарушениях звукопроведения — в среднем на 28,3 дб. У детей с тугоухостью II степени порог восприятия речи снижается при нарушениях звуковосприятия в среднем на 28,7 дб, а при нарушениях звукопроведения — на 33,2 дб. Применение слуховых аппаратов у детей с тугоухостью III степени снижает порог восприятия речи при нарушениях звуковосприятия в среднем на 30,7 дб, при нарушениях звукопроведения — на 43 дб.
По данным Siegenthaler, у тугоухих школьников слуховые аппараты снижают порог восприятия речи в среднем на 22 дб.

Исследование порогов восприятия широкополосного шума через слуховые аппараты показывает, что у детей с тугоухостью I степени звуковоспринимающего характера аппараты компенсируют потерю слуха в среднем на 17,2 дб, звукопроводящего характера — на 24,9 дб. У детей с тугоухостью II степени при поражении звуковосприятия отмечается улучшение в среднем на 27,9 дб, при поражении звукопроведения — на 31,2 дб. При III степени тугоухости звуковоспринимающего хародстера наступает улучшение в среднем на 33 дб, звукопроводящего характера — в среднем на 42,6 дб. У детей с глухотой IV группы слуховые аппараты компенсируют потерю восприятия шума в среднем на 34,1 дб. При глухоте III группы аппараты улучшают слуховое восприятие в среднем на 31,7 дб.

Сравнивая результаты подбора слуховых аппаратов у тугоухих и глухих детей, можно отметить, что все исследованные характеристики слуховой функции (восприятие чистых топов, речи и шума) свидетельствуют о возможности компенсации дефектов слуха.

Вместе с тем имеются и некоторые весьма ограниченные противопоказания к слуховому протезированию постоянного и временного характера. К постоянным относятся психогенные нарушения слуха и наличие слуховых гиперестезии. При этом до настоящего времени не изучен вопрос о возможности применения слуховых аппаратов у тугоухих и глухих детей с нарушением и отставанием в умственном развитии различного происхождения (болезнь Дауна, последствия травм центральной нервной системы и т. д.). К временным противопоказаниям следует отнести острое воспаление наружного и среднего уха, а также обострение хронического воспаления среднего уха.

Читать еще:  Когда делается акдс

Аудиометрия — проверка слуха

Благодаря профессиональному и грамотному обследованию, можно достоверно оценить качество слуха у конкретного пациента, установить точный диагноз и причины, вызвавшие проблему, а также определить характер и степень имеющихся нарушений. Такие меры позволяют осуществить профессиональное слухопротезирование с целью повышения качества жизни пациента и его успешной адаптации в социуме.

Сколько стоит диагностика слуха

Специализированный медицинский центр «Акустик» обеспечивает проведение комплексных диагностических мероприятий (цена указана в прайс-листе). Врачи центра проводят качественные исследования с помощью самых современных методов диагностики заболеваний звукопринимающего аппарата у взрослых и детей разного возраста.

Где проверить слух взрослому в Москве?

Специалисты центра «Акустик» проводят следующие виды диагностики

Осмотр уха (отоскопия)

На первичной консультации врач проводит осмотр ушей, выявляет патологию, определяет возможность слухопротезирования и уточняет показания и противопоказания к использованию определенных моделей/видов акустических устройств.

Исследование проводится с помощью разговорной и шепотной речи. Врачом с определенного расстояния произносятся числа, слова, словосочетания и целые фразы. Показатель остроты слуха – расстояние, на котором пациент отчетливо воспринимает речь. В некоторых случаях допустимо использование камертонов.

Тональная аудиометрия (аудиограмма слуха)

Профессиональный тест, целью которого является измерение остроты слуха и восприимчивости звукопринимающего аппарата пациента к звуковым колебаниям разной частоты. Аудиометрия, как наиболее точный метод исследования слуха, производится специальным прибором, аудиометром.

Аудиограмма слуха позволяет получить информацию о воздушной и костной проводимости звука. Главная ее задача – установить порог слухового восприятия в речевом частотном диапазоне. При нормальном слухе на графике можно увидеть горизонтальные линии на уровне до 20 дБ громкости. Чем ниже на графике располагаются эти линии, тем слух хуже.

Пациент не может услышать звуки, которые находятся за порогом его слышимости. Но, благодаря полученным данным, специалист может правильно подобрать и грамотно настроить гаджет для коррекции слуха. Например, человек может иметь частотно-неравномерную потерю слуха, т.е. слышать по-разному на разных частотах. Тогда аппарат будет индивидуально приспособлен.

Для чего необходимо аудиологическое исследование?

Аудиограмма – важная процедура, обязательная для определения причин тугоухости и точного профессионального подбора аппарата.

Где можно сделать аудиометрию в Москве?

Центр слухопротезирования «Акустик» оснащен самой современной медицинской аппаратурой от ведущих мировых производителей. К услугам пациентов высокий профессионализм, индивидуальный подход и колоссальный практический опыт врачей. Все диагностические процедуры, включая аудиометрию, осуществляются максимально быстро, комфортно и в удобное для пациентов время. Чтобы не стоять в очереди, предусмотрена консультация у сурдолога по предварительной записи. В центре можно проверить слух ребенку и взрослому.

Классификация степеней тугоухости

При выборе оптимальной модели протеза врач учитывает степень потери слуха у конкретного пациента.

При пороге слуха от 0 до 20 децибел можно говорить о нормальном слухе.

1 степень (слабая). Человек воспринимает звуки мощностью 26-40 децибел и отчетливо слышит речь с шести метров.

2 степень (средняя). Порог слышимости лежит в пределах 41-55 децибел, восприятие речи – с расстояния в три метра.

3 степень (нейросенсорная тугоухость, средне-тяжелая). Восприятие звуков в диапазоне 56-70 децибел, речь слышна при приближении объекта на максимальное расстояние и при условии громкого, раздельного и четкого произношения слов.

4 степень (глубокая). Тяжелая форма тугоухости при пороге слышимости 71-90 децибел, отсутствие способности восприятия даже громких звуков и невозможность участвовать в разговоре с собеседником.

5 степень (глухота, 91+дБ). Сложности понимания речи даже с помощью мощных наушников.

Слабослышащим людям можно успешно помочь практически при любой тугоухости. Даже в случае ее тяжелой степени существует решение – правильный подбор и грамотная профессиональная настройка мощного цифрового аппарата. Компенсация потери слуха увеличивает возможности человека при социализации, помогает успешно продвинуться по карьерной лестнице, вести активную жизнь без малейших ограничений.

Проверка слуха в центре «Акустик»

Полная диагностика слуха (стоимость в прайсе) с анализом аудиограммы – необходимое условие для успешной выработки дальнейшей стратегии помощи пациентам. Проводить проверку слуха любому человеку следует каждый год. Только в этом случае можно вовремя заметить ухудшение состояния и своевременно принять меры по его стабилизации, проведя слухопротезирование.

Плохой слух неизбежно приводит к значительному снижению качества жизни человека, независимо от его возраста, рода занятий и пр. факторов. Постоянное напряжение, затруднение в общении, невозможность продуктивно участвовать в общественной жизни, смотреть телевизор, слушать музыку, посещать кинотеатры и театры и т.д. приводит к неврозам, депрессиям, скачкам давления, шуму в голове и ушам и другим проблемам. Кроме того, иметь плохой слух не безопасно, например, при переходе проезжей части улицы.

Нередко сниженный слух – это симптом какого-либо серьезного заболевания (ушей или общей патологии):

  • отита;
  • отосклероза;
  • артериальной гипертензии;
  • сахарного диабета;
  • сердечно-сосудистых проблем, включая атеросклероз.

Исследования, проведенные в условиях специализированного медицинского учреждения:

  1. дают полную картину состояния звукопроводящего и звукопринимающего аппарата пациента и его отклонения от нормы;
  2. определяют наличие тугоухости и ее степень;
  3. указывают на возможные причины, послужившие толчком для снижения слуха.

Нормальный слух диагностируется при пороге слухового восприятия в пределах до 20 децибел. Любое отклонение от этих показателей расценивается в медицинской практике как нарушение слуха и чаще всего требует покупки слухового аппарата. Не может быть речи о пользовании дешевыми усилителями звука. Эти устройства только увеличивают мощность поступающих извне сигналов и не производят их цифровую обработку. Они не имеют никаких возможностей для индивидуальной настройки, не улучшают слух и неизбежно вызывают его дальнейшее ухудшение, по причине грубого шумового воздействия на и так пострадавшие клетки слухового нерва.

Специалисты не рекомендуют покупать также слуховые аппараты без индивидуального подбора и профессиональной грамотной настройки. Такой прибор не адаптирован под индивидуальные требования к усилению, и также, как простые усилители, наносит непоправимый вред слуху и здоровью человека в целом.

Врач подбирает нужный гаджет для коррекции слуха, в зависимости от диагностированного типа патологии:

  • кондуктивной;
  • сенсоневральной;
  • смешанной тугоухости.

Коррекция слуха осуществляется квалифицированным врачом-сурдологом после получения результатов диагностики:

  • отоскопии;
  • экспресс-проверки слуха;
  • аудиометрии.

При подборе оптимального варианта слухопротезирования учитывается:

  1. степень тугоухости;
  2. индивидуальный порог восприятия звуков;
  3. возраст пациента;
  4. особенности его профессиональной и бытовой деятельности;
  5. наличие сопутствующих хронических патологий;
  6. личные пожелания;
  7. материальные возможности.

Врачи центра разрабатывают индивидуальную программу помощи пациенту, устанавливают адаптационный период (привыкание к аппарату), бесплатно консультируют по любому возникшему вопросу (весь период пользования гаджетом).

С целью сохранения необходимой каждому человеку слуховой функции следует своевременно обращаться в специализированный медицинский центр «Акустик».

Помочь пациентам с любой степенью тугоухости зачастую можно осуществить только с помощью слухопротезирования. На сегодняшний день не существует никаких действенных лекарств, а, тем более, народных методов, восстанавливающих слух. Не рискуйте своим здоровьем и не тратьте время даром!

Читать еще:  Красные щеки у ребенка 1 год

Методы коррекции нарушений слуха у детей

Нарушения слуха у детей являются довольно-таки распространенной проблемой. Они могут быть врожденными либо приобретенными, но в любом случае негативно отражаются на развитии и требуют адекватной комплексной коррекции.

Терапия нарушений слуха у деток проводится после выполнения комплексной диагностики и зависит от первопричины развития такой проблемы. Лечение может быть:

  • Немедикаментозным.
  • Лекарственным.
  • Оперативным (хирургическим).
  • С использованием слуховых аппаратов.

Методики терапии подбираются в индивидуальном порядке лечащим врачом. При необходимости специалист может сочетать несколько способов коррекции для достижения максимально возможного эффекта.

Нелекарственная терапия

Немедикаментозная коррекция подразумевает устранение факторов, которые могли повлечь за собой снижение слуха, в частности:

  • Очистку слухового прохода.
  • Извлечение серной пробки.
  • Удаление инородного тела.

Помимо того, эта группа терапевтических мероприятий подразумевает соблюдение охранительного режима. Маленьким пациентам с нарушениями слуха необходимо:

  • Отказаться от применения наушников.
  • Не слушать громкие звуки (музыку).
  • Беречься от сильного шума.
  • Отказаться от использования ототоксичных медикаментов.
  • Вести максимально здоровый образ жизни.

Коррекция слуха у деток может подразумевать применение некоторых методик физиотерапии. Оптимальный способ воздействия подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от типа выявленных нарушений. В частности, могут использоваться методы:

  • Лекарственного электрофореза. Электроды могут накладываться на участок сосцевидных отростков, в таком случае применяют калия йодид и лидазу. Иногда электрофорезом воздействуют на воротниковую зону, используя дибазол, никотиновую кислоту и дротаверин.
  • Дарсонвализации. Этот метод подразумевает воздействие на кожные покровы импульсных токов, которые отличаются высокой частотой, высоким напряжением и малой силой.
  • Эндаурального фоноэлектрофореза. При такой методике электроды помещаются непосредственно в ухо.
  • Иглоукалывания. Данный способ терапии подразумевает воздействие на организм специальными иглами, которые вводятся в области особенных биологически активных точек.

Методики нелекарственного лечения часто носят вспомогательный характер и применяются параллельно с прочими способами терапии.

Медикаментозная терапия

Лекарственное лечение позволяет справиться с приобретенными нарушениями слуха. Средства терапии подбираются в индивидуальном порядке, среди них могут быть:

    Антибиотики. Они эффективно нейтрализуют возбудителей инфекции. Отоларингологи обычно отдают предпочтение аминопенициллинам либо цефалоспоринам.

Лекарственная терапия может дать ощутимый терапевтический эффект при лечении приобретенных нарушений слуха. Довольно часто лечение начинают в стационарных отделениях, после чего продолжают в домашних условиях.

Оперативное лечение

Методы хирургической коррекции помогают справиться с различными видами нарушений слуха. Есть несколько видов оперативных вмешательств на ушах при подобной проблеме:

  1. Тимпанопластика. Данная операция позволяет восстановить целостность барабанной перепонки либо цепи слуховых косточек. Такая разновидность хирургической коррекции осуществляется исключительно по показаниям – при наличии у маленького пациента нарушений звукопроводящей системы.
  2. Шунтирование барабанной перепонки для устранения секрета, скапливающегося в барабанной полости.

Хирургическое лечение нарушений слуха осуществляется в специальных клиниках под общим наркозом. При правильном выборе методики коррекции подобный способ воздействия дает ожидаемый эффект и помогает улучшить слух либо восстановить его.

Слуховой аппарат

Иногда врачи уже в первые полгода жизни малыша настаивают на применении слуховых аппаратов. Подобные устройства помогают некоторым пациентам с врожденными проблемами, а также показаны при определенных приобретенных патологиях. Современные слуховые аппараты – это уникальные микроэлектронные приборы, которые способны успешно компенсировать различные степени потери слуха. Опытные врачи помогают подобрать оптимальную модель такого устройства даже в раннем возрасте и, скорректировав его амплитудно-частотные свойства, могут достичь необходимого уровня усиления и достаточной разборчивости звука.

Правильно подобранный аппарат способен стимулировать развитие остатков слуха. Такое устройство неплохо тренирует слуховые анализаторы, активируя их центральные отделы, которые локализованы в коре головного мозга.

  • Заподозрив у ребенка нарушение слуха, родителям необходимо в кратчайшие сроки обратиться к медикам и пройти полноценный осмотр. Также необходима консультация сурдолога и, по необходимости, консультация в кабинете слухопротезирования.
  • Важно предпринять все возможные меры по коррекции слуха у детей в раннем возрасте, так как ребенок должен полноценно воспринимать речь (еще до того, как начнет учиться говорить) в течение восемнадцати месяцев с момента рождения. При снижении слуха малыш перестанет реагировать на элементы речи, ухудшение слуха будет прогрессировать, а речевое развитие сильно нарушится.
  • Слуховые аппараты имеют определенные противопоказания. Возможность их использования определяется в индивидуальном порядке.
  • Подбор подходящего ребенку устройства осуществляется в индивидуальном порядке с учетом проведенного аудиометрического обследования. Аппарат должен обеспечить полноценное восприятие речи с максимальной разборчивостью ее элементов.

Родителям важно следить, чтобы слуховой аппарат использовался малышом с нарушениями слуха на постоянной основе. Устройство нужно надевать сразу же после пробуждения и не снимать до ночного сна. Лишь в этом случае коррекция слуха будет максимально успешной.

Развитие речи

Проблемы со слухом у детей приводят к естественным изменениям в восприятии мира. Такие малыши отличаются большей чувствительностью к запахам, а также к кинестетическим чувствам и зрительному образу. Полноценная реабилитация деток с нарушениями слуха возможна лишь при условии направленного развития речи, и оно начинается в семье. Родителям необходимо:

  1. Дать ребенку возможность слышать нормальную речь и визуально воспринимать работу артикуляционных органов.
  2. Не использовать жесты для общения, заменяя ними речь (если специалист не рекомендовал другого).
  3. Укреплять здоровье ребенка, предупреждать вторичные нарушения развития, воспитывать активность, формировать мотивацию к обучению и развивать коммуникативные навыки.
  4. Формировать словесную речь на своем примере за счет остатков слуха.
  5. Работать со специалистами: логопедом, сурдопедагогом и дефектологом.
  6. Добиться посещения ребенком обыкновенного общеобразовательного сада. Группа детей с нормальным слухом – это важнейшее условие для адекватного речевого и умственного развития. Само собой, параллельно нужно продолжать работать со специалистами.

Для детей с нарушениями слуха характерно некоторое недоразвитие ряда важных компонентов речевой системы. Они часто:

Справиться со всеми этими нарушениями можно при длительной и комплексной работе с логопедом и сурдопедагогом. Коррекция речи подразумевает:

  1. Проведение слуховых тренировок с применением звукоусиливающей аппаратуры. Такие занятия помогают развить слуховое восприятие речи, накопить речевой опыт и научиться использовать словесную речь в общении.
  2. Проведение музыкально-ритмических занятий, где дети обучаются различиям между пением и речью, воспринимают и воспроизводят музыкальные и неречевые элементы.
  3. Индивидуальные занятия с применением логопедических средств. Специалист обучает ребенка различным методикам постановки звуков, овладению голосом и дыханием.
  4. Развитие мелкой моторики. Такие занятия с детьми помогают им адаптироваться к активной работе, избавиться от накопленного напряжения и активировать речевую зону, которая в головном мозге локализована около зоны мелкой моторики.

Успешное развитие интеллекта и становление речи детей с нарушениями слуха является возможным только при комплексном подходе: лечении обнаруженных нарушений, слаженной работе родителей и педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector